«Оно» того стоит, или почему мы должны пойти на «Багровый пик»

На прошлой неделе из Голливуда пришла печальная новость – Кэри Фукунага, режиссер «Настоящего детектива», отказался от работы над экранизацией романа «Оно» Стивена Кинга. Съемки должны были стартовать уже в июне. Официальная причина отказа – творческие разногласия, по факту – студия зажала денег. Так мы лишились, возможно, одного из самых интересных фильмов ужасов ближайших лет. На мой взгляд, в этом есть и наша вина тоже.

За официальной размытой формулировкой “творческие разногласия” скрывается куда более очевидная проза Голливуда. Хотя начиналось все очень даже неплохо. Фукунага, большой фанат «Оно», уговорил студию New Line разделить экранизацию на два фильма: в первом бы он показал героев подростками, а во втором – взрослыми, сражающимися с клоуном-монстром Пеннивайзом. На роль последнего он хотел пригласить Бена Мендельсона, который, на мой взгляд, идеально смотрелся бы в роли вселенского зла. После долгих переговоров Мендельсон отказался от проекта. Официальная причина – занятость на съемках спин-оффа «Звездных войн» Гаррета Эдвардса. Однако близкие к ситуации источники утверждают, что Мендельсон снялся бы в «Оно» и освободился аккурат к съемкам «Изгоя», но очень уж скромный гонорар предложила ему New Line.

С потерей Мендельсона режиссер смирился и пригласил на роль клоуна Уилла Поултера (довольно странный выбор, не находите?), которого тут же утвердили. Однако июнь близился, а переговоры продолжались. Кэри хотел снимать в Нью-Йорке, поближе к дому, но студия настаивала на более дешевом штате. Режиссер представил несколько сценариев, студия ни один не одобрила – слишком дорого. В итоге New Line предложили 30 миллионов и ни доллара больше. Фукунага понял, что с таким бюджетом хорошего кино не снимешь и решил – с него хватит. Вероятно, New Line отправит сценарий на доработку, но некоторые инсайдеры уверены, на проекте можно ставить крест.

Подобных историй, когда студии не хотят рисковать большими деньгами ради фильмов с возрастным рейтингом R и сворачивают на полпути, немало. Пожалуй, самая горькая из них – несостоявшаяся экранизация лавкрафтовских «Хребтов безумия» с Гильермо Дель Торо, Джеймсом Кэмероном и Томо Крузом. Я до сих пор лью по ней слезы и молюсь по ночам Йог-Сототу, Ньярлатхотепу и Азатоту, чтобы маэстро вернулся к своему проекту мечты. Пожалуй, имеет смысл рассказать о том, как мир лишился первого достойного пришествия Ктулху на большие экраны.

В 2006 году, окрыленный успехом «Лабиринта Фавна», Дель Торо вместе со своим постоянным соавтором Мэттью Робинсом написал сценарии для полнометражных «Хребтов безумия» и «Багрового пика». «Хребты» всегда были для режиссера проектом мечты, именно с ним он обратился к Warner Bros. “Братья” экранизацию отвергли, сославшись на излишнюю мрачность истории. Режиссер предложил сценарий Universal Pictures, которые проектом заинтересовались. Сам Джеймс Кэмерон изъявил желание продюсировать экранизацию. В главной роли хотели видеть Джеймса Макэвоя, но позже в проект пришел Том Круз, который в те годы всерьез увлекся фантастикой. Дель Торо организовал для студийных боссов шикарную презентацию, показав не только сценарий, но и впечатляющие скетчи, которые, кстати, доступны в сети.

Саму презентацию Universal назвала одной из самых впечатляющих в своей истории и вроде бы дала экранизации зеленый свет в виде 150 млн долларов. Проект был внесен в план студии, а Дель Торо ради него был вынужден отказаться от режиссуры «Хоббита», ограничившись сценарием. Съемки были назначены на июнь 2011 года, но в конце марта Universal вдруг пошла на попятную. Свое решение студийные чиновники аргументировали тремя вещами: отсутствием женского персонажа, отсутствием хэппи-энда и, самое главное, рейтингом R, который, по мнению, Universal сильно ограничит возможную аудиторию.

Крепколобых прагматиков не убедил ни Кэмерон, ни Круз, ни даже эффектное камео Ктулху, неожиданно появлявшегося в одном из вариантов сценария. Это не первый и не последний случай, когда в угоду своим представлениям о прибыльности студии подавляют всякую свободу творческой мысли. Но даже у этой истории может быть счастливый конец.

Как известно, после подлянки с «Хребтами» Universal решила утешить Дель Торо режиссерским креслом «Тихоокеанского рубежа». Будучи гением, мексиканец даже простую историю с огромными роботами и монстрами превратил в оригинальное художественное высказывание, которое принесло студии полмиллиарда прибыли.

Неудивительно, что при виде огромных сборов Томас Тулл и Джон Джашни из Legendary (дочерняя компания Universal) настолько раздобрели, что предложили Дель Торо самому выбрать его следующий фильм. Режиссер бросил им на стол три сценария: экранизации «Хребтов безумия» и «Графа Монте-Кристо», а также оригинальный «Багровый пик». Продюсеры решили, что им больше всего подходит последний вариант. К счастью для всех, фильм уже снят и 15 октября выйдет в прокат.

Для тех, кто не в курсе. «Багровый пик» – это фильм ужасов в готических тонах с Миа Васиковской, Томом Хиддлстоном, Джессикой Честейн и Чарли Ханнэмом. Вероятно, нас ждет сплав классического ужастика в доме с привидениями и семейной драмы с разложившимися (в моральном, и, не исключено, в физическом смысле) аристократами. Трейлеры ясно дают понять, что возрастной рейтинг R картине выдали не просто так: реки крови, обнаженка, гнетущая атмосфера всепроникающего страха и, конечно, фирменные отвратительные монстры. В качестве фильма сомневаться не приходится, все-таки Дель Торо не снял ни одного плохого фильма. Куда больше меня волнует прокатная судьба картины, потому что от нее в немалой степени зависит судьба «Хребтов безумия».

Если «Багровый пик» хотя бы окупит свой бюджет, то Дель Торо сможет потребовать у Legendary солидную сумму на свой “проект мечты”. Студия, скорее всего, согласится – вряд ли ей хочется терять столь прибыльного режиссера, с которым она уже договорилась на сиквел «Тихоокеанского рубежа». Может быть, маэстро попробует уложиться в рейтинг PG13 без потери качества, воспользовавшись тем, что тот в последние годы стал гибче. По крайней мере, он допускал такой вариант в прошлом году. Так или иначе, успех “взрослого” «Багрового пика» станет козырем для Дель Торо в переговорах со студиями. Будь то Universal, Warner Bros или кто-то еще.

Подытоживая, я хотел бы указать на следующую банальную вещь. Мы сами голосуем рублем и пишем пресловутую “прозу Голливуда”. Иногда доходит до смешного. В своей рецензии на недавний «Разлом Сан-Андреас» я вдоволь поглумился над комичной беспомощностью Скалы, убогим сценарием и множеством нелепых моментов. Это удивительно, однако на выходе из кинотеатра, я, прекрасно понимая, что употребил сейчас самый что ни есть посредственный кинопродукт, испытывал необъяснимое чувство удовлетворения. Страшно писать это, но как развлекательный фильм «Разлом Сан-Андреас» мне понравился. И все же чем больше мы будем ходить на посредственные боевики (привет «Трансформерам») и штампованные кинокомиксы, тем меньшие крохи будут получать талантливые авторы с неординарными идеями (я не про фестивальное кино, а про ребят вроде того же Дель Торо или Бломкампа, но без громкого имени).

Не подумайте, я не против всех фильмов по комиксам. Так же как и все, я не хочу жить в мире без «Мстителей» и совсем не уверен насчет «Капитана-Америки», но, мне кажется, мы вполне обошлись бы без «Тора», и уж тем более «Человека-муравья». Как говорится, аллилуйя или пх'нглуи Ктулху фхтагн! 

Больше статей на Shazoo
Тэги: