NASA потратила на двигательную установку мегаракеты SLS на 6 лет и 6 миллиардов долларов больше запланированного
На прошлой неделе на сайте NASA появился отчет генерального инспектора Пола Мартина, посвященный лунной мегаракете Space Launch System (SLS). Из 50-страничного доклада стало известно, что у космического агентства большие проблемы с заключением контрактов — многие из них оказываются очень мутными.
В частности, речь идет о контрактах, которые NASA заключило с компанией Aerojet Rocketdyne на поставку двигателей RS-25 и с компанией Northrop Grumman на поставку твердотопливных ракетных ускорителей для SLS. Только по этим двум договорам агентству пришлось переплатить 6 миллиардов долларов, а сроки затянулись на 6 лет дольше, чем планировалось.
Проблема в формате контрактов, которые заключаются по принципу "затраты плюс" — то есть, компании не обязаны укладывать в определенную сумму. Подобный подход использовался при создании телескопа Уэбба. Однако в нынешней ситуации есть нюанс — и Aerojet, и Northrop не создавали с нуля, а модифицировали двигатели и ускорители, которые уже много раз летали по программе космических челноков.
Зависимость агентства от контрактов "затраты плюс" увеличивает его финансовые риски. По нашему мнению, NASA использовало контрактные структуры "затраты плюс" для своих контрактов на ускорители и двигатели SLS в большей степени, чем это было оправдано. Хотя SLS — новый аппарат, его ускорители и двигатели RS-25 уже хорошо зарекомендовали себя.
Еще одной любопытной деталью стало поведение самой NASA. В отчете указано, что компания Aerojet к концу срока действия контракта поставила всего 5 из 16 модифицированных ракетных двигателей RS-25. За это космическое агентство поставило компании оценку "очень хорошо" и выплатило премию.
Стоимость производства одного двигателя RS-25 составляет 100 миллионов долларов, однако NASA и компании, указанные в отчете, стремятся уменьшить ее до 70 миллионов долларов. Для сравнения генеральный инспектор приводит примеры двигателей сравнимой мощности и размера BE-4 от Blue Origin всего за 20 миллионов долларов и Raptor от SpaceX, чью стоимость компания Маска и вовсе хочет снизить до 1 миллиона.
Эксперты справедливо критикуют NASA за продолжение программы SLS, некоторые прямо указывают, что все это выглядит как коррупционная схема. Средства, которые расходуются на продолжение SLS могли бы профинансировать несколько десятков запусков Falcon 9 или вложение в более перспективные и эффективные ускорители. К сожалению, кто-то зарабатывает на этих государственных контрактах миллионы, и пока к этому бардаку не привлекут много внимания, растрата будет продолжаться.
- Reuters: SpaceX скрыла факт потери управления частной космической миссией Polaris Dawn
- NASA задержала миссию Artemis II на апрель 2026 года
- NASA опубликовало список лунных локаций для исторической высадки на южный полюс