ShaToon: Время Приключений - время революций
Человек среднестатистический видит мультипликацию как способ познания мира для детей, ведь они легче воспринимают визуализированную информацию с яркой картинкой, чем скучный текст с сухими фактами. Однако мир полон чудес, одними из которых являются «взрослые» мультфильмы, вроде South Park, Rick&Morty и Simpsons, причиной успеха которых стала актуальность. "Детские" студии же жили принципами бизнеса 90-х, где заработок на фигурках бесчисленных героев убогих сериалов с бездарными сюжетами правил балом. Но время шло, старые мультики отживали свое, новые не придумывались и зрители уходили. Гиганты, вроде Cartoon Network, оказались на краю гибели. «Маг никогда не опаздывает - он всегда приходит вовремя», только так можно объяснить явление Пэндлтон Уорда миру и главам Cartoon Network. С их благословения команда Уорда полностью переделала концепцию «детских мультфильмов» и несколько лет назад устроила всему свету мировую революцию жанра, имя которой Adventure Time.
Этот проект включает множество поистине новаторских идей и переосмысленных старых механик. Одной из них стал непривычно малый хронометраж. Разумеется, короткие по продолжительности мультфильмы выходили и раньше, но создатели Adventure Time возвели время в культ. Таким ограничением авторы мотивировали себя дорожить буквально каждой секундой. Этот подход повлиял на подачу сюжета, стиль и уровень проработки. Огромное количество мультфильмов рисуется так, что персонажи и мир вокруг них как будто бы не существуют в одном измерении. В Adventure Time подобное не встречается, так как и те и те сделаны одинаково качественно, а окружение полно мелких деталей и пасхалок. Короткие серии не только не дают устать зрителю, но и максимально эффективно доносит до него желаемый авторами посыл и в тоже время подогревают аппетит. Зритель знает, что в новой серии его ждет что-то действительно новое. Он видит, что герои не находятся в своеобразной личностной стагнации, а изменяются и удивляют.
Способность поражать вот уже шесть сезонов Adventure Time не потеряло за счет необычной и полной загадок вселенной. Она очень проста по своему устройству и даже наивна на первый взгляд. Уорд и сотоварищи намеренно создали эту иллюзию, ведь сложно воспринимать всерьез, например, факт существования Конфетного королевства и обитающих в нем живых прямоходящих сладостей, а родителям такие шоу для их маленьких детей и нужны. Уорд здраво рассудил, что обитатели AT воспринимают свой мир, как нечто естественное, а потому не обязаны разжевывать зрителю прописные истины. Никаких мудреных речей и скучных монологов. Дети видят только яркое и захватывающее приключение. Однако стоит родителям присесть к ним за кампанию...
Десятки и сотни нюансов, намеков и полутонов, уразуметь которые большинство детей не в состоянии, а взрослые понимают сходу. Окружающий мир перестает казаться радужным, а странствия Финна и Джейка такими светлыми, ведь за яркой визуализацией кроются печальные факты и пугающие домыслы. Повсюду старые руины человеческих поселений и остовы машин, а подземелья переполнены разрушенными высотками, супермаркетами и телеграфными башнями. Там, среди мусора, обитают существа до мурашек напоминающие людей. Когда же планету Ууу впервые покажут из космоса, то вместо пышущего жизнью шарика мы увидим шар безжизненный с огромным кратером. Конечно, со временем завеса тайны начнет спадать, но большинство секретов так и останется за ней. Например, обиходное выражение «О мой Глоб!» имеет конкретный религиозный подтекст. Джейк говорит, что верит в Глоба, а в Конфетном королевстве жители посещают церковь его имени. При этом на Марсе живет могущественное существо с именем Глоб. Но что это за религия? Как она зародилась? Как в этом замешан Авраам Линкольн?
Такая обрывочность связана не только с желанием Уорда заставить зрительскую фантазию работать и складывать монструозный пазл. Создатели АТ нашли оптимальный путь для поддержания высокого интереса и планки качества – формат бесконечного «дорожного кино». Финн и Джейк просто странствуют без какой-либо глобальной цели, вроде «пни пингвина злого властелина». Они любят дорогу и приключения – таков ключевой тезис. Лень Уорда? Отнюдь! Отсутствие конечной цели даже в виде сквозного сюжета дает ему карт-бланш на любые действия. Коротких серий хватает для выдачи внимательному человеку порции данных, но при этом часть из них остается недосказанной, что подпитывает вокруг АТ необходимый уровень загадочности. Каждая из этих коротких серий имеет свою историю с конфликтом и героями, но малый хронометраж фактически вынуждает авторов сделать её насыщенной событиями и динамичной, что не дает зрителю заскучать. Стремительное развитие событий, неожиданное решение проблем и финал, оборванный на полуслове - стиль повествования АТ действенный, но несколько сумбурный из-за чего некоторым сегментам аудитории он кажется наркоманским.
