Рождение и смерть надземной железной дороги Нью-Йорка — культовой черты города

Реальные города огромны. В одних живут сотни тысяч, в других миллионы человек. Одни отличаются четким разделением между жилыми, культурными, коммерческими и индустриальными зонами, а другие сплетены из лоскутов. Поэтому создание городов в видеоиграх требует особого подхода – для этого на консультации приглашают гражданских инженеров, чтобы те помогали в разработке планов и проверяли на правдоподобность.

Не существует простого способа построить виртуальный город, хотя эту задачу можно упростить – взять за основу реально существующий населенный пункт. В этом деле особенно преуспели студии издателя Ubisoft, а также команда Rockstar Games. Однако даже обладая богатым опытом, необходимым софтом и скиллами, воссоздавать целиком реальные города не практично. Поэтому разработчики прибегают к хитростям. Например, можно ограничить игровую область — как в некоторых играх серии Assassin's Creed. Но у Rockstar за годы работы сформировался особый подход. Студия создает свои собственные города, полагаясь на ключевые особенности и достопримечательности мегаполисов. В Лос-Сантосе без труда узнается Лос-Анджелес, с его пирсом, пляжем качков, голливудскими холмами и даунтауном. Да и Либерти-Сити едва ли можно спутать с чем-то кроме Нью-Йорка. Статуя свободы, бруклинский мост, бродвей и… железнодорожные пути на эстакадах.

Как раз о последних мы и поговорим сегодня. Потому что эти пути – столь же характерная черта Нью-Йорка, как и Центральный парк. Это достопримечательность со своей долгой и запутанной историей... Историей, которая заслуживает внимания.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке. А также подписывайтесь на наш канал — новые видео каждую неделю.

При всех своих проблемах, метро Нью-Йорка настолько же узнаваемо и культово, как и небоскребы над ним. Помните сцены из "Люди в черном"? А как Тоби МакГуайр остановил поезд, чуть не разорвав себя? В метро снимали клип Майкла Джексона на трек "Bad". Тут Эллиот из сериала "Мистер Робот" впервые встречается с призраком. В GTA 4 мы сами пользовались этим общественным транспортом, а над дорогами видели конструкции, создающие уют и отдающие стимпанком. Не забыть и Киану Ривза на лошади в третьем фильме про "Джона Уика", в котором он скакал под такой эстакадой. Эту сцену снимали в Бруклине, на 86-ой улице, где проходит надземная часть оранжевой ветки "D". История же конструкции, ставшей одной из черт Нью-Йорка, началась полтора века назад.

2 июля 1868 года состоялась первая поездка вагона по железнодорожным путям, расположенным над улицами города. Дистанция была небольшой — всего около километра от Бэттери-парк до Кортленд-стрит. Ну а причины строительства эстакады посреди города объяснялись просто: Нью-Йорк второй половины 19 века был забит людьми и транспортом. Журналы писали, что даже на обычное пересечение улицы могло уйти до получаса.

Стремительная урбанизация метрополиса создала одни из самых сложных условий для навигации, и дальнейшее развитие требовало внедрения системы общественного транспорта, доступного широким массам. И проложенные на эстакадах пути, известные как "El", не только разгрузили улицы, но также способствовали релокации населения и оказали влияние на архитектурный образ Нью-Йорка.

По современным меркам, устройство этой примитивной электрички вызывает недоумение. Пассажирский вагон двигался при помощи кабеля, закрученного вокруг барабана, соединенного со стационарными паровыми двигателями, расположенными на расстоянии друг от друга. Устройство конструкции привело к тому, что сложности возникли практически сразу — от механических, до финансовых, поэтому в 1871 году компания с длинным названием West Side and Yonkers Patent Elevated Railway Company получила разрешение на отказ от оригинальных машин в пользу паровых локомотивов.

Уже 20 апреля того года, после укрепления и ремонта конструкций, между двумя станциями начали ходить поезда. В мире появилась первая функциональная надземная железная дорога. Правда, успех едва ли можно назвать честным и справедливым.

