Европейский космический аппарат отправляется на встречу с астероидом, в который врезалась миссия NASA

В сентябре 2022 года космический аппарат NASA совершил намеренное столкновение с крошечным астероидом, чтобы слегка изменить его траекторию в рамках теста по планетарной защите. Теперь на этот же астероид направляется новая миссия, целью которой станет детальное изучение последствий удара.

В понедельник Европейское космическое агентство (ESA) запустило миссию Hera на ракете SpaceX Falcon 9. Полет был санкционирован Федеральным управлением гражданской авиации США после устранения проблемы с одной из прошлых миссий ракеты. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, ракета успешно вывела аппарат на межпланетную траекторию.

Зонд Hera, названный в честь греческой богини брака, займется исследованием последствий миссии NASA DART (Double Asteroid Redirection Test), которая оказала значительное влияние на астероид Диморф.

Космический аппарат NASA массой около 600 кг столкнулся с Диморфом — астероидом диаметром 170 метров, который вращается вокруг большего компаньона, астероида Дидим (диаметром 800 метров). После удара орбитальный период Диморфа сократился с 11 часов 55 минут до 11 часов 23 минут, что подтвердило успешность миссии. Это доказывает, что кинетические импакторы могут использоваться для изменения траектории опасных астероидов, если они будут угрожать Земле. Однако остается множество вопросов по поводу воздействия удара на астероид.

Наземные наблюдения имеют погрешность около 10%, и модели удара пока не смогли точно определить массу и состав Диморфа. В связи с этим, миссия Hera проведет детальное исследование астероида после удара, что позволит превратить этот разовый эксперимент в надежный механизм для планетарной защиты. Миссия также может предоставить больше данных о том, как формируются астероиды.

Предварительные исследования показали, что после удара Диморф сильно изменился. В феврале 2023 года в журнале Nature Astronomy было опубликовано исследование, в котором говорилось, что столкновение вызвало серьезную деформацию астероида, оставив огромный кратер на его поверхности. Другое исследование, опубликованное в августе, показало, что удар также создал поле каменных обломков, которые могут достичь Земли в течение 10 лет.

Когда Hera достигнет Диморфа в 2026 году, она не только изучит последствия удара, но и точно измерит массу астероида и его измененную орбиту, что будет более точным, чем наземные наблюдения. Зонд также проведет самое детализированное исследование бинарной системы астероидов, которые составляют около 15% всех известных астероидов, но ни одна из них еще не изучалась вблизи.

На борту Hera находятся научные приборы и два кубсата, которые будут развернуты для сбора дополнительных данных о бинарной системе. Полученные данные помогут в разработке будущих миссий по изменению траекторий астероидов.

Читать комментарии на сайте