Складывается любопытная картина. Все сезоны состоят из локальных передряг не связанных хитросплетенными сюжетами. Так в чем же секрет популярности? В развитии! У АТ нет масштабной сквозной истории, но зато мир, его обитатели и наши неугомонные авантюристы постоянно изменяются. В сериале нет пустых серий. Каждая из них открывает какую-то интересную деталь об окружении или самих героях. Каждое безумное приключение имеет свои последствия, не исчезающие в следующей серии. Таким подходом Уорд с командой избежали «синдрома Эша Кетчума», суть которого в том, что в мире Pokemon всё и вся топталось на месте, что и стало одной из причина краха рейтингов. Финн из первой серии первого сезона мало похож на Финна из последней серии шестого сезона. Во «Времени приключений» даже самые невероятные события, например, те, где все персонажи сменили пол, останутся в памяти героев, а однажды потерянная рука не отрастет сразу. Финну придется побыть одноруким бандитом несколько серий.
Потери, да и драма в целом, являются неотъемлемой частью сериала. Студия не стала создавать героев без страха и упрека. Здесь нет белого и черного. Есть лишь оттенки серого, но не 50, не беспокойтесь. Финн, откровенно говоря, ничуть не лучше Ледяного Короля. У них отличаются точки зрения на одни и те же вещи – такова основополагающая разница в них. Тоже можно сказать и про других, но это не отменяет того, что своеобразной харизмой обладают все. Речь не только о ключевых лицах, вроде Марселин, но и даже героях третьего плана, вроде Мятного Лакея. Милейший и почти незаметный дворецкий принцессы Жвачки является близким другом самого Смерти и знатоком демонологии.
И всё же мультфильмов с харизматичными героями много, а вот с драматически достоверными уже нет. Чуть ли не с самой первой серии начинаются самоанализ персонажей и поиск своего места в жизни, что концептуально соответствует формату, назовем его «роуд-картун». Сильнее всего этого проявляется в самом Финне, как центральной фигуре сеттинга. Проблемы с женщинами, попытка осознания себя, как личности с собственными принципами, жесткие депрессии из-за своей неопытности и восприятии себя, как неумелого лузера… У Джейка своих тараканов в голове не меньше, а тут и Марселин, строящая из себя всезнающую и всесильную, и Жвачка, на чьих плечах благополучие всего Ууу, и, разумеется, Ледяной король. Слушать его совместную историю с Марселин весьма затруднительно без платка. Особенно, когда на фоне играет великолепная музыка и песни Ребекки Шугар. Есть какая-то космическая ирония в том, что вроде бы детский мультфильм заставляет думать о совсем недетских вещах, а взрослые фильмы, обязанные это делать по жанру, вызывают лишь горький смех примитивностью своих посылов. Джейк бы оценил.
Перед нами тот самый редкий случай, когда капитализм работает на благо творчества. Adventure Time стал живой классикой и катализатором жанра «детских» мультфильмов, преобразив этот жанр в нечто невероятное. Создавая всего один мультсериал, Cartoon Network смог собрать вокруг своего творения самую разношерстную аудиторию: как малолетних детей, так и взрослых гиков или простых людей. Adventure Time появился в ответственное время, став для американский мультипликации чем-то вроде спасательного круга и предметом для подражания. Создатели не боялись экспериментировать, придумывать что-то новое, менять правила на ходу, вставлять новые «фишки» в своё детище. Так они показали своим коллегам по цеху, как объединить «взрослое» и «детское» так, чтобы массы людей разных возрастов включала по вечерам канал мультипликации. Одна для увеселения, другие для размышления. Наше поколение в детстве смотрели совершенно другую мультипликацию: Трансформеров, Черепашек Ниндзя... Все это, безусловно, хорошие проекты, но они – ностальгия, а не актуальность. Современные дети смотрят Adventure Time и Gravity Falls, подобные мультсериалы становятся для них эталоном. Мы живем в замечательную эпоху перемен, друзья. Что нас ждет в будущем? Я не знаю. Но я преисполнен оптимизмом.
- Аналитик: Nintendo Switch почти опередила PS2 по продажам в США
- Аналитик: Rise of the Ronin, Wild Hearts, Wo Long Fallen Dynasty не оправдали ожиданий издателя Koei Tecmo
- V Rising возглавила британский чарт в мае, а рынок консолей продолжил падение