Review: Агенты А.Н.К.Л.
Нынешний год оказался плодовитым не только для бесконечных ремейков и комикс-муви, но и для шпионского кино. Выбирать действительно есть из чего: «Kingsman», «Шпион», «Племя изгоев», грядущие «Спектр» и «Шпионский мост», а также герой нашей сегодняшней рецензии – «Агенты А.Н.К.Л.». Путь на экраны дался фильму нелегко, так как производство то и дело замораживалось, размораживалось, отодвигалось, признавалось неэффективным, а затем перспективным и так много лет. Попытки вытрясти приличный бюджет из Warner Bros. и вовсе достойны отдельной экранизации, так как на переводе оригинального сериала 60-х годов в кино сильные мира сего хотели сэкономить, сделав «дешево и сердито». Но совместными усилиями Гай Ричи, пришедший в проект в 2013 году, и сотоварищи получили необходимый минимум средств, и сняли пусть не шедевр на века, но убийственный в своей красоте, постановке и юморе фильм, которому не хватило до идеала совсем чуть-чуть.
Одним из этих «чуть-чуть» стал сюжет, с коим ситуация очень любопытная. Никаких откровений история «Агентов А.Н.К.Л.» не несет, так как напрочь состоит из штампов шпионского жанра и повествует о приключениях агентов, чьи архетипы зародились давно. Нашлось здесь место и ядерной программе Гитлера, и беглым нацистам, и черному рынку оружия «для своих», и всезнающему КГБ вкупе с ЦРУ и много чему ещё. Однако в руках мастера даже галька может стать драгоценным камнем и здесь тот самый случай. Пусть концептуально «Агенты» насквозь вторичны, а герои воплощают в себе полный набор мифов того времени, сценаристы обыграли всё так, что ощущения дежавю не возникает. Смотришь фильм – в тебя зарождается: «Да это же баналь…» - фильм выдает необычную сцену или отменную шутку – идея, как и негатив, куда-то исчезают. Вот так надо работать с материалами и тогда даже факты, общеизвестные с рождества Христова, покажутся свежими и актуальными. Многим режиссерам есть чему поучиться у Гая Ричи. Особенно в плане юмора.
Он у «Агентов» хорош настолько, что авторское «Я найду к чему придраться» спасовало за неимением недостатков. Относится это и к невербальному юмору, и к словесным пикировкам. Они настолько изысканы и тонки, что британским чувством вкуса здесь пропитана едва ли не каждая фраза. И это поразительно, учитывая американские корни фильма и наличие всего двух британцев в команде, пусть один из них и постановщик, а второй - один из главных героев. В «Агентах» очень мало крылатых цитат, вызывающих мгновенный взрыв веселья, как в тех же «Мстителях». Зато очень много мизасцен, наращивающих обороты в течении нескольких минут. Достаточно сказать, что один занудный и придирчивый автор искренне смеялся весь фильм, чего с ним не случалось лет 5-7. Да, и не стоит проводить аналогии между элементами юмора «Агентов» и «Kingsman», так как последний целиком построен на стёбе над штампами, да и количество шуток уступает творению Ричи, причем очень сильно.
Отличаются «Агенты» и в плане визуальном. Постановка, работа со светом и цветами, монтаж, режиссура – всё великолепно. Ричи так грамотно совместил приемы различных кинематографических школ, включая фишки старой итальянской и последние тенденции британской, что придраться решительно не к чему. Свою лепту в это внес и оператор-постановщик Джон Мэтисон, знающий толк в хорошей сцене, а также дуэт из «Грани будущего» в лице художника-постановщика Оливера Шолля и монтажера Джемса Херберта. Без соответствующей атмосферы творческие потуги этой команды мечты ничего бы и не стоили и, как не сложно догадаться, с этим у «Агентов» тоже полный порядок.
Костюмы, мода, машины, женщины, да даже спецтехника – каждый элемент передает дух 60-х. При этом в диалогах и поведении персонажей чувствуется, что события происходят в разгар Холодной войны. Разумеется, все обязательные атрибуты того времени, вроде Берлинской стены, присутствуют. Музыка же стала одним из сильнейших элементов новинки. По пальцам одной руки можно пересчитать фильмы последних лет, где музыкальное сопровождение был подобрано столь идеально. Большинство постановщиков совершенно не понимает важности звука для восприятия фильма, как цельного произведения. У Ричи с этим всё в порядке. За одну только музыку ему можно простить все грехи… почти.
С динамикой у британского постановщика получилось не всё так здорово, как с остальным. Да, «Агенты» выверены до последнего кадра кинопленки. Да, сцены, несмотря на медленный темп, не дают заскучать благодаря живым диалогам, вездесущему юмору и просто роскошным видам. Да, боевые сцены за счет смены перспективы, вроде дегустация вина одним агентом в уютном грузовике под дивную музыку, пока другой сражается с вооруженной охраной на катере, радует взгляд относительной новизной. Но… действительно интересного экшена в «Агентах» нет и выигрышно он смотрится только за счет необычной подачи. По факту же в данном вопросе Ричи с треском проиграл Мэттью Вону и его «Kingsman». Сцена с церковью в последнем была и необычна и чрезвычайно динамична, а финальное сражение, пусть и не шибко креативное, всё-таки было масштабно.
В «Агентах» же нашлась отсылка (в хорошем смысле) к «Форсажу 7», но ключевые схватки фильма оставляет странное послевкусие. Большая операция демонстрируется буквально пару минут нарезкой сцен под приятную мелодию. Красиво, но чувство причастности, как у отдыха на море посредством видео на youtube. Да и в своей погоне за красотой и нестандартностью Ричи дал лиха, уделив неоправданно много времени второстепенному злодею и слишком мало главному. Хорошо хоть третий антагонист ушел в мир иной стильно и с правильной подачей.
Наибольшая проблема «Агентов» в самих агентах. К Алисии Викандер придраться сложно, ибо она отыграла на ура. Бойкая, сексапильная и таинственная, как и полагается femme fatale. Недоумение вызвали образы Ильи Курякина и Наполеона Соло. Речь не о западной критике, утверждающей, что между Хаммером и Кэвиллом нет пресловутой актерской химии и им не веришь. Это не так. Актеры толково отыграли те образы, которые им создали сценаристы. Так что камень летит в их огород. Черт с ними логическими дырами, вроде оперативника КГБ Курякина, чей отец - политзаключенный. Допущения, вроде возникшей дружбы, также легко объясняются. Как-никак один из них обязан другому жизнью, другой памятным предметом и нет, речь не о кусочке свинца в голове. Вся подлянка с персонажами Соло и Курякина в том, что у них есть и биография, но нет личности.
Сделать героя живым не сложно. Писатель Джо Аберкромби, например, сделал абсолютно вторичного героя запоминающимся буквально тремя чертами – любовью к подсчету всего и вся, легкой формой аутизма и профессией убийцы. Мелочь, казалось бы, но Балагур врезается в память своими особенностями сильнее, чем Соло и Курякин вместе взятые. Наполеон Соло позиционируется, как бывший вор, солдат и аферист, но это пустые слова, никак не выражающиеся в фильме. Почему все помнят Джеймса Бонда? Потому что это агент с циррозом печени из-за чрезмерного употребления любимого коктейля, постоянными проблемами в лице мертвых женщин и женщин-предательнец, толпой врагов и бульдожьим характером. У Соло, как солдата, нет соответствующих рефлексов и посттравматического стресса. У него, как легендарного контрабандиста, должны быть табуны недоброжелателей, но он спокойно прогуливается по улицам и не оглядывается.
В образ Соло не веришь потому, что он не подтверждается ни мимикой, ни жестами, ни диалогами, ни, что заметнее всего, сценами. С Курякиным всё тоже самое, но не столь плохо. Илья, конечно, вызывает много вопросов, а дивное сочетание вспышек ярости, бытности оперативника КГБ, детской застенчивости в отношении девушек и отца политзаключенного – сомнения в трезвости сценариста. Эти допущения, в принципе, не критичны, но более детально проработанные герои сделали бы «Агентов» ещё ярче. Один критик, как-то заметил, что своеобразным мерилом успеха фильма можно считать вероятность появления мемов на его основе. «Агентам А.Н.К.Л.» они вряд ли светят, но на фоне всех его достоинств проблемы с глубиной образов и недостатки сюжета, честно говоря, не критичны.
******
Гай Ричи снял визуально и музыкально совершенный, атмосферный и очень красивый фильм с замечательным чувством стиля и юмора. Проблем у «Агентов А.Н.К.Л.» немного: безликие герои за исключением Габи Теллер в исполнении Алисии Викандер, предсказуемый сюжет и полное отсутствие эмоциональной привязки, что, пожалуй, стало самым серьезным недостатком. Но пусть эти досадные косяки вас не смущают. Достоинств у фильма так много, что поход в кинотеатр также безусловен, как восход Солнца на востоке.
- Обзор смартфона realme 13+ 5G — мощь по доступной цене
- Знакомство с телевизором Hisense U7NQ Mini-LED PRO
- Перезапуск "Голого пистолета" с Лиамон Нисоном выйдет летом 2025 года