ShaToon: Кот раввина
Евреи не очень любят собак. Собаки бросаются на вас и норовят укусить. А так как евреев и без того все хаят с незапамятных времен, они предпочитают кошек. Ну, по крайне мере, так говорит мой хозяин.
В американо-европейском обществе, чья толерантность всё чаще граничит с абсурдностью, не принято затрагивать конфликтные темы. Особенно это проявляется в кинематографе, так как большинство режиссеров боится оскорбить чью-то веру, какие-то меньшинства и иже с ними. Сатира нынче непопулярна, а проекты, подобные мультфильму «Кот раввина», запросто оскорбят чьи-нибудь чувства. Не потому, что эти творения созданы для посягательства на кого-то, а потому, что общество на прискорбно высокий процент состоит из интеллектуально ущербных и слабых характером людей, страстно желающих самоутвердиться за чужой счет.
Политика и религия для столь мерзкого занятия подходит наилучшим образом, а уж и того и того у «Кота» предостаточно. Причем, речь не о буддизме или зороастризме, а иудаизме и мусульманстве – этих странных, непонятных и даже страшных для большинства западных зрителей конфессий. Как будто желая подлить масла в огонь, авторы повествует свою историю на фоне мировых социальных потрясений, вроде революции в России. Вот и получается, что «Кот» умудряется оскорбить толпы людей. Те, кто обвиняет евреев во всех грехах, заявят, что «Кот» оправдывает сынов Израиля, ведь ещё святые отцы в Средние века говорили, что они источник всего зла. Тот же Гитлер был евреем. Те, кто немножко фанатичны в своей вере, заявят, что «Кот» поощряет стереотипное мышление и вообще гнида расистская, оскорбляющая ко всему прочему чувства верующих.
Действие происходит в Алжире, тогда еще являющемся колонией Франции. История крутится вокруг раввина Сфара - главы и духовного лидера алжирской еврейской общины. Жизнь у него не сахар, ведь он - ненавистный многими потомок рода Авраама. Местный социум относится к нему негативно. Порой ему отказывают в обслуживании в ресторанах или магазинах, а также при любой возможности желают ему несчастья или того хуже. Но Сфар не отчаивается, ибо евреи привыкли быть изгоями. Он находит радость в вере и в своей любимой дочери Злабии.
Но спокойной жизни иудея вскоре приходит конец. Французская администрация хочет провести тест для определения профпригодности раввинов Алжира. Тяжкое испытание для плохо знающего французский язык Сфара. Тут ещё из революционной России пришли ящики с еврейской религиозной литературы, а среди книг в посылке притаился пассажир. С его появлением все переворачивается с ног на голову, а события стремительно начинают набирать обороты. Мечты и желания персонажей консолидируются и тянут тех в далекое и опасное путешествие на юго-восток - в Эфиопию, где якобы живет древний народ чернокожих евреев. Среди них ходит Адам, они не знают ни воин и бед, и только там евреи могут вздохнуть свободно.
Необычности этой истории придает то, что главным героем мультфильма является ни Сфар и ни Злабия. Все события и невероятные ситуации вертятся вокруг их безымянного кота. Он открывает страшный секрет своим хозяевам: если слушать животное, то можно понять, что оно говорит. Семья открывает своего маленького друга с новой стороны. Говорящий Кот начинает вместе со своей обожаемой Злабией читать "вредную" литературу. По вечерам он спорит со хозяином на тему иудаизма и религии в целом, пытаясь доказать нелогичность Торы и всех святых книг. Аргументирует он свою позицию результатами углеродного анализа и абсурдностью всего написанного там. Но вершиной "очеловечивания" Кота становится ни что иное, как требование того провести обрезание и бар-мицву, чтобы стать настоящим евреем. Кот-атеист, желающий стать евреем - это что-то с чем-то.
Персонажей и образов значительно больше, чем было сказано, и все они отыгрывают важную роль в посыле и идее мультфильма. Чуть ли не каждый герой является олицетворением какого-то архетипа или известного литературного образа. Стереотипы собрались вместе, но вместо цельной картины, которая рисуется в головах многих, выходит какой-то театр абсурда. Персонажи пытаются найти свои места в запланированной программе, но в расписании только какая-то несуразица: то российский флаг со звездой Давида в центре, то осел, поющий партитуру на трех языках, то мулла и раввин, молящиеся бок о бок своим богам...
Но смешон ли этот абсурд? Удивительно, но нет. Он на удивление глубок. Всё это странное и невероятное оказывается на деле предельно понятным и логичным. Режиссер и его команда пытались изобразить сквозь призму абсурда всю глупость конфликтов и мелочность споров. Человек - в первую очередь человек и только потом еврей, русский или араб. Слушая и уважая друг друга, самые разные люди смогут сойтись и, попивая кофе, раскрыть друг другу души. Ну а если не слушать, то пространство будет заполнять лишь жалкое мяуканье, что доказывает Кот. Главное - простое желание и готовность впустить мир в своё сердце.
«Кот» не будет щадить чьи-то там чувства. Он жесток, когда демонстрирует кровавые сцены насилия. Он циничен, когда тычет в глаза откровенной бредовостью религиозных учений. И он до зубовного скрежета правдив, когда показывает, что именно набор религиозных тезисов может стать и духовным убежищем и единственным инструментом созидания в мире, где якобы правит разум и логика.
Глубокий посыл истории сопровождается отличной работой над визуальной и музыкальной составляющими мультфильма. Рисовка не нарисована в однородном стиле. В зависимости от сюжетной необходимости она меняется, что делает картину довольно разнообразной и чуточку забавной с художественной точки зрения. Ручная рисовка очаровывает, хотя можно придраться к мелочам, вроде плохо анимированных задников в некоторых сценах. Зато музыка отлично вписывается в происходящий фарс, пусть и не претендует на почетное место в треклисте. Отдельной похвалы достойна озвучка русских в оригинальной ленте мультфильма. Наши соотечественники звучат и говорят на нормальном русском языке, что, впрочем, логично. Клюкве не место в общине «Кота».
* * *
"Кот раввина" - необычный, но при этом сильный и глубокий мультфильм. Взяв за основу непопулярные нынче конфликтные темы, он не пытается показать их в позитивном или негативном свете. Он пытается показать, что человек должен оставаться человеком, а не быть мелочным скотом, ради своей «истины» устраивающем священные войны, создающим концлагеря или поощряющим секс-рабство. Да, мультфильм задает больше вопросов, чем дает ответов, а после просмотра многие зададутся вопросом: "Что это было?". И всё же "Кот раввина" подталкивает к размышлениям о важных вещах. А отличная рисовка и неплохой саундтрек лишь помогает впитать в себя идеи, которые в нормальном мире должны быть основой общества.
- Что подумает Всевышний о таком раввине, как я?
- Может быть, он увидит в тебе продвинутого на новый уровень?
- Может быть. С Богом никогда не знаешь что и думать.
- Достаточно сказать себе, что Бог - хороший парень.
(с) Разговор между раввином и муллой.
- Хаяо Миядзаки работает над приключенческим фильмом с нотками ностальгии
- Вышел тизер мультфильма "Моана 2" от Disney
- Disney сократила 175 сотрудников Pixar — это крупнейшая реструктуризация в истории компании