Returnal

Удачи отважным, погибшим — здоровья

Ты недостаточно хорош. По крайней мере так я начал думать после 21 (двадцать первой!) попытки добраться вглубь стартовой локации Returnal и хотя бы отдаленно выяснить, что случилось. После 30 (тридцатой!) попытки я перестал считать. Сжал зубы и бежал вперед. Быстро, яростно, коридор за коридором, поляна за поляной. Пальба из всех орудий, ни секунды покоя, так тяжело в видеоиграх мне не было никогда. История повторялась снова и снова: кораблекрушение, незнакомая планета, толпы злых врагов и отчаянные попытки отбиться. Я убивал чудовищ сотнями, копил ресурсы, прокачивал свой костюм и становился сильнее. Я погибал и терял абсолютно все, что скопил и снова переживал падение корабля и бессилие перед ордами кровожадных монстров. Цикл повторялся, я ничего не мог с этим поделать.

Прежде игры от студии Housemarque тоже были непростыми — в хорошем смысле. Команда сделала для нас зубодробительные Alienation и Resogun, а сейчас они перескочили в высшую лигу с роуглайк-шутером Returnal.

Returnal 1:0 Антон

Я боролся за победу в новом тайтле долгие часы, попытка за попыткой. Впервые в жизни вынужден признать — эта игра меня победила. Счет на табло неутешительный. Мне не удалось убить первого босса и, судя по статистике трофеев, в такой же ситуации оказались 49% всех, кто уже играл. Дальше цифры падают в геометрической прогрессии: на момент подготовки материала первый акт завершили 19,5% игроков, второй акт — 10%, третий — 2,5%. Почему так произошло? Это вопрос, который стоит задать самому себе, но прежде давайте разберёмся, что такое Returnal и как она работает, тогда многое сразу станет понятно.

Планета Антропос — место, где тебе не рады. На поверхность с грохотом падает космический корабль. На борту единственный пассажир, женщина-астронавт по имени Селена. Она выбирается из разбитого аппарата и отправляется в неизвестность. Пара десятков метров, на земле лежит аудиозапись. На пленке голос самой Селены, уставший и встревоженный, сообщает: все это уже когда-то случилось. Падение корабля, неизвестная планета, большая катастрофа. А потом повторилось: падение корабля, неизвестная планета, большая катастрофа. Цикл повторяется снова и снова, Селена застряла в петле.

Из оружия только полуавтоматический пистолет, впереди жуткие “поляны” — средних размеров мрачные территории, соединенные между собой не менее жуткими коридорами. Это первый из биомов Returnal и он устроен как своеобразная “паутинка”. В каждой локации есть несколько выходов, один из которых ведёт в следующую основную территорию, все остальные — в дополнительные ответвления, где можно найти ресурсы, оружие или другие бонусы. Опытным путём я выяснил, что лучше не игнорировать ни единого поворота, ни одну комнату или закуток. На мини-карте удобно показывают, куда повернуть, где что лежит и что пропущено.

Собирайте все, что можете, однажды это спасёт вам жизнь — как только зайдёте в новую локацию столкнётесь с тварями, что живут на Антропосе и они попытаются убить Селену. Фауна крайне неприветлива: пришельцы с щупальцами (Кербероны) плюются энергетическими сгустками, в воздухе кружат монстры, напоминающие дементоров, из-под земли возникают чудовища….скажем так...растительного происхождения…похожие на Антов из “Властелина Колец”. Тут их называют Микоморфами. Они за несколько секунд распадаются на части и собираются у ваших ног, или за спину, замедляют и больно бьют. И, конечно, мои любимые — титанопсы, похожие на больших осьминогов. Они обычно в центре комнаты и светятся красным, одним прыжком преодолевают всю локацию и убивают с двух-трёх ударов. Чертовы мрази, ненавижу, держитесь от них подальше, пожалуйста.

Это неполный список конечно, боюсь представить что там в биомах, до которых я не добрался. На корабле (туда можно вернуться) есть бортовой компьютер — меню игры также стилизовано под него — можно посмотреть карточки местной фауны. По понятной причине у меня там много чего осталось закрыто, но, судя по количеству ячеек, список впечатляющий. Там же в меню можно проверить состояние скафандра, оружие и наличие ресурсов. Последних уже в начале игры есть сразу несколько видов. Основной — сульфиты — зеленые камушки. Берегите и уважайте их, они восстанавливают хрупкое здоровье Селены и делают скафандр прочнее. Недостаток прочности не позволит вам далеко уйти, особенно в дальних территориях, где все вышеописанные кровожадные твари нападают толпой в несколько волн.

Что им можно противопоставить? Собирайте желтые кристаллы, называются оболиты. Однажды вы найдёте комнаты, в центре будет устройство напоминающее пожарный гидрант — местный фабрикатор, с помощью которого получится собрать аптечку или небольшое усиление. Кроме этого в темных углах Returnal раскиданы ключи от сундуков с лутом и усилители “квалификации”. Параметр отвечает за мощность оружия и чем его уровень выше, тем больнее бьет каждая новая найденная пушка. На начальном этапе игра дает только пистолет и ничего больше. В первом биоме я находил автомат и дробовик, а всего в игре будет с десяток стволов. У каждого оружия по два режима огня — основной и альтернативный.

Последний, как правило, долго перезаряжается, но зато помогает сильно насолить толстому противнику или обездвижить его, а враги поменьше и вовсе умрут мгновенно. При этом команде Housemarque удалось добиться очень важного ощущения, в котором приятно стрелять из любой пушки вне зависимости от ситуации. Разработчики придумали не самый привычный подход в управлении, но он отлично раскрывает возможности геймпада DualSense. Зажатый наполовину левый триггер включает увеличение прицела, нажатый до конца курок включает альтернативный огонь. А что такого необычного? Да все очень просто. На деле, когда каждая схватка происходит на безумной скорости, прицел в общем-то не важен. Я бегал, направлял прицел в сторону врага и открывал огонь. Дальше как-то само получалось, этакая стрельба навскидку, захват цели на звериных инстинктах. Селена смотрит на врага через мушку прицела только издалека, если вдруг (а такое бывает редко) удалось остаться незамеченной и выцелить врага с большого расстояния. Первый же выстрел активизирует всю суету на локации и дальше останется только пытаться выжить.

Это сделать нелегко, но для этого разработчики припасли несколько дополнительных средств, пусть и не самых очевидных. В Returnal, как у любого рогалика, есть особые предметы, подбирая которые Селена получает не только бонус, но и штраф. Я отыскал два вида. Первый это паразиты. Такая паутинообразная штука, которую героиня цепляет на руку. Они дают какой-то классный перманентный буст (например, плюс две ячейки прочности к скафандру), но при этом уравновешивают его обратным эффектом (подняли предмет — получили урон). Вешать можно сразу несколько штук, приумножая как негативные, так и позитивные эффекты.

Второй тип предметов — проклятые. В игре их называют “порчеными”. Поднимая их, вы рискуете получить “сбой” — ощутимый дебафф, избавиться от которого можно только выполнив определенные условия. Например, убив 20 пришельцев. Этой скверны в первом биоме Returnal хоть отбавляй, разбросана на каждом шагу: предметы, сундуки. Мне это видится как интересная попытка разнообразить механику, альтернативный способ строить свою игру. Не нравится расти по чуть-чуть и набираться сил? Вот вам дьявольские артефакты и предметы, они дают много сил, но при этом забирают нечто взамен. Впрочем, есть и третий вариант — накопить достаточно “эфира” — особой валюты, которая снимает негативные эффекты с сундуков и предметов. Она очень редкая и ее мало, поэтому тут лучше не распыляться налево и направо.

