Чему учит отыгрыш за копа-засранца в Disco Elysium

Практически все ролевые игры — это реализация фантазий власти. Не важно, кто вы — некромант-полукровка или космический путешественник Джек Бауер, вас несомненно ждут великие дела! Даже если главный герой — отчаянный ублюдок, всегда есть типы куда хуже. И их нужно победить. А в процессе этого конфликта у нас еще и получается спасти целый мир. Отличная работа. Но не в случае с Disco Elysium, которая прямо говорит: "К черту все это". И это прекрасно.

В зависимости от подхода, прохождение Disco Elysium может закончиться принятием всех своих недостатков в качестве детектива. Тут не будет эпичного финала: ни поверженного зла, ни убитого босса. Просто очередное дело закрыто. Однако спустя 30 часов самоанализа, преступление отходит на задний план. В центре выходит критика персонажа, которого решаешь исполнять. К счастью, выбор осуществлялся не при помощи системы кармы или какой-то другой произвольной шкалы. 

В конце не ждало крупное сражение или финальная головоломка, которую нужно решить. Перед нами ролевой вызов. Последний из серии решений, позволяющих превратить бесформенного персонажа в того детектива, каким всегда мечтал быть. Пусть и слегка выжившего из ума.

Оригинал публикации: PCGamer

Disco Elysium отслеживает выбора, чтобы в дальнейшем вести нас по новым маршрутам. Довольно скоро я понял, что принятые мной решения были связаны с кардинальными политическими взглядами. Я знал, что игра позволяет превратить героя в рьяного сторонника коммунизма, и полностью на этом сосредоточился. Там, где это было возможно, осуждал капитализм, и призывал всех встреченных персонажей присоединиться к моему крестовому походу, направленному против разрушительного влияния экономической системы. Получилось весело. Сдерживая себя от выкриков "Время сожрать богачей!" в реальной жизни, в Disco Elysium можно выпустить пар.

Это не типичная ролевая игра о героях, но она все же позволяет почувствовать силу. Дополнительные диалоговые опции позволили выделить детали, когда я только выяснял прошлое моего детектива, страдающего от амнезии, в то же время предоставляя новые пути для преодоления препятствий. Коммунизм открыл много дверей, но со временем стало ясно, что Disco Elysium не была заинтересована в поддержке моих пристрастий.

Disco Elysium придерживается центризма. В том смысле, что позволяет стать кем-то вроде бескомпромиссного коммуниста, надменного фашиста или экстрасенсорного детектива. Игра не приравнивает их друг к другу, а бросает вызов каждому. В конечном счете история склоняется к левым взглядам политического спектра, но это не значит, что другим может быть легче.

Время от времени в игре проявляется нигилизм "Южного парка", но без самодовольства. Когда люди в Disco Elysium верят во что-то, их эксплуатируют. Корпорации, боссы мафии, революционеры — достаточно стервятников, и к некоторым из них можно даже испытать сочувствие. Если решите стать коммунистом, то нужно будет бороться с профсоюзом, который, с одной стороны, якобы оберегает рабочих Ревахола, а с другой, находится под контролем нечестивого бизнесмена. 

У Ревахола запутанная история. Город пережил кровавую революцию, тут царят тиранические настроения центризма и присутствует более одного этнического движения. В такой атмосфере неизбежно находишь персонажей, общение с которыми вызывает дискомфорт. Такие моменты могут даже отбить охоту для игры — и это нормально, стоит сделать перерыв и  вернуться с чистой головой.

В игре есть один NPC, который может рассказать неприятные вещи в адрес вашего напарника, Кима Кицураги. И если вам это не по душе, то очень вероятно, что начнется совершенно бессмысленный спор с надменным расистом. И это далеко не единственный подобный напряженный диалог. Возможно, это выглядит слишком реалистично. Как и в случае с вышеупомянутым некромантом-полукровкой, вероятно, я смогу заставить расиста переменить свои взгляды и передать свои деньги благотворительной организации для беженцев, но в Disco Elysium я просто сказал ему, чтобы он пошел к черту. Может на мгновение, но после этого чувствуешь себя лучше.

