До вчерашнего дня никто не знал точно, как выглядят черные дыры. Мы думали, что знаем, представляли их в художественном виде, создавали симуляции и даже использовали их в кино, формируя у самих себя образ того, как должен выглядеть этот космический объект. После просмотра "Интерстеллара", пожалуй, у всех сложились определенные представления о черных дырах.

Однако группа ученых, входящих в проект "Телескоп Горизонта Событий" представила изображение гиганта, масса которого в 6.5 миллиардов раз больше нашего Солнца, а расположен он в центре "соседней" галактики M87. Эта черная дыра вовсе не похожа на Гаргантюа — аналог из фильма Нолана с МакКонахи в главной роли.

Для начала небольшое введение для тех, кто имеет смутные представления об этих странных космических телах. Черные дыры — это объекты, предсказанные общей теорией относительности Эйнштейна. Они имеют столь огромную массу, что ни свет, ни материя не способны вырваться за пределы гравитационного влияния. А граница, за которую уже ничто не способно выбраться, называется горизонт событий. Вчера ученые продемонстрировали изображение этого феномена — не фотографию, а реконструированное изображение "тени", которую черная дыра отбрасывает на свет, находящийся по другую сторону.

Представленная черная дыра выглядит почти так, как и ожидали ученые, полагаясь на теорию относительности.

Слева — изображение черной дыры в центре M87. В центре — изображение, полученное путем симуляции, справа — размытое изображение симуляции для соответствия разрешению телескопа.

Однако обычные люди, складывающие впечатления о черных дырах на основе фильмов, могли ожидать что-то подобное кадру из "Интерстеллар":

Однако в действительности разница не столь большая, как кажется. Изображение, представленное в "Интерстеллар", почти корректно. Главное отличие в том, что вокруг центра вымышленной черной дыры находится полоса материи, которой нет на M87. Причина в том, что мы наблюдаем за объектом со стороны одного из полюсов, а не с экваториальной части. Диск материи вокруг M87 просто скрыт с нашей позиции. Аналогия элементарна — если смотреть на Сатурн со стороны полюса, то диск не будет пересекать экваториальную часть.

Но это еще не все. Мы не видим черную дыру под прямым углом и это причина еще одного из значительных отличий. Черная дыра M87 имеет более яркие акценты в левой нижней части. Это косвенное доказательство, что скорее всего черная дыра вращается. Материя вокруг черной дыры тоже вращается, при этом пространство-время само по себе будет обернуто вокруг черной дыры. Это значит, что материал, двигающийся в нашем направлении, выглядит ярче, тогда как та материя, что удаляется от нас, выглядит тусклее.

В "Интерстеллар" этой разницы в яркости нет, так как человеческий глаз, скорее всего, не смог бы выделить разницу на двух сторонах черной дыры из-за общей яркости. Кроме того в фильме Кристофера Нолана присутствуют художественные элементы, вроде бликов. Еще одно значительное отличие — диск реальной черной дыры оказался значительно "толще", чем в кино, при этом он пропускает больше света, тогда как в "Интерстеллар" диск был значительно плотнее.

Оригинальная черная дыра Интерстеллар была слишком непонятной
Одна из причин почему Интерстеллар – это интересный фи... Далее

Проект Event Horizon Telescope продолжит делать изображения черной дыры в M87, а также в центре нашей галактики. Этот процесс позволит получить более четкие изображения, открывающие новые особенности черных дыр.

• Просто в настоящей жизни нет понятия "Силы Любви"

• Слишком большое расстояние, чтобы получить очень четкое фото)
    55 млн световых лет, это не хухры-мухры.

• В Интерстелларе намеренно упрощали модель. Об этом есть в интервью с ученым, который помогал с визуализацией.

• Не ну я конечно знавал всякие статьи даже в научных журналах периодические мемные китайские статьи читаю, но такое...

• Сейчас бы науку с художественным фильмом сравнивать. Кто бы там его не консультировал.

• Ждём, когда Рогозин и Ко представят нам изображение чёрной дыры, в которую улетают бюджет на космическую отрасль

• @Scotina, ну так ведь по этому они не фотографировали, а реконструировали изображение на основе тени.

• @lnrnfox,
    Ну да вроде.
    Там огромный массив данных на суперкомпьютерах обррабатывали.
    Но ещё раз расстояния настоко колоссальное. Что это максимум что можно увидеть. И то благодоря тому что данный обьект просто огромный и на его пути нет не чего что его заслоняет, как нашего к примеру Стрельца А.

• @Sunich, этот фильм можно смело назвать научной фантастикой. И учитывая то, что учёный помогал в создании картины.. УЧЁНЫЙ, а не художник(который мог просто выдумать), это сравнение вполне справедливо.

• человек всегда стремился вперед, нужно просто быть терпеливым

• @Sunich, Фантастические идеи и воплощение их в фильмах, особенно визуализация - это потенциальная реальность будущего. Сколько же художественных и кинематографических футуристических предметов и технологий было выдумано еще в 80-90ых и других эпохах, в разных фантастических фильмах, тогда некоторые вещи были вымыслом, но некоторые вещи уже пытаются воплотить ученые на основании визуализации и представления, которое опять же вдохновленно художественной стороной.
    Так что твое мнение в корне не верно! Человек абсолютно новое не может ничего придумать, он опирается лишь на прошлый опыт и визуализацию. Так что говорить что художественные интерпретации нельзя сравнивать с наукой является очень частично неверным

• Вселенная фрактально-бесконечна своей видимой материей иерархия не ограничивается. в чёрной дыре распадается только видимая часть. Увлекитесь чтением "антинаучных" трудов, обычно там больше смелых теорий и гораздо логичнее по своей сути общепринятой.

• Какое у тебя фокусное расстояние?
    • 55 миллионов световых лет, детка :D
    • ...
  • Де-факто же уже были изображения горизонта событий, только без видимой визуализации. Астрономы наблюдая за объектом Х (не помню конкретно); и этот объект периодически аномально пропадал, а затем снова появлялся. В результате выяснилось, что его излучение перекрывала черная дыра.

• все мы знаем, что там внутри книжные полки

• Изображение чёрной дыры было представлено 10 апреля, а в статье говорится о том, что это было вчера. Знаю, что это мои придирки, но все-же немного некорректно так писать.

• Кстати, на шазу уже была статья почему в Интерстелларе черная дыра выглядит именно так. Кому интересно можете найти и прочесть.

• "Почему первое изображение черной дыры не похоже на то, что было в "Интерстеллар"

потому что интерселлар фигня придуманная и разхайпенная - поэтому не похоже, как и многое другое - но это нормально

• @GamerBoy, вам о конкретной модели черной дыры представленной в фильме говорят, которая была подтверждена учеными, а вы про сам фильм и хайп по нему... Логично, да.

• @dimidrum, я к тому, что логично, что у переоцененного фильма все иначе и по-другому, в частности та же черная дыра

• Как же все таки интересен космос. Вот бы просто побывать на любой планете в другой галактике в роли супермена, когда тебе все ни по чем) Даже если там просто пустыни, ветра и прочее.

• @nigmatic, тебе стоит прочитать, что такое фокусное расстояние

• Почему первое изображение черной дыры не похоже на то, что было в "Интерстеллар"? Потому что вокруг Гаргантюа не было аккреционного диска из вещества, а только фотонная сфера. 87 А* огромная черная дыра размером с Солнечную систему и излучением в 10^45 эрг (больше энергии чем вся наша галактика)

• вы ещё скажите что она не ведет в шкаф

• Ох#енный зум! (с)

• @Abadd, я прекрасно знаю что такое фокусное расстояние, я много лет снимаю)

• вот есть видео в котором объясняют про черную дыру

• Нам нужно больше таких новостей!))

• Я так понимаю, через некоторое время должны опубликовать такой же материал по черной дыре в центре Млечного Пути?

• @nigmatic, ага
    заметно

• @Sunich, не кто бы там, а сам Кип Торн.
    ;D

• @SOPLI, ну отправить к дыре аппарат уже не получится так что врятли будет получена четкая фотка в ближайшее тысячелетие

• Да это же вылитый логотип AMD Ryzen

• @whatarethree, более лучшие телескопы, нейросети, и черт еще знает что - наука, битч!)