Если же и это не помогает справиться в оравой инопланетных тварей, остается только бегать по карте и орать (опционально, но я играю так последние пять часов).

Ладно, шутки шутками, но Returnal регулярно дает как следует просраться. Враги умны и безжалостны. Я бегал от соперников кругами, но каждый раз, когда выбранная траектория казалась мне не слишком удачной, она и вправду оказывалась такой. Меня доставал вражеский выстрел или укус, либо я падал в пропасть, потому что неправильно рассчитал свои силы. Стая инопланетных хищников действует слаженно, они нападают толпой, все время движутся и стреляют едва завидев тебя. В бою нельзя ни то чтобы остановиться, даже просто сбавить темп. По ощущениям получился своеобразный Doom Eternal с бешеной динамикой и сильно ограниченными возможностями местной медицины.

И все бы ничего, но вдобавок к этим страданиям Returnal отдельно подкидывает масла в огонь и делает это легитимным и не очень образом. Первый из них вполне законный — процедурная генерация уровня. Не полностью рандомная и не на весь уровень целиком, но тем не менее: есть несколько ключевых территории, они всегда выглядят одинаково. Области между ними меняются и там несколько итераций, которые складываются в случайном порядке. Этого хватает, чтобы каждый раз после гибели игрок попадал в незнакомую ситуацию. У меня получилось запомнить специфику некоторых локаций, но так, чтобы прямо изучить и запомнить каждый угол — нет. Всегда есть элемент неожиданности и неизвестности.

Второй способ, который использовали разработчики... он нечестный. В некоторых комнатах первого биома есть специальные устройства — они единоразово восстанавливают здоровье и увеличивают прочность скафандра. В некоторых случаях при использовании такого “гаджета” прямо в закрытой комнате из воздуха появляются летающие враги и почти сразу снимают кусок здоровья. В первый раз обычно не ждёшь подвоха и погибаешь, потом лишний раз думаешь, а надо ли оно мне? Я вас предупредил.

По итогу картина получается интересная. Returnal это вроде бы обычный роуглайк, но опыт от него получаешь какой-то беспощадный и безжалостный. После смерти у тебя отбирают абсолютно все: оружие, полученные ресурсы, все заработанные бонусы и улучшения. После смерти игра как будто начинается заново: крушение космического корабля, незнакомая территория, слабенький пистолет в руке Селены. Выполнение промежуточных целей фиксируется и сохраняется, но все равно очень тяжело. Многие из моих попыток закончились глупой (упал с обрыва при минимальной шкале здоровья) и быстрой смертью. Даже не знаю, что расстраивало сильнее — когда толпа обезумевших врагов загасила меня за закрытой дверью после полутора часов сборов и подготовки к битве с боссом? Или случайная смерть в первой же области сразу после этого. Длительные забеги в Returnal превращают это в норму. Однажды я играл часов семь без остановки, пока у меня не сел геймпад — с полной зарядки до нуля. С каждой новой попыткой усталость копится и драться так же хорошо как в начале уже невозможно. Кроме того, я даже боюсь представить, что чувствует игрок, погибающий в последнем биоме и снова просыпающийся на стартовой локации без оружия и всего, чего добивался кровью и потом несколько часов. Я все понимаю про шорт-каты, но черт, вы только представьте!

Со стороны может показаться, что я недоволен или жалуюсь, но это не совсем так. Жанр роуглайк сам по себе предполагает жесткое наказание за гибель и это нормально. Студия Housemarque собрала уникальную в своём роде игру. С технической точки зрения она классная. Тут и графика на уровне (единственное что не понравилось — иногда вместо заставки на движке пререндер-ролик) и к геймплею вопрос только один — почему мне так трудно? Я начал искать ответы в себе и, кажется, я слишком спешу. Returnal такого не прощает. Для победы недостаточно просто ворваться в толпу с шотганом наперевес. Все быстро закончится смертью. Гораздо лучше у меня получалось, когда я неспешно собирал все, что падало с убитых врагов, заходил в каждую дополнительную область, шарил в каждом углу. Маленькие на первый взгляд бонусы по крупице дают преимущество, которое на ближайших к боссу территориях поможет выжить и хотя бы попытаться убить его (или ее, если мы говорим о самом первом биоме). Как я люблю говорить: весь смысл заключён в попытке. Применительно к Returnal это работает очень хорошо.

Прямо сейчас я впервые в жизни испытываю фрустрацию от знакомства с видеоигрой. Смущение и разочарование — но дело не в Returnal, она чертовски хороша — дело во мне. Я пишу об играх около восьми лет и впервые терплю разгромное поражение. Я имею в виду по-настоящему. Сделал несколько десятков попыток, потратил часы своей жизни, дрожал, потел. Погибал, терял все, снова бросался в бой, снова погибал. В каком-то смысле я застрял в этой петле вместе с главной героиней, не исключаю, что именно этого хотели разработчики. И тут же рискну предположить, что и нам не помешает такая игра — злая и бескомпромиссная, способная поставить на место и выбить все дерьмо.

Returnal научила меня проигрывать. Проиграл бой, но война не окончена. Полученный опыт сделал меня умнее и сильнее — сегодня ночью у меня почти получилось правильно подготовиться и одолеть чудовище.

Я продолжу пытаться. В следующий раз обязательно получится и потом, когда я продвинусь значительно дальше, у меня будет повод рассказать вам об этом. Returnal будет доступна для всех уже сегодня ночью. Для раннего эксклюзива PS5 это отличный вариант. Кто-то пробежит первый биом (а может и всю игру) словно на прогулку выйдет, другие проживут опыт, похожий на мой. Это нормально, будет, что обсудить в комментариях. Теперь вы знаете, чего ждать.

Отважным пожелаю удачи, здоровья — погибшим. Остальным, как говорится, соболезную.

Последние статьи

57 Комментариев

  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    Привет, друзья.

    Спасибо, что дочитали материал до конца. Этот текст для меня во многом очень личный - впервые за 8 лет в игровой журналистике я столкнулся с такой ситуацией, когда физически не получается преодолеть завышенную сложность в игре. На этом фоне мои 25 платиновых трофеев померкли, я расстроился, но сдаваться не собираюсь. Свой опыт я превратил в эту колонку.

    Здесь оставлю специальный комментарий, в реплаях вы можете:
    1. Задать любые интересующие вопросы
    2. Выразить свое недовольство. "Автор не прошел игру" и т.д.
    3. Выразить слова одобрения и поддержки, я приму их с радостью и благодарностью

    Спасибо.

    25
    • cyber_samovar
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, Антон — круто!

      2
    • Human0451
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh,
      Сложность игры и "опыт журналистики" на традиционном уровне, как на западе, в пример капхед и профессиональный журналист в туториале? Или все таки геймер со стажем и все равно сложно играть?

      1
    • Soto
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, Автор играет только на PS раз за 8 лет с таким столкнулся? Про например роуглайк режим Halo LASO не слышал?

      1
    • VirgoFox
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, как поклонник творчества студии Хаузмарк я по хорошему жалею тебя, крепись, учись и все получиться) Это круче Дарк Соулс)

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh,

      в левой руке дуалсенс, в правой руке - писюн
      лежит в луже мочи
      опять игру не прошел
      самурай

      4
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Soto, не, я с детства с PlayStation

      1
    • Someday
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, почему в конце нет общей оценки с плюсами и минусами?

      0
    • ILYA
      Комментарий скрыт. Показать

      @Someday, потому что не обзор.

      1
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Human0451, Да там, если честно, жестокое мясо.

      2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, а вот если бы тут ругаться можно было, мог бы назвать статью "я сосал меня сношали" только в грубой форме))

      5
    • EnABLEEnABLE
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, ты меня напряг если честно, я к такому вообще не готов. На другом сайте наоборот писали, что все вполне проходимо в отличии от других рогаликов.

      1
    • RebKut
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, а вы играли в Risk of Rain 2 на последней сложности?

      1
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @RebKut, нет, но возможно стоит, когда тут заживет все))

      0
    • VirgoFox
      Комментарий скрыт. Показать

      @RebKut, я тебе могу с ходу выдать ключевое различие - в РР игрок в первую очередь полагается на собранные предметы и билд, а Ретурнал это скорее как слешер со стрельбой, то есть больше упора на скилл игрока. Надеюсь ты воткнул., что я хотел сказать.

      0
  • Multik
    Комментарий скрыт. Показать

    87 на метакритик пока что..
    Чемоданы завезли,сейчас будут кричать.

    8
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Multik, боже, ты как на улице ходишь, оборачиваешься поди и орёшь "да вы хейтеры!" а потом понимаешь, что сейчас ты один.
      Почему цусиме не кричали про чемоданы, дейзгану, богу войны и еще куче игр?
      ПОЧЕМУ У ВАС ХЕЙТЕРЫ ТАКИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ?!?

      16
    • Комментарий скрыт. Показать

      @JohnCraft, может потому, что о них не было столько дифирамб и отзывов сразу по выходу, а оценки критиков не появлялись прям за день до выхода игры.
      А тут все СМИ словно сговорились и сразу стали рецензии выходить.

      -2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Oozahs, ну у кого как, у бога войны все было супер круто)

      1
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Oozahs, Дружище, есть такая штука - эмбарго. Снятие запрета на публикации. Для Returnal - сегодня в 15:00. Поэтому и начали тексты выходить

      7
    • Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, ага, ага, а ещё журналисты компетентные и не предвзятые и на конце радуги горшочек с золотом.
      Хорош байки травить.

      -1
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Oozahs, извини, не могу говорить, чемодан тяжелый)

      3
  • gunbi
    Комментарий скрыт. Показать

    Слезы консольщика так сладки по четвергам.

    8
  • VirgoFox
    Комментарий скрыт. Показать

    Ретурнал это просто геймплейный отвал башки для любителей хардкора. Хаузмарки перенесли весь свой опыт создания сложных, но честных боевиков из 2D в 3D, ни расстеряв ни капли таланта. Геймплей просто выносит, прощай реальность на все майские праздники.
    Из похожего, но олдового опыта могу назвать Baroque. У игр много общего.

    5
  • Leonhart
    Комментарий скрыт. Показать

    Интересный формат рецензии, спасибо.
    На сколько боевка по ощущением походит на Андромеду?

    5
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    Честно, я бы не выдержал )

    2
  • Final_Echo
    Комментарий скрыт. Показать

    Идея офигенная, баба офигенно страшная
    Спасибо современным трендам

    0
  • rumit
    Комментарий скрыт. Показать

    Заметил, что критики ее облизали со всех, сторон, интересно посмотреть как "ползаватели" голосовать будут.

    2
  • ViRuS
    Комментарий скрыт. Показать

    Есть ощущение, что игру надо было делать FPS

    0
  • LinaK
    Комментарий скрыт. Показать

    А не пропадет ли этот хардкор если подключить мышку?

    3
    • Silensa
      Комментарий скрыт. Показать

      @LinaK, да все по классике сделают. Уравновесят клавомыш убогой камерой и неотзывчивым управлением.

      1
  • Ruster_Master
    Комментарий скрыт. Показать

    А как работает то? 4К/60FPS плюс лучи?

    0
  • Dalek
    Комментарий скрыт. Показать

    Судя по обзору это буквально очень графонистый Risk of Rain 2.

    0
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Dalek, Ну, это не обзор даже. Превью. Оценки же нет. Но игра классная.
      Gears 5 ускоренный раз в 10

      2
  • Volosatoe
    Комментарий скрыт. Показать

    Если автор никогда не играл в рогалики до этого, это нормально)

    1
    • VirgoFox
      Комментарий скрыт. Показать

      @Volosatoe, да что ж вы все на автора то гоните

      0
    • Volosatoe
      Комментарий скрыт. Показать

      @VirgoFox, я не гнал просто рогалик специфический Жанр , по этому на одоптацию надо время ) наоборот молодец что его это не сломило

      0
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Volosatoe, В рогалики играл, и в соулсы... Но такого мяса не было никогда

      1
    • Volosatoe
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, да понял ) челендж это круто вообщем ) если он честный

      0
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Volosatoe, Ну здесь он в целом честный, хотя понятия о чести у всех разные. Я за время игры поседел и постарел немного, но в целом мне понравилось и я готов рекомендовать Returnal

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, по сюжету игра состоит из каких либо глав или это беги туда, открой новый уровень , замочи босса? Есть ли ролики по ходу прохождения между уровнями?

      0
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Nekosherniy, Ролики есть. Глав...ну кажется нет. Я босса первого пока не убил.

      1
  • Комментарий скрыт. Показать

    Игруха может и прикольная, смотрел на стриме, ПС5 нету, так вот, небольшой пример - в начале игры ГГ находит свой труп (уже второй по счёту вроде) и аудиофайл, прослушав которой она в слух заявляет, что не помнит как это записывала, а собственный труп у ног тебя, лядь, не смущает ????? - рукалицо

    0
  • kimor
    Комментарий скрыт. Показать

    Боже, бедняжка, как же ты жил до этого ?

    1
  • TresbonBalance
    Комментарий скрыт. Показать

    Гальперов со Стопгейма прошел игру с 8-ю смертями, а он не далеко не топ геймер. И игра по роликам совершенно не выглядит такой уж зубодробительной.
    По факту - Риск оф рейн 2 с графоном (не очень топовым). Не понимаю восторгов, за 5,5к это покупать - лол, просто норм рогалик. Тот же Ганфайр Реборн выглядит интереснее хотя бы в плане дизайна.

    3
    • Комментарий скрыт. Показать

      @TresbonBalance, в плане дизайна это чистейшая вкусовщина. Посмотрел скриншоты Gunfire Reborn - такой мультяшный фэнтези-Borderlands, выглядит отвратительно, если честно. А у Returnal очень крутой визуальный дизайн, немного отдает фильмами по вселенной Чужих.

      0
  • freawertyhn
    Комментарий скрыт. Показать

    делаете сложные игры для зуммерков -потом пусть не удивляются ,что плодажи слабы и игра провалилась
    а Картошу я желаю пойти миссии с вертролетиком в Вайс сити или 3 миссии с вертолето-самолетиками из Сан Андреас

    3
  • MarkRemark
    Комментарий скрыт. Показать

    Превью - бомба! В хорошем смысле).
    Сразу видно, что человек "кровь и пот" оставил на геймпаде в процессе игры.
    Очень детально и красиво описаны мучения автора, я буд-то сам всё это пережил...хотя сам сейчас нахожусь в поезде, а моя консоль от меня на расстоянии в 700 км...и дальше, но после прочтения статьи, меня отбросило назад к ней и такое ощущение, что это я играл, а не читал....
    Кстати я когда читал, меня не покидала одна навязчивая мысль, описание от игры - мне напомнило фильм с Томом Крузом "Грань Будущего", я один такой?)

    Автору спасибо за превьюшку, продолжай и дальше писать, ну и конечно удачи тебе в этом не равном бою!!!

    3
  • ToruZero
    Комментарий скрыт. Показать

    20 попыток для стартовой локи? Хммм. Я мало в рогалики играл но hades прошел , т.к. ее назвали игрой года. 20 попыток хватило. Чтобы несколько раз пройти ее. Потом надоело

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    контрол для бедных

    0
  • MrNaggez
    Комментарий скрыт. Показать

    Название повеселило. Лучше, наверное, и не придумать.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.