Главный герой – концлагерь. Впечатления от фильма "Собибор"
14 октября 1943 года произошло единственное успешное из крупных восстаний в нацистских лагерях смерти. Возглавляемая советским офицером Александром Печерским небольшая группа узников лагеря Собибор (Польша) лишила лагерь командования и повела восставших на волю. В СССР этот подвиг не был обнародован, он не попал в учебники истории, а потому люди о нём знали крайне мало. Актёр, а теперь и режиссёр Константин Хабенский постарался поведать историю выживших через свою новую картину "Собибор", в которой он сыграл роль Печерского.
Просмотр фильма оставил неоднозначное, но сильное впечатление. Операторы хорошо потрудились и качественно всё отсняли. Правда, можно было добавить больше неказистых людей. Ещё в сцене с газовой камерой из трейлера даже среди старых женщин не было ни толстых, ни горбатых. Несколько нереалистично, хотя на протяжении всего сеанса у нас явно старались вызвать эмоции, показывая вопиющую несправедливость, страх, озлобленность, неприкрытое насилие и массовые уничтожения людей.
Немцы были показаны бездушными извергами. В некоторых эпизодах прояснялись их мотивы, но всё это тонуло в море бесчинств и пролитой ими крови. Они относились к пленникам хуже, чем к животным, как к игрушкам, с которыми можно вытворять всё что вздумается. Но обвинять авторов в демонизации не приходится. Достаточно почитать мемуары тех, кто сталкивался с ними в жизни.
Главный герой – это концлагерь, это лагерь смерти. Все остальные – это эпизоды, проходящие в жизни этого главного героя…насыщенного веселой эстрадной музыкой – этого вот какого-то чудовища.
Константин Хабенский
Неоднозначной особенностью фильма была минимальная подача информации о жизни пленников до попадания за стены Собибора. При этом авторы поставили акцент на важности роли Александра Печерского. Остальных героев спасли сильные эмоциональные сцены, после просмотра которых сложно было оставаться равнодушным.
Тяжелее всего было смотреть на страдания людей от утраты близких. Сестра и родители молодого ювелира Шлома были удушены газом, а ему приходилось делать побрякушки для их убийц и смотреть на дым крематория, в котором были сожжены его родные. Невольно хотелось, чтобы пришла Красная армия и освободила узников, чтобы она положила конец всему этому кошмару, но основное действие разворачивалось в 1943 году — помощи ждать было неоткуда.
Очевидно, что люди не могли долго терпеть садистов. Для многих месть стала целью жизни. Сцена с убитым офицером СС по жестокости мало уступала поражению Оберина Мартелла из "Игры престолов" К концу фильма у главных героев не осталось жалости к немцам, как, похоже, и у зрителей. После смерти другого немца в зале раздались немногочисленные аплодисменты. Остаётся надеяться, что хлопали талантливо отснятому кадру, поскольку никакое убийство недостойно оваций. Фашисты сами обрекли себя на погибель. Люди не должны превращаться в опьянённых тварей, считающих кого-то недочеловеком, недостойным жить.
Если в эмоциональной подаче к "Собибору" вопросов нет, то историческая достоверность пострадала. Отсутствовали "травники" с Украины. Дело в том, что надзиратели Собибора в большинстве своём были украинцами, тема ныне деликатная — тут режиссёра можно понять. Помимо этого, был эпизод вакханалии, которая по словам самого Хабенского на 100% была проявлением фантазии, пускай даже и не беспочвенной. Фильм, конечно, художественный, но нельзя ли было произвести впечатление без вымыслов? Стоит вспомнить хороший американский аналог «Побег из Собибора»(1987), который был больше приближен к действительности, да и предыстории персонажей там были лучше рассказаны.
После показа Хабенский заявил, что фильм ориентирован на людей, которые умеют чувствовать. Что ж, зрителю действительно придется прочувствовать ужасы концлагеря, хоть, быть может, и не все. В любом случае возникает вопрос о возрастном рейтинге картины.
Мы сознательно пошли на "12+", понимая, в какие они (зрители) играют компьютерные игры в этом возрасте, и что они смотрят.
Непонятно о каких играх шла речь, но есть сильные сомнения в том, что их, как и фильм, стоит рекомендовать подросткам. Прежде чем вести своего ребенка на премьеру стоит хорошенько подумать или заранее ознакомиться с кинолентой самому.
Картина получилась мрачная, эмоциональная и местами злая. Видимо, основной её целью было напомнить зрителю, в частности зарубежному, о зверствах Третьего Рейха. Отсняли хорошо — смотреть некоторые сцены по-настоящему страшно, но в какой-то момент вспоминаешь старые культовые советские фильмы. Разве они славились жестокостью?
"Собибор" выйдет в кино 3 мая.
- Трейлер фильма "Майор Гром: Игра" — премьера в мае
- Бюджет Фонда кино в 2024 году превысит прошлогодний в 1.5 раза
- Сборы российского кинопроката по итогам 2024 года могут превысить 40 млрд рублей