Review: "Безумный Макс: Дорога ярости"

Заявив, что не будет воспевать морализаторство в очередной тоскливой сказке про спасителя мира, а снимет безумное, как накачанный спидами Джокер, дорожное кино, Джордж Миллер вновь поступил вопреки стандартам Голливуда. От души послав их в безлюдные дали пустыни Намибии, где он проводил съемки, Миллер в свои 70 лет создал очаровывающий своей необузданной яростью и гротескностью чистокровный боевик, отбросивший жанровую неопределенность современных блокбастеров. «Дорога ярости» от начала до конца уникальное авторское кино, демонстрирующее такой уровень постановки сцен и проработки мира, что цитировать его будут долгие годы, а режиссерские приемы занесут в учебники.

Вышедшая 30 лет назад трилогия «Безумный Макс» обрела культовой статус неспроста. Тогда ещё никому неизвестный австралиец Джордж Миллер, работавший медбратом, придумал постапокалиптический мир, сочетавший в себе театр абсурда, неожиданно глубокие злободневные мысли в прямолинейном, как сам жанр «роад-муви», сюжете и удивительных персонажей, на фоне которых сам Макс Рокатански осознанно выставлялся Миллером, как простой сломленный человек, давно потерявший смысл собственного существования и по глупости сам себя неоднократно лишавший его обрести.

В своих фильмах Миллер уже в те времена во всю заигрывал с огнем, обыгрывая причины появления и достижения феминизма в угоду своему видению. Пока Наоми Вульф и сотоварки боролись за дестигматизацию женской сексуальности, коварный режиссер демонстрировал её, низводя женщин до уровня секс-рабынь и жертв многочисленных изнасилований… А затем нивелировал произведенный эффект, выводя на сцену настолько сильного персонажа, будь то ребенок или старушка, что Макс окончательно утверждался в роли не героя без страха и упрека, а бесхребетного слабака и нагляднейшего представителя погибшего мира, гораздого только ныть о своей горькой доле. Всю суть кинообраза Рокатански, уклоняющегося после смерти семьи даже от элементарной помощи страждущим, охарактеризовал Папагалло в исполнении Майкла Престона: «Потерял семью? Все мы прошли через это, но мы не сдались. Мы по-прежнему человеческие существа – с достоинством. А ты? Ты там, вместе с мусором. Ты - ничто».

Нежелание Макса геройствовать - лишь одна из невидимых большинству нитей, объединяющих оригинальную трилогию с четвертым «Безумным Максом». Каноничный обрез, дающий осечку, музыкальная шкатулка и отгрызание прикованной конечности – «Дорога ярости» полна отсылок для фанатов. Нашлось здесь место и философии, временами напоминающей The Journey. То же путешествие через пустыню, та же многозначительность в названии, но вместо медитативного и размышлений о тщетности бытия – адский скрежет машин-дикобразов о бока боевой фуры под аккомпанемент прикованного к стене усилителей гитариста и рева фанатиков, стремящихся в Вальхаллу навстречу чизбургерам и кока-коле.

Скрывая в себе много «пасхалок», «Дорога ярости» полностью самобытна для незнакомого с франшизой человека. Не ждите продолжения история трилогии – здесь её нет, хоть события «Дороги ярости» и развиваются между первой и второй частью. Отсутствуют и модные нынче сложные герои с ватагой скелетов в шкафу. Их раскрытию уделен необходимый минимум времени, чтобы зритель понял, в чем вообще суть конфликта, однако всё куда сложнее, чем кажется.

С персонажами в оригинальном «Максе» всегда была забавная чехарда. Миллер издевался над канонами кинематографа, сделав Макса, по сути, безликим существом, чье безумие и сложное прошлое не было чем-то особенным. Стоило на экране появиться мальчику с бумерангом, Гусу, Пальцерезу или любому другому персонажу, как фокус смещался с эмоционально выгоревшего копа на тех, кто смирился с прошлым и стал жить настоящим. В «Дороге ярости» действует тот же принцип.

Макс в исполнении Тома Харди демонстрирует заложенную Миллером и Гибсоном аж в 79 году отрешенность Рокатански к бедам окружающих. Его преследуют видения… призраки, лица многих из которых нам незнакомы и никогда не будут. Ими Миллер показал цену, заплаченную миром за равнодушие Макса и его поглощенность собственными переживаниями.

Стоит ли удивляться, что первую треть «Дороги ярости» он безвольно сидит в наморднике на цепи и вяло проклинает обаятельного фанатика Накса, стараниями Николаса Холта ставшего одним из самых ярких участников погони наравне с Фьюриосой.

И пусть воительница в исполнении Шарлиз Терон крайне размыто говорит об искуплении, сподвигшем её на помощь в побеге гарему главного злодея Несмертного Джо (Хью Кияс-Берн), она - ключевая фигура фильма. Миллер с самого начала хотел снять историю о двух воинах. По этой причине волевая и решительная Фьюриоса так сильно выделяется на фоне Макса, не шибко пытающегося вырваться из плена сектантов Джо. Но помимо неё и Накса есть множество других ярких личностей, которым потребовалось всего-навсего пара штрихов для придания индивидуальности. Речь о пресловутом гареме, в состав которого вошли бывшие ангелы Victoria Secret’s.

Обычно, красотки исполняют роль безвольных автоматов для вознесения хвалы своему спасителю, но в «Дороге ярости» всё ни как у людей. Дивные небесные создания с Зоей Кравиц и Роузи Хантингтон-Уайтли во главе не просто олицетворяют первозданную чистоту и чудо рождения детей, ради которого, по сути, Джо и послал за ними армаду психов на багги. И дело не в их белых фривольных одеяниях, вызывающих нешуточные томления у мужчин. Прелестницы играют едва ли не на одном уровне с Терон.

Да, они красивые женщины, которых по идее надо спасать, но тонкость в том, что они спасают себя сами и весь мир в придачу, стремясь к свободе и проявляя терпимость к загаженному фанатизмом и злобой разуму. Фьюриоса лишь помогла им найти выход. Они не кричат о помощи, когда начинается стрельба, а молча действуют. Видя беременную Ангарад (Роузи) заслоняющую собой Фьюриосу в критический момент, об её участии в «Трансформерах» быстро забываешь.

Так, за внешне незамысловатым сюжетом скрывается множество интересных образов и мыслей, вроде бессмысленности поисков лучшей жизни при наличии таковой. Однако увидеть это за безостановочным дорожным адом с кучей диковинных машин с толпой фриков на борту весьма проблематично. Короткое вступление скупо повествует о наступившем миру конце и знакомит с бесцельно существующим Максом Рокатански. Остальные пояснения о сути происходящего раскрываются в редкие минуты затишья. Да и те ценны не разговорами, а видами. Операторская работа заслуживает не меньшей похвалы, чем режиссерская. Четкие масштабные планы в тандеме с игрой цветовой палитрой оставляют неизгладимое впечатление. Одна только сцена с болотом и «вороньем» достойна полотна.

Миллер создал удивительный по своей абсурдности и рациональности мир. Здесь женщин используют для доения молока и рождения детей, а на спины пленников тату-машинками набивают всю необходимую для медиков информацию. Воду обменивают на топливо, а пустынные рейдеры мажутся белой краской не столько для статусности, сколько для практичности – меньше солнце напекает. Даже ряд элементов снаряжения можно внятно объяснить. Зачем транжирить ценный порох, если на расстоянии в десяток метров сгодятся и копья с гранатами вместо наконечников? Резонно. На фоне такой проработки окружения простительны мелкие огрехи. Ну кого смутит использование бензопил и огнеметов при вечной нехватке топлива, если это весело! Блокбастеры итак грешат пренебрежением логики в угоду зрелищности. «Дорога ярости» хотя бы делает это с редким чувством стиля.

Конечно, при желании можно обвинить «Безумного Макса» в сумбурности происходящего, псевдоглубоком сюжете, слабой связи с вселенной Макса и нереалистичном изображение будущего. На фоне жуткой в своей достоверности «Дороги» Джона Хиллкоута «Дорога ярости» - бред сумасшедшего. Но в этом и заключается её прелесть. Как Дель Торо в «Тихоокеанском рубеже» предавался игрищам с гигантскими роботами и монстрами, так и Миллер руками безымянного гитариста наигрывает тяжелую мелодию, отправляя на верную смерть десятки фанатиков, вооруженных пулеметами, заточенными хоккейными клюшками и другими творениями местного военпрома. Да и копание в недостатках «Дороги ярости» попросту излишне.

Когда перед режиссером стоит задача создать боевик, наголову превосходящий лучших представителей жанра, то ошибки неизбежны. Миллер же избежал не только самоповторов и плагиата, но и задал высочайшую планку качества, до которой «Мстителям», как Тони Старку до Луны без костюма. За редким исключением «Дорога ярости» снималась по старинке вживую без использования графики.

Операторы высовывались с камерами наперевес из машин-сопровождения на огромной скорости, а безымянные головорезы без всякой страховки носились по горам на байках. Из 150 каскадеров часть была специально приглашена из «Cirque du Soleil» для знаменитых сцен с охотниками, привязанными к шестам. Тоже касается и реквизита. Весь невообразимый автопарк: от сдвоенного Cadillac Eldorado Несмертного Джо до боевой фуры Фьюриосы создавался вручную. И безжалостно сжигался, ломался и расстреливался во время съемок. Тем грустнее становится от плачущего на фоне зеленого полотна Иэна Маккеллена.

*******

«Безумный Макс: Дорога ярости» - уникальный фильм, аналогов которому попросту нет. Простой сюжет, сводящийся к объяснению причин погони и борьбе с собственными демонам, оказался умнее и злободневнее иных драм и триллеров. Не имея прямой связи с оригинальной трилогией, фильм полностью вписывается в мир, созданный Миллером, и скрывает в себе огромное количество отсылок для тех, кто в теме. И всё это в тандеме с безудержным экшеном с мастерски поставленными трюками и сценами, задающими такую планку жанру, что на «Капитана Америку», возможно, придется идти с запасом салфеток, чтобы плакать от его ущербности и вспоминать божественную оду насилию, песку и гротеску от 70-летнего режиссера.

Оценка: Отменяйте свадьбы и дни рождения бабушек, запрыгивайте в багги, по пути купите за россыпь крышек пачку Нюка-Колы и наслаждайтесь. 

P.S. celeir это посвящается тебе. Специально ради тебя дождался исчезновения вау-эффекта. Только сухая аналитика, только хардкор. 

Больше статей на Shazoo
Тэги: