Persona 5: Strikers
Закрепление материала
Светит летнее солнце, от асфальта идет пар после проливного дождя, Джокер возвращается в Токио, чтобы встретиться со своими друзьями из Фантомных воров, с которыми полгода назад они буквально изменили общество. Метавселенная закрыта, проблем никаких нет, Моргана продолжает любоваться Энн, а друзей ждет каникулы. И тут, как это часто бывает, планы рушатся.
Больше года назад в Японии вышла Persona 5 Scramble: The Phantom Strikers — спин-офф и одновременно продолжение Persona 5, который передали студии Omega Force, ответственной за серию Dynasty Warriors и спин-офф Hyrule Warriors франшизы Zelda. Западный релиз тайтла задержался почти на год, зато игра вышла не только на консолях Sony и Swtich, но также доступна и на PC.
Atlus занимается другими тайтлами, поэтому студия, ответственная за оригинал и основную серию, только помогала Omega Force с разработкой. К сожалению, это чувствуется уже в первые часы игры. Если с сюжетом, как сначала кажется, проблем никаких нет, то все остальное, что могло вам нравится в Persona 5, было пущено под нож или очень серьезно обрезано.
Дело в том, что серия Persona нравится игрокам не только за классические и довольно хорошие тактические JRPG-бои, но и за множество других мелочей, которые гармонично разбавляли геймплей пятой и других частей серии.
Например, я всегда старался побыстрее пройти замки в пятой части, чтобы просто пожить жизнью японского школьника: пообщаться с друзьями, подзаработать денег у торговца оружием, пофлиртовать с врачом в больнице через переулок, прокачать навыки и просто погулять по Токио. Этого всего здесь нет.
Зато это очень серьезно влияет на общее ощущение от игры. Иногда хочется развеяться, узнать новую историю, а Persona 5: Strikers просто локомотивом тянет вперед. Игра — абсолютно линейна. Если в оригинальной Persona 5 выбор правильного ответа мог дать очки отношений с Энн или Рюдзи, то здесь это просто заглушки, а если решили выбрать какой-то уникальный вариант, то персонажи скажут, что вы не правы и сделают все равно по своему.
Точно также дела обстоят с временем. В оригинале нужно было планировать, когда отправляться в замок, чтобы разобраться со злодеем, когда погулять с Макото, а когда сесть за осточертевшие уроки. В этот раз за вас все решили сценаристы. Приехали в город, провели расследование, пошли в темницу (так тут называются аналоги замков из пятой части), открыли проход в крепость, узнали секрет антагониста, отправили послание, победили босса, между всем этим сразили тысячу мобов и десяток мини-боссов, повторили всю последовательность действий в следующей локации. Да, в Persona 5 также нужно было все делать по алгоритму, который повторяется от замка к замку, но там даже выбор неправильного ответа мог привести к ранней печальной концовке, а “пустые” дни недели создавали свободу выбора.
Ролевая составляющая из элегантной системы установления отношений с другими персонажами мира превратилась в простое меню с выбором опций. Хотите получить восстановление HP после каждого боя? Теперь не нужно гулять с Футабой и слушать, как ей не нравится в торговом центре, просто вложите очки и готово!
Проблема в том, что в отличие от других спин-оффов Omega Force, Persona 5: Strikers слишком сильно напоминает оригинал. Все, что происходит между посещением метавселенной, — калька с Persona 5. В начале даже локации в Токио те же самые. Тем самым невольно возникает желание сравнить тайтлы, что не идет на пользу Strikers.
Но вот где игра разительно отличается от оригинала, так это в боевой системе. Если в Persona 5 требовалось больше думать во время сражений, то в Strikers придется полагаться на умение вовремя уворачиваться от ударов и быстро колотить по кнопкам геймпада. Игра — классический мусоу-экшен в стиле Dynasty Warriors: группа героев сражается с десятками, иногда сотнями мобов на одном экране.
Этот момент — краеугольный камень отношения любого игрока к Persona 5: Strikers. Если вам нравится этот жанр, и вы не против поколотить десятки мобов, то добро пожаловать. Игра подарит массу интересных моментов и много разных персонажей. Каждый член команды обладает уникальными способностями, комбо, видами холодного и огнестрельного оружия. Сражения с боссами будут сложными, а после посещения настоящего мира захочется поскорее вернуться в метавселенную.
С другой стороны, игра вновь блекнет на фоне оригинала. Если в Persona 5 к каждому боссу можно было найти подход, подобрать правильную комбинацию, а схватки с ними были головоломками, то тут это ощущение будто пропадает. Да, у сложных врагов в Strikers есть слабые места, но магия уже не так эффективна, а сражения с ними напоминают спам однообразных заклятий, десятки уворотов с перекатами и постоянное использование различных зелий. Крайности жанра.
Невольно хочется сравнить игру с ремейком Final Fantasy VII, в которой сражения в реальном времени выполнены намного элегантнее и интереснее. В игре от Square Enix не бывает сложных боев, которые можно пройти только благодаря ловкости или спаму атак. Каждый бой — пазл. Но в Persona 5: Strikers иногда все превращается в смешную кашу.
Также во время схваток почти невозможно услышать или прочитать ни одну из фраз героев или боссов. Вокруг враги, нужно постоянно бежать, целиться, драться, а где-то в углу супостат или союзник что-то рассказывает. В оригинале, благодаря классическим сражениям, это было проще.
С другой стороны, пройти через череду таких схваток и почти однотипных темниц, захочется благодаря местной атмосфере. Да, игра потеряла школьный шарм, но любимые персонажи снова на месте, они отправились в путешествие, а к ним прибавился милый ИИ и довольно оригинальный полицейский.
Разговоры вновь вызывают улыбку: Рюдзи не понимает, что такое ИИ, Моргана пристает к Энн, Юсукэ витает в облаках, Футаба умничает и плохо чувствует себя в толпе людей. Герои успевают посетить несколько уголков Японии, поучаствовать в различных мероприятиях и оценить местную кухню. Увы, городки всегда ограничены парой локаций — игра не устраивает экскурсий по знаковым местам.
Сюжет, с одной стороны, увлекает, с другой, если вы помните очень хорошо Persona 5, то вас ждут флешбеки. Кажется, будто сценаристы решили взять основные морали оригинала и переодеть их в новую одежку: известная девушка использует других людей, потому что ее задирали в школе, а молодой писатель ищет славы, потому что его никто не признает, а он живет в тени таланта своего деда. Все это было в первых же замках оригинальной игры.
Тем не менее общая канва увлекает, а игроков ждет немало интересных поворотов сюжета и очередные проблемы японского общества. Игра задевает много важных тем, которые нужно повторять снова и снова, чтобы таких проблем в обществе стало действительно меньше. Например, в какой-то момент я тоже задумался, что могу себя вести неправильно с друзьями. Однако, остается легкий осадок того, что это та же история под новой оберткой.
Радует, что все эти повторения сюжета и экшен сопровождаются прекрасной музыкой, которую хочется переслушивать вне игры. Спасибо Седзи Магуро.
В заключение
Весь этот странный синтез из интересного сюжета, но сумбурной боевой системы, которая разительно отличается от оригинала, очень сложно кому-то рекомендовать. Фанаты Persona 5 скорее разочаруются из-за отсутствия множества возможностей и совсем другой боевой системы, а любители игр жанра musou могут не понять всех прелестей приключения этой команды друзей.
С другой стороны, судя по повторению моралей и философии в темницах боссов, игра будто целилась именно во вторую аудиторию. Вышел этакий ремейк-сиквел, который внешне выглядит как продолжение, а внутри — обрезанная пятая часть серии с совсем другой боевой системой. Получать удовольствие от игры можно, но невольно хотелось вернуться в Persona 5, чтобы вновь прогуляться по дождливому Токио.
- Сюжетный трейлер Metaphor: ReFantazio от создателей Persona
- 6 июля состоится очередная трансляция Metaphor: ReFantazio
- Продажи Shin Megami Tensei V: Vengeance за три дня превысили 500 тысяч копий