Когда в 1864 году в Лондоне открыли первую подземную железную дорогу, законодатели Нью-Йорка предложили проект, разрешающий строительство похожих путей. Несмотря на энтузиазм основателя компании, сформированной как раз для реализации проекта, билль задавили, после чего газета New York Times жаловалась на невероятную власть, которая скопилась в руках владельцев омнибусов, железнодорожных корпораций и лоббистов.

Забавно, насколько мало изменился мир с тех пор…

Возвращаясь к путям, успешный запуск первой линии "El" способствовал быстрому развитию "надземки", и в 1880-ом году манхэттенская железнодорожная компания взяла под контроль всю сеть. Массовый общественный транспорт перестал быть диковинкой — теперь это была необходимость и рациональное финансовое вложение.

Вместе с развитием надземных путей последовал бум недвижимости. Когда ветку Третьей Авеню расширили до Бронкса, то в последующие десятилетия население района увеличилось почти в пять раз. Подобный сценарий отмечался везде, куда проводили линии.

На фоне этого успеха казалось, что век надземных путей будет долог. Но пока руководители и политики думали о расширении, в 1894 году был одобрен план строительства подземного метро.

Прототип подземных линий существовал под Бродвеем почти четверть века, а великая метель 1888 года и повышенная скорость передвижения под землей наглядно демонстрировали преимущества подхода. Кроме того, строители метро воспользовались и надземными путями, создавая смешанную систему — часть веток проходила под улицами, часть над ними.

Успех метро, открывшегося в 1904 году оказался молниеносным. Хотя надземная дорога перешла на электричество примерно в то же время, она все еще ассоциировалась с шумным, грязным, медленным и не совсем комфортным способом передвижения. Проблемы вызывала и невозможность расширения платформ, ограничивая количество пассажиров.

Медленная смерть "надземки" началась в 20-ые годы прошлого века, когда мэр Нью-Йорка Джон Хайлан предложил амбициозный план, включающий сложную систему из шести транспортных линий, призванных конкурировать с частными компаниями. И, в особенности с их надземными сегментами.

В 1925 году была запущена стройка первых городских веток, а к 1932 году открыли линию восьмой авеню. Постепенное расширение привело к тому, что надземные пути в центре Нью-Йорка закрывались и сносили. К первым годам Второй Мировой правительство выкупило две оставшиеся частные транспортные компании и разрушило большую часть надземных сегментов.

Нависающие над улицами Манхэттена пути остались только в памяти долгожителей. Сегодня части надземных путей можно найти лишь во внешних районах города. Их ностальгический образ, отсылающий к первой четверти 20-го века привлекает туристов, кинематографистов, художников и дизайнеров. Есть что-то притягивающее в этом "сэндвиче" между дорогой и путями, а в хорошую погоду отбрасываемые тени создают интересный геометрический узор. Возможно, дело в многослойной архитектуре, или в приятном глазу эффекте перспективы?

Пожалуй, главное наследие надземных путей не в архитектуре остатков и даже не во влиянии на развитие Нью-Йорка. Тем более, что эта история гораздо более сложная и скорее подходит для целой книги. Расцвет и угасание "ЭЛьки" показывает, как с самого зарождения общественный транспорт города был погружен в беспорядок и лишен четкого плана развития. А последствия решений, принятых более века назад, до сих пор создают городу головную боль в виде огромных трат на содержание.

В феврале 1870 года прототип подземного метро не получил развития по финансовым и политическим причинам. Пойди история другим путем, город мог бы стать удобнее, тише и комфортнее, но мы бы потеряли одну из тех узнаваемых черт, без которых сложно представить знакомый нам Нью-Йорк.

В "Великом Гэтсби" воспользовались компьютерной графикой, чтобы воссоздать одну из надземных линий 1920-ых годов. Смотрите на 1:40.

Больше статей на Shazoo
Тэги: