«Орки», Братство НОД и клингон-миддер - история компьютерных клубов с 90-х по наши дни
Мы играли, как могли
«Помню, в 90-х я был еще молодым и веселым студентом», - мечтательно затянулся сигаретой мужчина с татуированными руками и лицом плохо выспавшегося убийцы. «Я как раз учился на Октябрьской в ГУГН и активно зависал с ребятами из общаги в Quake. Мы там себе устроили LAN-прибежище из своих комнат в конце коридора. Сетевая проводка лежала прямо на полу. Один знакомый с курса, читавший Толкиена вместо лекций, едко заметил, что мы несчастную общагу превратили в логово Шелоб. Интернета ведь, как такового не было, вот и устраивали соревнования между комнатами, записывая результаты на бумаге. Кто слил бой – тот угощал победителей», - ухмыльнулся Алексей, рассказав о первых «киберспортивных» турнирах.
В начале 90-х годов таких рокфеллеров можно было по пальцам пересчитать. Если ты владел хоть каким-то компьютером, то был объектом зависти для всего двора. А уж «железка» с топовым Pentium II считалась, чуть ли не главным сокровищем в мире, правда стоила она, как половина «Звезды смерти». «Мне повезло, я смог позволить себе такую роскошь, как компьютер. С малочисленными владельцами «ящиков», вроде меня, все старались дружить. Тогда ни то, что компьютеров, но даже телефонов у большинства ребят не было. Вот и бегала половина группы к нам в общагу посмотреть на дивные железки. Ну и заодно на Warcraft II, Diablo и, разумеется, Quake»
Ради этой груды устаревшего хлама в 90-е любой продал бы души родственников вплоть до основателя рода. Для закрепления результата продал бы свою почку – тогда это ещё не было мейнстримом.
В то время, когда Алексей впечатлял девушек филигранными рокетджампами, компьютерных клубов в России не водилось в принципе. И основная аудитория CoD ещё долго не знала прелестей «кемперства со слонобоем», если бы не зарождающийся мировой киберспорт. За ним последовал зарубежный бум на «гиковские притоны», как тонко отметил один клингон-социофоб. Уже в 1991 году американские игроки посетили свой первый компьютерный клуб. Плакаты с Ларой Крофт (возможно даже в пикантном варианте!) и компы по стоимости «Феррари» - вот оно чистое геймерское счастье. А ближе к 1995 году интернет в США и Европе распространился со скоростью голодной саранчи. Эпидемия сетевых игр охватила всех, кто имел ПК. В то же время в России мировая паутина относилась к разряду полумифических сущностей, вроде единорогов и честных адвокатов. Но ради мультиплеера рыцари мыши и клавиатуры шли на всевозможные ухищрения. Некоторые даже выходили на улицу в поисках соратников
«Я познакомился со своими друзьями по чистой случайности», - признался Олег, похожий на пухлого Дюка Нюкема в отставке. «У меня тогда был «Жигули» как, наверное, и у многих. Ехал я, кажется по Кетчеровской, как вдруг увидел шикарное зрелище. Высокий худой парень с транспарантом «Владельцы компьютеров, отзовитесь. Go Quake». Я сам в него не играл, но слышал от знакомых. Остановился, вышел и познакомился. Я потом к нему пару лет с другого конца Москвы возил компьютер. Устраивали на выходных домашние LAN-вечеринки с покером и пепси-колой. Ещё иногда кодили на бэйсике, но больше для спортивного интереса. Сейчас мы с ребятами легко устраиваем «пт-раши» или забеги в Battlefield, связываясь по «скайпу», а тогда приходилось изворачиваться».
Тем, кому повезло избежать радостей тогдашнего автопрома, приходилось нести железного друга к соседу, если недалеко было идти. С монитором весом в несколько килограмм особо не попутешествуешь. Другие, пересмотрев «Скалолаза», лазили по крышам и тянули из дома в дом кабель. И хорошо, если подозрительные соседи или ЖКХ не обрезали его. Прокладывали то проводку энтузиасты, мягко говоря, нелегально.
Вот так развлекались геймеры всего мира до появления игровых клубов. Своё «железо», паутина сетевых кабелей и море газировки. Wanna go LAN?
«С локальной сетью в общаге у нас проблем не было. Чего сложного то? Кинул в соседнюю комнату или из окна кабель и радуешься жизни. Главное, не спалиться при перегрузке телефонной сети», - заметил Алексей. «Дома было куда сложнее. Всей компанией ездили, чтобы протянуть страдальцам сетку. Более того, мы сами её делали. Покупали коннекторы и кабели, а затем с помощью ножа, отвертки и молотка делали. Но по трубам, как некоторые мы не лазили. Да и это потеряло смысл. Набеги на наши многострадальные компы прекратились ближе в концу 1996-97 года. По нашему универу распространился слух о неком компьютерном клубе. Мы понятия не имели, что это такое. Вот и пошли всей ордой в МИСиС, где устроились «Орки». Я этого, пожалуй никогда не забуду. Впечатлений было, как после стрип-бара».
Компьютерный клуб «Орки», хотя правильнее сказать подвал, шокировал своих посетителей уже на пороге. Несколько десятков компьютеров, объединенных в сеть (!!!), вечно хмурый администратор и матерный гвалт, как в порту. Никаких тематических фигурок и рекламных баннеров с материнскими платами. Только плакаты с силиконовыми красотками, только хардкор. Такова была обитель первого Starcraft-клана (orky) во главе с Dilvish’ом. И своим пришествием она начала новую эпоху российского ПК-гейминга.
Орки-оккупанты
«Для нас это место стало вторым домом», - поделился сокровенным застенчивый парень Слава. Ценитель философа Канта, котят и чешского пива внешне воплощал в себе все пороки геймера в глазах сообщества. Джек Томпсон молился бы на него и его привычку носить с собой старенький раскладной нож Victorinox. Вот оно зло во плоти и потенциальный террорист - Винни-Пух с лицом убийцы.
«Мы были ещё школьниками, но я прекрасно помню это время. Я сам из бедной семьи и играть ходил к своим друзьям. Мне было, мягко говоря, неудобно сидеть у ребят часами, но гамать то хотелось. Узнав по чистой случайности, что есть место, где собираются такие же, как я, то сначала не поверил. Съездил посмотреть и убедится, что это не фантазии товарища. Честно признаюсь, я ходил в «Орки» вплоть до их закрытия. Ох, сколько денег я там спустил. И мне было неважно, что там плотная завеса из сигаретного дыма. Да и на пиратку никто внимания не обращал. Другого-то не было», - посетовал ностальгирующий фанат Starcraft: Bloodwar.
Дмитрий Dilvish Смит – геймер, киберспортсмен, со-основатель «Орков», вице-президент ФКСР.
И воспоминания его подтвердились сотнями опрошенных, будь то студенты или состоявшиеся предприниматели. «Сейчас я спокойно трачу… много денег на свое увлечение», - деликатно отметил представительный мужчина в дорогом костюме. «А в начали 2000-х я мог себе позволить только походы в клубы. Естественно ради интернета и игр. Домашние не очень хорошо относились к моему хобби. В «контру» я не играл, предпочитал больше стратегии. На мой взгляд серия Heroes лучшее, что было в то время».
Бизнес-модель «Орков» оказалась проста до безобразия. Всего-то и надо было, что закупить кучу компьютеров, да арендовать помещение под «клуб». Как правило, его роль исполнял подвал. Интернета у большинства нет, компьютеров тоже. Видеоигры для непросвещенных были на одном уровне с растворимым «Инвайтом» - возможностью прикоснуться к западной культуре. Это сейчас Wi-Fi есть везде, а от походов в комфортный интернет-клуб отказываются из-за отсутствия любимой марки пива, как, например, татуированный Алексей. Посетителей «Орков» такие мелочи не заботили. У них были пиратские игры, такие же фильмы в низком качестве и новый дивный мир под названием omen.ru, fomenko.ru и иже с ними. И это приносило баснословную прибыль владельцам.
Клубное иго
В период с 1997 до середины 2000-х годов компьютерные клубы открывались повсеместно. «Остров Формоза», AstalaViSta, Flashback, Cafemax, MTF, «Арена», «Боевой топор» и многие-многие другие. Бывало, зайдешь в ближайший дом культуры, а там под лестницей он родимый. Аж на шесть компов с доисторическим Voodoo. Открыли, видимо, для финансирования театрального кружка сверху. Или спешишь по делам, срезая через дворы, и видишь оккупированные маркетинговыми богами подвалы: «Бокс», «Карате», «Компьютерный клуб», «Бокс», «Игровой клуб» и опять «Компьютерные клуб». От посетителей не было отбоя круглыми сутками.
Типичный клуб 90-х – это пластиковые стулья, собранные на коленке компьютеры, неадекватная публика, отсутствие туалета и админ, успешно сочетающий должности сисадмина, коммивояжера, пирата, бармена и много кого ещё. Прям мечта, а не мужчина.
Те, кто радовался покупке Intel Pentium III, наверняка, помнят тамошнюю неповторимую атмосферу. Ситуации, когда карманные деньги, уплаченные за аренду компьютера, заканчивались, а ваш противник в Counter-Strike просто напрашивался на реванш. Звонки с вопросами: «Молодой человек, почему вы не ходили в школу на этой неделе?». И, разумеется, эпичнейшие карательные походы родителей и учителей с целью вытащить нерадивое чадо из-за адской машины. Любой с трепетом ждавший выхода лицензионной TES: Morrowind хоть раз, но попадал в подобные неприятности. Правда, у некоторых индивидов водились проблемы иного толка.
«Я где-то в начале 2001 жил в Тушино», - поведал о тяжкой геймерской судьбе Юрий, большой ценитель Адептус Сороритас и обладатель тату с Ультрамаринами из Warhammer 40000. «У меня был свой компьютер, причем с модемным интернетом, но играть в одиночестве я не хотел. Не похвастаешься ни перед кем скоростным убийством Дьябло, ни бросишь вызов в «контре». Она, кстати вышла в это время и, как я узнал позже, сместила Quake c пьедестала, что не понравилось старой гвардии. Но знакомые администраторы некоторых клубов пищали от восторга, как первокурсницы».
И было от чего. Очереди из пресловутых школьников, сбегающих с уроков ради партий с друзьями по локалке, выстраивались с утра до вечера. До 2010 с его родительскими инспекциями было ещё далеко. А гвалт привычный для «Орков» благополучно превратился в писклявую какофонию подрастающего поколения в бесчисленных клубах. На жажде большинства победить «придворный» клан ветеранов местные клубы сделали небольшие состояния.
В началу «нулевых» ситуация несколько изменилась. Из клубов исчезли вербовщики в местные ОПГ, заведения стали чистыми, а клавиатуры перестали походить на рассадники чумы. Лишь школьники не прекратили творить безумства ради «получасика». Об этом можно писать целую книгу.
«В общем, устав от тупости ботов, я решил поискать, с кем бы поиграть вживую. Так сложились обстоятельства, что до этого клубы я посещал редко. Ходил пару раз с ребятами в Cafemax, да попытал удачу в «Формозе», но там мне не понравилось, да и ездить далеко не хотелось. В соседнем же доме я нашел подвал с офигенным баннером «GamerKat» с котом в наушниках. Оказалось, что в этом заведение жил хозяйский кот. Постоянные игроки носили ему в качестве гостинцев кильку. Отсюда тонкий запах рыбы столь же привычный для клуба, как и участковый, гоняющий в Wolfenstein 3D. Его дед воевал, вот мужик и мстил немцам, как мог. А за моральную компенсацию и бесплатное время он, как и его коллеги, не обращал внимания на пиратские диски, которыми приторговывал клуб». Пусть не везде имелись свои космодесантники, коты-маскоты и участковые-мстители, колоритных клубов было не мало. И одним из таких был самопровозглашенный «филиал Братства Нод».
Выживают сильнейшие
«Слава Братству!», - приветствовал входящих в обустроенный закуток полузаброшеного дома на окраине Москвы брат Сергей. Он и парочка фанатов серии Command&Conquer на собственные средства открыли клуб для тех, кто в теме. В свою обитель, увешанную стягами со скорпионьим хвостом, они допускали лишь тех, кого приводили постоянные члены сообщества. Стоит ли говорить, что единственными играми у них в почете были из серии C&C. Эта своеобразная Lan-вечеринка с тоталитарным подтекстом могла продолжаться сутками.
Ну и как этих милейших людей могли перепутать со злобными нацистами?
Только если ее не прерывали надоедливые органы правопорядка, не видящие разницы между черной униформой СС и НОД. «Кажется, это был вечер среды. Клуб был наполовину забит и у нас в самом разгаре был дружеский матч. На кону стояла крутейшая вещь – черная берета с самодельной кокардой Братства. Её специально привезли вместе с партией мерчендайза. Понятное дело, что все это был самопал плохого качества, но мы гордились этим ощущением причастности к чему-то большему», - пустил скупую мужскую слезу Евгений, сидя в кафе в центре Праги.
Как и многие клубы, нодовцы выживали всеми, правда и не правдами. Выплачивать аренду требовалось ежемесячно. Поэтому кроме денег за «время», они продавали футболки, значки, банданы и банки пива с нарисованным символом братства. Последние могли купить только старожилы и самые активные клубы, и это считалось очень почетным. Схожих нюансов в различных местах было предостаточно. В тех же «орках» сесть на убитое вдрызг кресло админа, приравнивалось, чуть ли не к рукопожатию Цезаря.
Современный пользователь побоялся бы сюда заходить, но в те времена от желающих не было отбоя. Даже в моменты полицейских облав на чеченских боевиков.
«Так вот, когда мы уже заканчивали бой из коридора раздались крики и грохот. К нам вломился спецназ! Натуральный полицейский спецназ! Оказывается, их сюда навел житель с верхнего этажа. Он думал, что тут собираются скинхеды, так как видел выходящих из клуба ребят в черной униформе с красными нашивками. А также крики и ругательства. Представь себе лица полицейских, когда они вломились к нам. Стяги, форма, бейсбольная бита в углу и задротка всея Братство Юля. Красота, хоть сейчас вези в отделение». Пикантности всему этому добавляет то, что для ухода от налогов подобные рассадники игровой зависимости именовались «Клубами патриотического воспитания молодежи». И ведь в случае НОД ни капли лжи. Дядюшка Кейн знает толк в воспитании.
Историй схожих с этой у каждого игрового клуба имелось в достатке. Одни выделялись особенностями, другие располагались в выгодном месте. Но время шло, и пик популярности стал близиться к концу.
Реквием по Lan’у
Сленг, легенды, культовые личности, мировоззрение и специфика российского гейминга. Всё это начало формироваться именно с момента открытия «Орков» и продолжилось с появлением мастодонтов, вроде Flashback и ClickNet. Последний стал настоящей Меккой для геймеров Москвы и располагался в Митино. Мало того, что он был крупнейшим в Москве, так ещё и предлагал широчайший ассортимент игр. Но этого было мало. За десяток лет ситуация в стране кардинально изменилась.
Пока простые смертные едят оливье и слушают речь президента, настоящие игроки «берут на нож» даже в Новый Год. Вот он русский хардкор, бессмысленный и беспощадный.
Компьютеры уже не стоили, как машина и часть аудитории сама собой отпала. «Я ходил в подвал соседнего дома, потому что выбора то у меня и не было. «Железо» есть, да домашние мешали отдыхать. Вот и приходилось сидеть во имя чатиков в закуренном помещении с толпой задротов и гопников», - недовольно пробурчал субъект, на поверку оказавшийся клингоном Кахлессом. Родители по привычке звали его Юра, но для остальных сей господин звался Кахлесс. Не познавшие радости знакомства с сериала 66 года выпуска из его инопланетных уст слышали, как правило, не самые изысканные клингонские ругательства. Лишь изредка этот ценитель профессионального юмора покидал любовно обставленное звездное убежище, чтобы осчастливить своим присутствием рядовых смертных. «Я не фанател от посиделок в клубах, но порой выбирался в места наподобие Flashback’а. Ставить по голосовой связи на место раков в Dota, конечно, весело, но вживую ещё забавнее». Клингон на миду – феерично.
В середины 90-х и 2000-х годов многие ходили в клубы не из-за игр, как таковых, а чтобы посидеть в интернете, посмотреть пикантное видео и поиграть по сети с кем-нибудь. В итоге, повсеместно распространившийся интернет ударил по ним не менее сильно, чем упавшее в цене «железо». Подтвердилось это не только занимательной речью клингона-мизантропа, но и ядерным герцогом Олегом, бизнесменом-стратегом и многими другими удивительными людьми, повстречавшимися в ходе этого расследования. Один лишь философствующий Слава излучал лучи добра и рад был помочь неопытному собрату в нелегком труде крипинга. Не иначе котята сыграли роль в этом.
И вот, казалось бы, наступило благоденствие. Остались те, кто ходил в клубы, потому что любил их, жаждал живого общения и «той самой» атмосферы. Средств, которые они приносили, хватало владельцам. Так в чем же проблема? «Нас закрыла арендная плата», - признал горькую правду брат Сергей. «Тех денег, что мы зарабатывали с ребят и мерча едва хватало на ежемесячные выплаты. Мы не могли себе позволить, как некоторые сразу купить помещение. И примерно в начале 2000-х пришлось закрыть прибежище для братьев НОД. Мы больше не могли скидывать деньги из собственных зарплат. У нас всех семьи, которые больше нуждались в деньгах. Я с гордостью буду вспоминать то время, что посвятил своему второму дому».
Сейчас слабый пол в интернет-кафе можно увидеть легко, а раньше они были ещё более редкими гостями, чем лицензионная «винда».
Счастливчикам с выгодными условиями оплаты и владельцам собственных территорий пришлось не лучше. Даже те посетители, что раньше чуть ли не жили у них, отрабатывая время помывкой полов, хотели более мощные ПК. Обновить весь парк компьютеров стоило сумасшедших денег, что во времена «Орков», что сейчас. Доисторические видеокарты в тандеме с арендой, закрыли много клубов, вроде Playground и GamerKat. Основательно растолстевшему на дармовой кильке коту пришлось заняться дворовым спортом.
Даже титанам досталось от технической гонки. ClickNet – это целая жизнь для многих игроков старой школы. Митино не ближний свет, но ради компьютерной Мекки жертвовали и временем на дорогу и деньгами. Открывшийся в 2007 году, последний из могикан был вынужден прекратить свою деятельность буквально пару лет назад. Причин много. Не самая совершенная начинка большинства машин вызывала недовольство посетителей – они хотели играть на лучшем. «Я перестал посещать такие места, кажется в 2008», - подвел итог Дюк «Олег» Нюкем. «Я хоть и прилично зарабатывал, но не видел смысла на трату денег ни в одном из клубов. У меня стоял новенький комп, товарищи по игре предпочитали сидеть дома, вот спрашивается и зачем мне ехать после работы куда-то?».
Столь презентабельно смотрелись лишь престижные заведения с хорошей репутацией. Никаких сутенеров, следов крови от недавней драки, агонизирующих компьютеров и других особенностей «подвалов». Всё чинно и красиво.
Медленно, но верно падающая посещаемость сошла бы на нет, будь у них на то средства. И владельцы ClickNet могли найти их. В конце концов, их репутация дорогого стоила. Но приятно хрустящим бумажкам не дали задержаться в карманах. Постановление правительства, запрещающее интернет-заведениям принимать школьников и студентов в учебное время стало решающим ударом. Эта серебряная пуля закона, свалила наповал живучий, как оборотень, клуб. «Мы всячески привлекали людей к себе и бонусным временем, и различными акциями. Но посетителей попросту не было. Вернее они были, но мы не могли их принять. Это как с законом о курение. Вы можете гробить свое здоровье, но в строго определенных местах. Никто ваши права не нарушает. Вы не можете своей пагубной привычкой мешать другим людям. Вот и тут так. Запретить посещать людям наше заведение никто не имел права. Свобода воли, прежде всего. Зато нам принимать их - легко», - поделился тайной бывший сотрудник культового места.
Кардинальное различие в возрасте игроков России и остального мира сказалось на всем. Только у нас каждый клуб был филиалом ада, Хиросимой и Содомом в одном флаконе.
В условиях технической отсталости, аренды, стремящейся в космос и коварного правила, коса банкротства добралась до ClickNet. Закономерно последовавший крах унес с собой целую эпоху Lan-безумия для нескольких поколений игроков. RIP.
Венец эволюции
И вот на дворе 2015 год. Каждый третий владеет планшетами, компьютерами, смартфонами и целой кипой других гаджетов. Интернет есть даже в метро, а там где его нет, решает проблему мобильный оператор. Компьютерные клубы переименовались в интернет-кафе. Само общество геймеров изменилось. Те, кто входил в поколение «орков» давно живут другой жизнью, хотя некоторые ушли в игровую индустрию и киберспорт, как например главный судья Федерации киберспорта. Те же, кто застал медленную агонию в подавляющем большинстве прошли мимо этого исторического витка.
Что до выживших виновников торжества, то они в лице Атон, Арена МДМ, Кластер и иже с ними, приближают неизбежный конец, ограничиваясь устаревшей стратегией «больше ПК – больше денег». Никаких уникальных особенностей, ни постоянных кибертурниров с громкими именами. Другие же в попытках сэкономить делают серьезные ошибки. Так руководство клуба «Диалог» в 2007 году, с самыми лучшими побуждениями, разделило компьютеры по мощности на обычные, VIP и, несколько позже, SuperVIP. Объединяя их в локальную сеть, они вряд ли думали, что игроки не будут вникать в разницу между Pentium и Core 2 Duo. Ни один игрок не сядет за обычный компьютер, если есть SuperVIP. Прошли те времена, когда геймеры добивались уважения местных, получая тем самым различные плюшки. Клингонский гуру Юра горестно заметил бы: «Этим людям далеко до вулканцев по части логики. Хотя, признаю, Спок в последней части Star Trek вел себя схожим образом. В общем, пацаны не поймут». Намек, в виде очередей на мощные машины и перекати-поле рядом с «холопскими», владельцами замечен не был. Итог их невнимательности предсказуем.
Вот оно лицо современного игрового клуба. Не корейский стадион конечно, но тоже неплохо.
Так нашлись ли гудини клубного бизнеса, что обошли все препоны, возникавшие на протяжении десятилетия?
Вопреки предсказателям и оракулам, главному конкуренту ClickNet героическому Flashback’у удалось выжить. По мнению одного из старых посетителей: «Это был долгий и кровавый путь». Но у одного из немногих на сегодняшний день клубов-старожилов всё очень плохо с «железом». Нынешнюю избалованную аудиторию Geforce 9800 GTX не привлечь. Нужно нечто такое, что привлекало бы массовую аудиторию. Как оказалось, ключ к выживанию содержал в себе тот, с кого началась вся эта эпопея – киберспорт. Flashback вошел в список тех немногих, кто постоянно проводит турниры по Point Blank и другим дисциплинам. Тем и живут.
Несколько месяцев назад в Москве открылась площадка, на которую не стыдно привозить даже корейцев. Moscow Cyber Stadium – влажная мечта владельцев компьютерных клубов аж с конца 90-х годов. И наглядный пример десяткам заведений, вроде MGC, что любая бизнес-авантюра перестает быть таковой, если найти правильный подход к делу. Потребовалось двадцать лет, чтобы эволюция явила достойное творение стараниями обычного любителя игр.
«Идея родилась случайно полтора года назад. Сидел дома и смотрел зарубежный Starladder. Представил себе то, как было бы здорово съездить туда и поболеть с друзьями. Подумал и задался вопросом: Неужели ничего подобного нет в Москве? Как так?», - честно ответил Николай Шестак, основатель и генеральный директор Moscow Cyber Stadium. «Я люблю компьютерные игры, я люблю смотреть за тем, как ребята играют в Dota 2, болеть за них, но нет ни одного специализированного места, куда бы я мог пойти. Тогда я поехал в Киев на «Арену», чтобы посмотреть, как оно всё происходит. Я переступил порог и понял, что вот оно – то самое место. Вокруг слышатся знакомые слова, вроде мид, пудж и раки. Это - то место, где люди на твоей волне и тебе не приходится объяснять, о чем ты с ними разговариваешь. Я стал искать инвестиции. Вот к чему это привело», - сказал Николай, охватив широким жестом внушительное помещение. А посмотреть есть на что.
В Moscow Cyber Stadium действительно есть что-то от стилистики вселенной Tron.
У заходящего сюда в первый раз человека возникают неоднозначные впечатления. С одной стороны, кажется, что он попал в логово Смауга, очищенное от сокровищ предприимчивым Бильбо Беггинсом и гномьей братией. С другой, в стилистике явно проскальзывают нотки киберпанка, что подтверждается словами господина Шестака: «Когда я всё это организовывал, мне очень хотелось, чтобы здесь играла музыка из фильма Tron. Мы старались сделать дизайн как в нём». Насыщенный черный цвет и диодовая подсветка разных цветов, в полной мере соответствуют его заявлению.
Тем не менее, атмосфера подкачала и Николай это не отрицает: «Дизайн похож, но не то, что я хотел. Мы будем к этому стремиться и добавлять все, что требуется. Вот когда мы ещё не начали ремонт, здесь очень многое походило на Tron. Там, где сейчас белая зона для команд с большим экраном, пол был полностью прозрачный с подсветкой». Зрелище получилось впечатляющим, но стекло, даже толстое, не выдержало бы веса больше 500 человек, так что от шикарного пола нам пришлось отказаться.
Конечно, Moscow Cyber Stadium до уровня Южной Кореи не дотягивает, но основной московский конкурент в лице Flashback’a может запасаться валокордином. Тем более, что их тимирязевский аналог лишен всех тех недостатков, что угробили сотни клубов до него. «Железо» не заставляет краснеть от стыда, трансляции и турниры регулярны, а такой фетучини с креветками не каждый московский ресторан делает.
Картина, согласитесь, идеалистическая. Эдакая Колумбия Захари Хейла Комстока. Возник резонный вопрос: на какие средства вся эта красота содержится, и как будет развиваться в дальнейшем? Ведь с тех пор, как учащимся запретили посещать игровые клубы в учебное время, их посещаемость упала рекордно низко. Административные штрафы и родительские патрули отбили у самых умных желание хитрить. Оказывается, Moscow Cyber Stadium стремится выйти за пределы крупного игрового клуба в сторону полноценного центра досуга для геймеров со своим блекджеком и тви’лечками. И если господину Шестаку удастся реализовать хотя бы треть своих планов на будущее, то получится воистину уникальное место.
***********************
Вот и подошло к концу эпическое путешествие по летописи компьютерных клубов. Мы узнали, как жили геймеры до их появления. Познакомились с «Орками»-первооткрывателями, а затем и с их последователями. Ужаснулись многочисленным причинам краха и тяжелой судьбе кота без кильки. Встретили удивительных людей, в числе которых русский Дюк Нюкем и клингон Юра. Пережили закат эпохи «подвалов с компами». И с робкой надеждой взглянули в будущее вместе с неубиваемыми ветеранами и амбициозными неофитами.
- YouTuber раскрыл тайну Morrowind: реки в игре на самом деле — не реки
- Blizzard планировала сериалы по Overwatch, Warcraft и Diablo для Netflix, но все проекты были отменены
- Двухчасовой обзор мегамода Skywind для Skyrim с картой и новыми функциями