Космический аппарат Lucy обнаружил, что спутник астероида Динкинеш оказался двойным

Первые изображения астероида Динкинеш стали для учёных открытием: у малого космического объекта обнаружился собственный спутник. Однако после того, как космический аппарат Lucy передал на Землю дополнительные снимки своей первой цели, выяснилось, что вокруг Динкинеша вращаются не один, а два мелких астероида.

Миссия NASA Lucy осуществила близкий пролёт возле астероида Динкинеш 1 ноября, собрав данные о каменистом объекте в главном поясе астероидов. Как оказалось, этот небольшой "малыш" скрывал в себе тайну: крошечный спутник. Но и это не единственный сюрприз — Динкинеш это не обычная двойная система, у него есть спутник, который представляет собой двойной астероид, состоящий из двух меньших объектов, касающихся друг друга. Эти неожиданные космические камни стали первым наблюдаемым контактным двойным астероидом, вращающимся вокруг другого астероида.

Контактные двойные астероиды, похоже, встречаются в Солнечной системе довольно часто. Мы редко видели их так близко, и мы никогда раньше не видели вращающихся вокруг другого астероида.

— Джон Спенсер, заместитель главного исследователя проекта Lucy из Юго-западного научно-исследовательского института

На первых изображениях, переданных зондом, два "лепестка" контактного двойного астероида казались одним целым из-за позиции космического аппарата. Однако, когда аппарат удалялся от системы астероидов, стало ясно, что это на самом деле две космические скалы, соприкасающиеся друг с другом на орбите вокруг Динкинеша.

На сближении Lucy сделал первый набор снимков, находясь на расстоянии около 425 километров от астероида. Шесть минут спустя космический аппарат сделал второй набор снимков, находясь уже на расстоянии 1630 километров от астероида.

Это, как минимум, загадочно. Я никогда бы не предположил, что система может выглядеть так. В частности, я не понимаю, почему две составляющие спутника имеют похожие размеры. Это станет интересной загадкой для научного сообщества.

— Хэл Левисон, главный исследователь Lucy из Юго-западного научно-исследовательского института

Динкинеш, что в переводе с амхарского означает "удивительный", имеет в ширину около 790 метров. Малый астероид был добавлен в план миссии в январе как способ проверки системы слежения космического аппарата, используемой для точной съемки во время его высокоскоростных встреч с астероидами.

Хотя изначально все было задумано только как тест систем, кратковременная встреча аппарата с Динкинешем продолжает дарить открытия. Тем временем космический аппара продолжает свой путь и сейчас направляется обратно к Земле для гравитационного манёвра в декабре 2024 года, который отправит его обратно к главному поясу астероидов для близкого пролёта возле астероида Дональджохансон в 2025 году.

После посещения своих первых целей, миссия начнёт свой тур по астероидам-троянцам, группе космических скал, которые опережают и следуют за Юпитером по его орбите вокруг Солнца. Lucy достигнет астероидов-троянцев в 2027 году, посетив Еврибат и его двойного спутника Квету, за которыми последуют Полимел и его двойной спутник Левк, Орус, а также пару Патрокл и Меноетий.