Review

Atomic Heart

Слава советским робототехникам!

kartosh

После знакомства с миром Atomic Heart рано или поздно вы спросите себя: “Здесь так много роботов и в этой вымышленной вселенной они делают для людей столько всего… есть ли в списке робот, исполняющий плотские потребности человека?”. На этот вопрос сюжет игры дает ответ приблизительно часов через 15. Не буду портить вам впечатления спойлером, но поделюсь новым термином, который можно было бы занести в словарь: “Робосек”. В остальном, как говорила баба Зина, “не задавай вопросов сынок, придет время, сам узнаешь.” 

Однако, вопросы задавать хочется. Для меня знакомство с Atomic Heart в принципе началось с вопросов. Смотрите: ранее неизвестная студия Mundfish с российскими корнями вдруг анонсировала большой проект, который в трейлерах выглядел любопытно. Действительно ли это так? Сеттинг альтернативной СССР, ураганный геймплей с большими пушками и возможностью жечь и бросать врагов об землю под ураганный саундтрек Мика Гордона. А чуть позже на фоне играла песня Аллы Пугачевой, а еще пару секунд спустя бабуля божий-одуванчик не стесняясь в выражениях, предупреждала, что прямо сейчас наступит необратимый хаос и нужно срочно уходить. Выглядит как игра мечты? Очень похоже.  

Atomic Heart, на мой взгляд, показала пример образцового маркетинга. Все это время меня волновал только один вопрос – действительно ли все будет так, как нам показали? Несколько дней назад я получил пресс-копию и теперь знаю ответ.

Первое знакомство с миром Atomic Heart в неторопливом темпе может продлиться около часа. Майор Сергей Нечаев с кодовым позывным П.3 (Пэ-три) прибывает в советский город Челомей. На дворе середина пятидесятых годов, и в этой альтернативной версии мира СССР выиграла технологическую гонку  – не по очкам, сразу нокаутом. Советский ученый Дмитрий Сергеевич Сеченов открыл удивительные свойства вещества под названием “полимер”. Появился научный комплекс “Предприятие 3826” и случился громадный скачок: мощное вооружение, продвинутый искусственный интеллект, роботы-помощники, по уровню коммуникации почти не уступающие живому человеку. 

Лозунги альтернативной СССР остались прежние, о них вы читали в учебниках истории, но сильно поменялся контекст. Роботизация стала неотъемлемой частью жизни советского человека, и эту жизнь Atomic Heart показала в прологе.

Все вокруг выглядело так, словно Джордж Оруэлл ошибался. Город украшен, вежливый обходительный робот в газетном киоске рассказал свежие новости и продал новый выпуск “Правды”. Люди танцуют, на улицах праздник. В общем, детям мороженое, женщинам – цветы. Почти час Atomic Heart водит за ручку и в деталях дает посмотреть красивую картинку, чтобы затем резко сменить контрасты.

Впереди – большое событие – запуск “Коллектива 2.0” – мощной нейросети, которая с помощью нейроимпланта откроет советскому гражданину бесконечные возможности цифровизации. Такой интернет, но прямо у тебя в голове. Пока вы пишите шутку про “чипирование”, сразу отвечу – да, все пошло совсем не так, как Сеченов и советские функционеры планировали. 

Апдейт выкатили, роботы сошли с ума и стали убивать людей. Разбираться со всем этим, конечно, придется Сереге. 

Поначалу все кажется довольно прозрачным: есть диверсия, даже называют конкретного злодея с конкретной фамилией – его и ловим. Дмитрий Сергеевич Сеченов – фигура отца для майора, постоянно на связи, помогает, поддерживает. Однако с развитием событий все становится не так очевидно. Темп нарратива оказался медленным, о каких-то вещах становится известно только через полтора десятка часов, но меня зацепило. Было классно замечать за самим собой, как наблюдая за героями и людьми из этой истории начинаешь помаленьку сомневаться, где темная сторона, а где светлая.

Сеттинг и стиль – то, чем Atomic Heart подкупала с самого начала. Да, она действительно такая: в мельчайших деталях воссозданная вручную. В этих коридорах, научных комплексах, полузаброшенных деревеньках и на улицах города можно провести кучу времени, разглядывая интерьеры и экстерьеры локаций. И все это, конечно, было бы пустой безжизненной оболочкой, если бы Mundfish не наполнила ее яркими персонажами, событиями и приключениями. 

Львиную долю атмосферы создает сам главный герой.  Майор Сергей Нечаев – старый солдат и не знает слов любви. А еще не знает, кем был несколько лет назад – точнее, не помнит. На этом довольно часто делают акцент, в этом, отчасти, его личная драма. Со временем понимаешь, насколько же сильно П.3 становится винтиком в системе, которая вдруг забуксовала. 

При этом Нечаев не из робких и не молчун, не лезет за словом в карман – такой типичный герой боевика, в одном ряду с БиДжей Бласковицем и Дюком Нюкемом. В этом разработчики, вероятно, отдали дань старой школе жанра, где герой поливает монстров свинцом и крепкими словами. Мата в Atomic Heart очень много, он к месту – русская озвучка получилось богатой и выразительной – в этом промо-ролики нас также не обманули.

Да и в целом типажи у персонажей получились достаточно яркими, чтобы можно было вместе с друзьями обсудить, какой подозрительно хладнокровный Сеченов, или до крайности неприятный и трусливый его “шестерка” Штокхаузен. Мой личный фаворит – баба Зина, о каждом ее появлении я рассказывал друзьям в красках, каждый раз это очень эмоционально и ее “домик в деревне” вы тоже наверняка запомните. С чувством юмора у Mundfish все в порядке и это супер. 

Структурно и в игровом процессе Atomic Heart похожа на микс из идей и технических решений видеоигр прошлых лет с задумками, которые нам дают современные тайтлы. Мрачные коридоры советских лабораторий и научных комплексов сменяются эстетикой русской деревни, советского мегаполиса и пригородных территорий. Сюжет построен таким образом, что небольшие локации внутри помещений сменяются открытыми пространствами, где можно заняться исследованием и самостоятельно поискать приключений, отклонившись от основной задачи. 

Это техногенная утопия: “Коллектив 2.0” превратился в оружие, кругом системы слежения и враждебно настроенные роботы. И вот уже, кажется, Оруэлл не так уж сильно ошибался. При этом не стоит строить слишком уж больших ожиданий от Atomic Heart в плане открытого мира. Это не полноценная RPG, где вы найдете десяток побочных заданий на любой вкус. В этом случае это обширная местность, до отказа набитая агрессивными андроидами, пробиваясь через них можно найти много полезных ресурсов для крафта оружия и патронов. Посмотреть красивые места, узнать что-то дополнительное о мире игры. Также разработчики добавили в игру “Полигоны” – отдельные локации, где можно отыскать чертежи для прокачки оружия. Его не так уж много, но оно вам пригодится.

Игровой процесс Atomic Heart на этапе маркетинговых кампаний сравнивали с Bioshock. Я не очень люблю такие сравнения, они вроде как обесценивают труд разработчиков. Но вынужден признать, что создатели игры вдохновлялись этой  серией (чего стоит хотя бы вступление, напоминающее прибытие Букера ДеВитта в “Восторг”). А еще коллектив Mundish, очевидно постарался взять лучшее у DOOM (2016) и Prey (2017). На этом предлагаю закончить любые сравнения перейти к сути. 

Ядро геймплея Atomic Heart строится на двух столпах: исследование мира (для сбора ресурсов) и массовое истребление роботов. Я неслучайно употребил слово “массовое”. Ближе к середине их стало очень много и они атаковали пачками, а я этими самыми пачками их выкашивал. В борьбе с механической угрозой товарищу Нечаеву помогает “умная” перчатка со встроенным искусственным интеллектом по имени ХРАЗ. Это довольно живенький компаньон, который всегда с тобой. Он постоянно о чем-то говорит с главным героем, рассказывает о мире, обсуждает текущие события по сюжету игры и… пытается быть ему другом. Между Сергей и ХРАЗ регулярно случаются смешные, забавные и запоминающиеся диалоги. В таком ключе бегать по большим локациям становится гораздо интереснее. 

Кроме этого, с помощью ХРАЗ можно как следует наподдать врагам. Есть целый пул способностей:

  • Электрошок (можно бить врагов током и по цепочке)

  • Заморозка (превратит бота в ледяную глыбу)

  • Телекинез (можно пачками поднимать врагов в воздух и бить о землю)

  • Полимерная струя (поливает врагов универсальной субстанцией, с ее помощью можно как замораживать врагов, так поджигать и жарить током, урон при этом будет выше)

  • Полимерный щит (поглощает урон от вражеских атак)

Полезность в целом есть у каждой способности, но субъективно мне показалось, что бросок врагов о землю это прям ультимативная атака, имба, если хотите. Особенно, если прокачать ее на полную мощность. 

У Atomic Heart довольно много архаизмов, которые обращены к устаревшим решениям геймдизайна, но не все из них портят впечатление. Некоторые работают на стиль, поэтому их можно назвать уважением к классике. Например, периодически Нечаеву приходится лазить по вентиляционным шахтам, чтобы попасть в закрытое помещение. Герой и сам иронизирует на эту тему, мол, вот опять корячиться надо, лезть. Сохраняться можно только в определенных местах, с помощью специального автомата, напоминающего таксофон – стильное решение, и я скорее “за” чем “против” – это старая школа, которая учит тебя планировать и ценить каждую аптечку, каждый патрон. Да, кстати, авто регенерации здоровья здесь нет, для меня это тоже в некотором смысле плюс. 

По настоящему расстроило отсутствие некоторых небольших деталей, которые сделали бы ощущения от взаимодействия с миром значительно глубже. Местами разработчики проигнорировали базу геймдизайна про законы единообразия и физики. Что-то непонятное происходит с лужами, они ведь должны электризоваться и бить током всех, кто стоит в них? Или, например, полуразрушенная горящая дверь подсобки – у меня не получилось потушить ее с помощью заморозки. Однако я прошел сквозь пламя: получил урон и в комнате по ту сторону пожара лежал какой-то предмет. Еще нельзя разбить стекло ударом топора или выстрелом, поэтому часто бывает так, что приходится искать способ попасть в запертую комнату, хотя прямо перед тобой окно. Минуту назад ты лупил большого робота топором и поливал его свинцом из дробовика, но сквозь оконное стекло офисной конторки пройти ты не можешь, пластмассовый мир победил.

Основу атакующей силы врага в Atomic Heart составляют роботы-лаборанты “ВОВ” (проще говоря, Вовчики). Помогают им роботы-инженеры и работники, в лабораториях вы встретите органических соперников – култышей (напоминают щелкунов из TLOU), Плюща (большая и толстокожая субстанция, один из самых неприятных врагов) и всяких насекомых поменьше, которых можно косить пачками. 

И вот тут самый главный вопрос — как оно играется? 

До релиза Atomic Heart казалась уж слишком беспощадной к игроку, в превью версии несколько месяцев назад даже два простеньких робота забивали меня насмерть при малейшем промедлении. К релизу все поправили. На легкой сложности при этом, напрочь сломалась боевка – практически любого врага можно “закликать” одной способностью (например, бросок о землю) без необходимости использовать другие виды атаки или оружие. К середине игры ресурсов в избытке, поэтому вовсе отпадает необходимость хоть как-то тактически планировать наступление.  Я бы рекомендовал изначально ставить хотя бы среднюю сложность, с ней у вас сохранится интерес хотя бы минимально готовиться к вылазке из безопасной зоны, да и игровой процесс станет бодрее. Тогда становится более-менее актуальной концепция боевых билдов, которую, по всей видимости разработчики предполагали в ходе создания игры. С собой можно носить только две способности одновременно и только пару видов оружия, можно и побольше, но тогда придется выгрузить из инвентаря аптечки. Больше двигайтесь, старайтесь не давать загнать себя в угол — в динамике геймплей работает хоть и неидеально, но очень хорошо. Не забывайте стрейфить, при большом скоплении врагов это практически единственный способ выжить. 

При этом лучше всего всегда носить при себе хотя бы одно тяжелое оружие. Рано или поздно случится босс-файт. Некоторые из них показывали в трейлерах (например, Ежиху). По большей части все они идут по одному сценарию — Нечаев по сюжету попадает в одну из новых локаций, а там живет какая-нибудь здоровенная толстокожая вундер-вафля, которую надо заковырять. Ради трофеев можно, конечно, извратиться и попробовать, например, убить робота по кличке “Беляш” в рукопашку, но это развлечение для избранных. Лучше всего работает старая добрая ПЗРК или рельсотрон. В таких моментах невольно вспоминаешь DOOM, как я писал выше – причем не только благодаря саундтреку Мика Гордона, сколько благодаря пачке ракет, выпущенной в металлическую морду очередному боссу.

Вот еще несколько фактов об Atomic Heart вне контекста:

Разработчики с фантазией подошли к сбору лута. В игре его много и “поднимать” его можно с помощью полимерной перчатки на руке Нечаева. При нажатии на R1 герой вытягивает руку и все собираемые предметы на некотором расстоянии летят прямо в него (точнее в инвентарь). При этом открываются все шкафы, дверцы, ящики и предметы вихрем поднимаются в воздух. Выглядит эффектно, хоть и обесценивают практику сбора ресурсов как таковую – уже через полчаса игры я не обращал внимание на список только что поднятых вещей в углу экрана и просто собирал все подряд.

В игре очень много музыки. Mundfish пошла чуть дальше старых советских песен и лицензировала современные песни российской эстрады. Я стрелял зомбаков под “Шарманку”  Николая Баскова, а потом Нечаев спросил у ХРАЗа, что за песня играет в лабораторной радиоточке. Компаньон уточнил, что это радио будущего, очередное изобретение Предприятия 3826 и прямо сейчас мы слушаем музыку, которой будут восхищаться люди полвека спустя. Мета-ирония на нескольких уровнях! Кроме того, в одной из катсцен после этого Нечаев и ХРАЗ обсудили философский вопрос, как формируются музыкальные вкусы людей будущего, если мы прямо сейчас слушаем музыку времен грядущих. Получается, будущее, это сейчас? Местами, диалоги в Atomic Heart – чистое золото. Вы же не забыли про “Робосека”, о котором я писал в начале?

В Atomic Heart есть крафт оружия и патронов, но он сделан для галочки. На легком уровне сложности, как мне показалось, вовсе не обязателен. На сложности чуть повыше — облегчить жизнь, но все равно не станет той деталью, без которой геймплейная петля игры не может обойтись. Однако, оружейный шкаф по имени Элеонора вы точно запомните надолго.

У игры понятный и удобный интерфейс, у меня не возникло проблем с использованием любой из его функций. В пресс-версии у игры не было фоторежима. Возможно, его добавят позднее.

Говорят, что мертвецы не рассказывают сказки, но в случае Atomic Heart все наоборот. У многих погибших в результате нападения в голове остался чип – вроде ХРАЗа. Внутри остатки сознания и с ними можно разговаривать. Помимо банальных жалостливых историй попадаются настоящие бриллианты. Например в старом театре можно отыскать двух мертвых балерин, лежащих рядом. При жизни они обе стремились стать примадоннами сцены и после смерти продолжают соперничать друг с другом. Одна из них спросит Нечаева, кто из них красивее мертв? Решать вам.