После такого столкновения я еще долго не мог себя успокоить. Этот парень продолжал стоять на своем. Он не был заклятым врагом, которому можно отомстить спустя тридцать часов. Это просто обычный, глупый расист, не имеющий большого значения. Существует множество ролевых игр с возможностями влияния на людей (спасибо BioWare), но конфронтации Disco Elysium — это редкость. Безусловно, потратив время можно убедить людей слегка изменить свои взгляды или солгать им, но в основном каждый настроен по-своему и не переменит отношение. Все как в реальности. 

Как ни странно, это плодородная почва для ролевых игр. Вместо постоянных напоминаний, что протагонист — самый важный персонаж во вселенной, игра позволяет искать самого себя и находить персональные ответы. Нередко, она заставляет задуматься в реальности. Например все о том же споре, как Ким пытался не вмешиваться и даже просил закрыть эту тему, а я не послушал его. Честно говоря, я бросил вызов расисту, потому что было приятно послать его подальше. Но, в конце концов, все это никак не изменило его отношения. Я остался зол, а Ким, против своей воли, оказался в центре конфликта. Там, где другая ролевая игра с радостью предложила бы мне роль спасителя, никогда не задававшего вопросов, Disco Elysium позволила мне самостоятельно разобраться в том, почему я принял то или иное решение. Это напоминает и о реальности — даже если не получается изменить других людей, то всегда есть возможность расти над собой.

Несмотря на бесполезность спора, он заставил меня пересмотреть отношения между Кимом и его забывчивым партнером, что погрузило в мир так, как ни один моральный выбор в Mass Effect.

Продолжая игру, мои провалы шли по пятам. Меня соблазнили, обманули и превратили в пешку как профсоюза, так и корпорации. Вместо перечня героических поступков я получил недостатки, заблуждения, навязчивые идеи и причуды. По сути, реального человека. Те редкие случаи, когда дела шли хорошо, а Ким поздравлял меня с хорошо проделанной работой, были сродни выигрышу в лотерею. Когда ты — не избранный, такие маленькие победы действительно важны. Даже хмурый Геральт может спасти положение, несмотря на все невзгоды, но в Disco Elysium нет места судьбе. Небольшие паузы в расследовании, дружелюбный стеб с Кимом и объятия незнакомца — это моменты, которые нужно ценить.

Впрочем, Геральт — интересный случай. Несмотря на то, что в The Witcher 3 есть множество характерных элементов RPG, здесь отсутствует привычный для жанра ролевых игр герой. Геральт — довольно паршивый папаша, любящий выпить и ведущий распутную жизнь. Он хорош в убийстве монстров и в целом не такой уж и гад, но при всем этом глубоко порочен. Его недостатки наряду с другими причудами личности и делают его столь неотразимым и неповторимым героем. Играть с чистого листа — неплохо, но для сюжетной ролевой игры должна быть хоть какая-то основа.

Был бы настоящий кошмар, будь каждая ролевая игра такой же принципиальной и интроспективной как Disco Elysium. Иногда все-таки нужно сбежать от действительности, а копошение в мыслях выбитого из колеи полицейского — не лучший вариант для отвлечения от мрачной реальности. Но пример Disco Elysium может пойти на пользу любой ролевой игре — главное сделать протагониста уязвимым. В настоящее время большинство типичных героев — неуязвимые персонажи с уверенностью, словно они уже прочитали последнюю страницу сценария.

Если персонаж ни капли в себе не сомневается или не допускает ошибок, не может идти речи о росте. Вместо этого личности разделены на два лагеря — добро и зло, герой или отступник. Большинство RPG, кажется, избегают ситуаций, в которых игроки могли бы принимать плохие решения. Абсолютная свобода в ролевых играх — способность совершать катастрофические ошибки, чтобы в дальнейшем нести на своих плечах груз ответственности. А еще это отличный источник для шуток, но сегодня такое встретишь не часто за пределами настольных приключений. А ведь порой неплохо поиграть за неудачника, чтобы взглянуть на себя с иной стороны.

Иллюстрация в шапке: Deniz Ege Taygaroğlu

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники: