За кулисами второго сезона "Андора": Оператор Кристоф Нюйенс о визуальном стиле, технологиях и межгалактической атмосфере

После триумфального завершения второго сезона "Андора", ставшего настоящим событием для поклонников "Звездных войн", у зрителей наконец появилась возможность оценить всю глубину проработки визуального мира сериала. Финальный сезон, вышедший полностью в мае 2025 года, вновь подтвердил статус шоу как одного из самых высоко оцененных проектов вселенной "ЗВ", получив восторженные отзывы критиков за кинематографичность и смелые визуальные решения.

В интервью с Кириллом Грушниковым, ведущим блог pushing pixels оператор-постановщик Кристоф Нюйенс, отвечавший за визуальный облик шести эпизодов сезона, раскрыл подробности о создании культовых сцен, технических инновациях и художественных приемах, благодаря которым скромный по меркам франшизы телевизионный проект смог конкурировать с лучшими кинолентами.

От "Изгоя-один" к "Андору": поиск визуального мостика

Одной из главных задач операторской работы во втором сезоне стало визуальное связывание повествования с фильмом "Изгой-один", к которому сериал служит предысторией. Нюйенс рассказывает, что специально выбрал технические решения, позволяющие приблизить эстетику сериала к полнометражному фильму. В отличие от первого сезона, который снимался на камеру VENICE с кадрированным сенсором и объективами Panavision C, для второго сезона был использован полнокадровый сенсор с анаморфотными объективами.

"Изгой-один" — один из лучших фильмов "Звездных войн", с великолепной историей и визуальным рядом. Я хотел поднять "Андор" на новый уровень.

Такой подход позволил создать более кинематографичное изображение, характерное для IMAX-формата, и добиться особой глубины кадра, что сделало визуальный язык сериала ближе к полнометражным блокбастерам.

Революция светодиодного освещения

Говоря о технологических моментах работы над сериалом, Нюйенс уделил особое внимание революции в области освещения, которая произошла в последние годы. Несмотря на то, что камеры постоянно совершенствуются, получая большие сенсоры и больше пикселей, оператор считает, что именно прогресс в светодиодном освещении кардинально изменил возможности кинематографистов.

На съемках "Андора" команда использовала обширный арсенал светодиодных приборов с технологией RGBW, позволяющей в реальном времени настраивать цвет и интенсивность каждого источника света с помощью планшетов. Это дало возможность "рисовать светом" непосредственно на площадке, добиваясь точных цветовых схем для каждой сцены без необходимости использования традиционных гелевых фильтров и ручной настройки.

Ты буквально рисуешь сцену с помощью контролируемого света. Ты можешь управлять цветом и интенсивностью каждого прибора в реальном времени.

Оператор также отметил, насколько этот подход отличается от методов, использовавшихся всего десятилетие назад.

Визуальная структура сезона

Интересно, что второй сезон "Андора" имеет продуманную визуальную структуру, в которой каждый блок из трех эпизодов задуман как отдельный "фильм" со своей цветовой палитрой и атмосферой. Такой подход позволил создать визуальное разнообразие, отражающее разные планеты, настроения и повороты сюжета.

Нюйенс описывает, что первый блок (эпизоды 4-6) был задуман с холодной цветовой гаммой, вдохновленной итальянским горным городом Турин с его особенным зимним светом — когда солнце уже скрылось за горами, но еще остается синее свечение неба. Для контраста, следующий блок (эпизоды 1-3) был выдержан в теплых, солнечных тонах, создавая ощущение лета.

Мы хотели, чтобы каждый блок из трех эпизодов ощущался как отдельный фильм.

Сотрудничество с командой визуальных эффектов

Создание убедительных инопланетных миров "Звездных войн" невозможно без тесного сотрудничества между операторской группой и командой визуальных эффектов. Нюйенс рассказал, что процесс был организован особым образом: все ключевые департаменты – от оператора до художников-постановщиков и специалистов VFX – работали в одном офисе, что обеспечивало беспрецедентный уровень координации.

Такой подход позволил добиться физической достоверности визуальных эффектов. Супервайзер VFX Мохен Лео настаивал на том, чтобы каждый кадр с компьютерной графикой имел правильную физическую основу, включая реалистичное освещение. Интересно, что некоторые сцены, изначально планировавшиеся как полностью компьютерные, в итоге были частично построены как физические декорации.

Физические декорации и цифровые расширения

Визуальная достоверность "Андора" во многом обусловлена удачным сочетанием масштабных физических декораций и цифровых расширений. Нюйенс рассказывает, что многие локации были построены физически, а затем дополнены компьютерной графикой.

Впечатляющим примером такого подхода стала площадь на планете Горман, которая была физически возведена как одноэтажная конструкция, а все вышележащие элементы добавлялись с помощью компьютерной графики. Оператор вспоминает свое изумление, когда впервые увидел эту декорацию, поразившую его своими размерами.

Другим примером служит сцена ограбления на улицах Гормана, где была построена значительная часть городских улиц, а над ними размещались зеленые экраны для последующих цифровых расширений. Команда VFX достигла такого мастерства в создании расширений, что они органично вписывались в физические декорации, создавая целостный визуальный мир.

Самые сложные сцены

Каждый крупный проект сталкивается с техническими и логистическими трудностями, и "Андор" не стал исключением. Для Нюйенса наиболее сложными оказались сцены на планете Мина-Рау с ее зерновыми полями. Команда специально посадила настоящие поля для съемок, но столкнулась с непредвиденными обстоятельствами – забастовкой актеров, из-за которой половина каста оказалась недоступной.

Это привело к необходимости снимать сцены фрагментарно, используя комбинацию актеров из гильдии SAG и не состоящих в ней. Ситуацию усложнял еще и погодные условия. В результате часть кадров пришлось снимать спустя шесть месяцев в павильоне зимой.

Нюйенс описывает, как его команда скрупулезно измеряла параметры освещения на настоящем поле – интенсивность солнца, облачность, цветовую температуру, чтобы воссоздать идентичные условия на площадке с помощью светодиодных приборов. Особенно сложной задачей было воссоздание атмосферы с частицами пыли, характерными для полевых условий.

Наш департамент растений срезал все эти стебли зерна, чтобы поставить на площадку, но моей главной задачей было сохранить освещение последовательным и естественным.

Культурные различия в кинопроизводстве

За годы работы в международных проектах Нюйенс наблюдал значительные различия в подходах к кинопроизводству в разных странах. Оператор отмечает, что эти культурные особенности влияют на весь процесс работы над фильмом или сериалом.

Особенно интересны его наблюдения о контрасте между британским и французским подходами. По словам Нюйенса, французское кинопроизводство больше ориентировано на художественную составляющую – съемочная группа может провести целый день, обсуждая творческие аспекты сцены. В Великобритании же процесс организован более прагматично и эффективно.

Юмором Нюйенс говорит, что во время работы во Франции он каждый раз набирает несколько килограммов веса из-за великолепной еды и культуры длительных обеденных перерывов. В отличие от французов, британские съемочные команды предпочитают не делать длительных перерывов, чтобы раньше закончить рабочий день и провести время с семьей.

Совет молодым операторам

Размышляя о своем профессиональном пути, Нюйенс дал ценный совет начинающим операторам: терпение. Он признается, что в начале карьеры был чрезмерно нетерпелив, стремясь как можно быстрее попасть в мир художественных фильмов.

Будь терпелив. Я был очень нетерпелив во всем, потому что было так сложно начать снимать художественные фильмы.

На вопрос о том, что поддерживает его интерес к профессии, несмотря на долгие часы работы и частые разлуки с семьей, Нюйенс отвечает, что ключевым фактором для него является постоянное обучение и развитие. Пока работа позволяет ему открывать что-то новое, встречать интересных людей и совершенствовать свое мастерство, он остается увлеченным процессом. Но если когда-нибудь съемки превратятся в рутину, он будет готов двигаться дальше.


Почитать интервью целиком можно тут.

Больше статей на Shazoo
Тэги: