Sunday Science: ученые раскрыли секрет древнего неразрушимого бетона

Во многом современные люди значительно превосходят тех, что жили на Земле тысячи лет назад. Однако есть вещи, в которых люди древнего мира до сих пор  впереди. В частности это можно сказать о Римском бетоне, который практически по всем пунктам превосходит все то, что сегодня доступно на рынке. И, наконец, ученые смогли раскрыть секрет которому уже более 2 тысяч лет.

Бетон, хотя и не выглядит особенно симпатично, является одним из самых важных инструментов для возведение городов. Мы используем Портлендский цемент (ингредиент бетона) в качестве связывающего материала уже около 200 лет в качестве основного строительного блока современной архитектуры, однако он стыдливо краснеет по сравнению с тем, что мешали древние Римляне. Их бетонные гавани в Италии до сих пор держатся чертовски хорошо, и это после пары тысяч лет, тогда как современные структуры построенные на основе Портлендского цемента едва ли простоят 50 лет в соленой воде.

Спустя годы исследований в США и Европе, ученые все же выяснили, что самый крепкий бетон Римлян состоял из определенной смести извести и вулканического камня.

"Римляне создавали свой бетон смешивая известь и вулканический камень. Для подводных структур, известь и вулканический пепел смешивались в форме раствора, который вместе с вулканичесим туфом укладывался в деревянные формы. Морская вода моментально вызывала горячую химическую реакцию. Известь размокала, внедряя в свою структуру молекулы воды – и реагировала с пеплом создавая цемент, связывающий смесь."

Но это еще не все. Известно, что производство современного цемента ведет к большим загрязнениям – примерно 7% всего CO2 выбрасываемого в год. Римский цемент? Он значительно "зеленей."

Естественно, для применения подобной технологии в современной архитектуре необходимо проделать еще много работы, но рецепт уже есть. Осталось начать готовить.

[via LBL]