В превью я упоминал, что в игре много контекстных анимаций, как в Cyberpunk 2077. На длинной дистанции в прохождении игры эти моменты как будто бы размыты во времени и сейчас уже кажется, что их не так уж много. Но они по-прежнему хороши. 

Большинство дверей в Atomic Heart закрыты электронно-механическим замком. Чтобы открыть его, надо решить паззл — на скорость или логику. На десятом часу начинаешь их ненавидеть. То же самое с запуском любой системы — сиди-ковыряй однообразные головоломки.

С технической точки зрения, версия для PS5 на релизе выглядит хорошо. Я не встретил критических багов, которые сломали бы мне прохождение, или испортили впечатление. По факту видел всего два бага. В первом у меня периодически после взятия патронов или прочего лута не исчезала с экрана отметка о поднятом предмете. Помогала перезагрузка игры. Во втором – исчезали фоновые звуки, когда я вплотную подходил к закрытой двери. Шаг назад – звуки возвращались. Даже не баг, просто странная особенность. Патч первого дня, полагаю, многое сможет улучшить, это обычное дело для проектов такого масштаба. 

Вам могло показаться, что я только и делаю, что хвалю Atomic Heart – возмущался на устаревшие решения геймдизайна и все. Не совсем так. Сейчас я вам расскажу, как с любовью вспоминал квест “Клиент всегда прав” из третьего “Ведьмака”, где Геральта гоняют в бюрократической петле и он по кругу бегает между разными чиновниками, чтобы получить справку. Когда такой квест встречается за всю игру один раз, это решение ради стиля, оно добавляет игре изюминку. Когда нарративная канва превращается в сплошное “Принеси, подай, иди нафиг, не мешай”, это бесит. К сожалению, Atomic Heart страдает от обилия по ходу основной истории, где для дальнейшего продвижения нужно собрать пять пробирок, чтобы достать один из трех ключей, который применяется к одной из пяти дверей. Однообразие и лозунг  “Без бумажки ты какашка, а с бумажкой – человек!” множатся в геометрической прогрессии. 

Единственный эпизод, где разработчикам удалось обыграть это красиво и с юмором — вынужденная необходимость достать билеты на поезд на станции “Лесная”. Вот там я посмеялся от души и получил удовольствие от робота по имени Рафик, который никак не хотел отправлять меня на ВДНХ. В остальных случаях меня как будто вынуждали собирать по частям себе дорогу вперед – к новым сюжетным поворотам и малым крупицам информации о происходящем. Впрочем, неторопливый темп повествования это даже хорошо, только вот внутри этого нарративного пути разработчики просчитались с микроменеджментом центрального квеста. Очень жаль, если часть аудитории из-за такой повторяемости бросит игру на середине, Atomic Heart этого не заслужила.

Перед нами штучный проект, сделанный с любовью и вниманием к истории и сеттингу. Здесь классная история с неочевидными на первый взгляд выводами и яркими персонажами, есть обилие запоминающихся моментов, самоирония и юмор. При этом она чертовски стильная. В этом блоке у Mundfish все получилось. 

Однако, если копнуть глубже и посмотреть на игру с точки зрения геймплея, на поверхность вылезают белые нитки, которыми шита Atomic Heart. Устаревшие геймдизайнерские решения, которые местами из имиджевых допущений переходят в досадный недостаток. Сломанный микроменеджмент внутри основного квеста — это, может быть и не критический недостаток, но для кого-то точно может стать решающим. 

Atomic Heart по итогу работает как цельное произведение, однако стоит сделать скидку на ее “белые нитки”, так от нее можно получить массу приятных впечатлений. 

Больше статей на Shazoo
Тэги: