Колонка: Российский игровой рынок уничтожен — сколько займет его восстановление?
Я не буду в очередной раз читать мораль и рассказывать о важности эмпатии и сопереживании. Все мы более чем в курсе происходящего за последние две недели, однако не все и не во всем начали ощущать эффект санкций и ограничений, принятых против России и Беларуси за "операцию" в Украине. Многие продолжают жить по инерции, не замечая, как вода отхлынула от берегов в преддверии цунами. А проявляется это самыми разными способами.
В Россию уже официально остановили поставки различной техники, в том числе Apple и Sony. Оплата международных сервисов и покупок перестала работать при помощи пластиковых карточек Visa и Mastercard. Цифровые магазины игр, вроде Steam и GOG, уже блокируют частично или полностью продажу на территории России. Причины тут неоднозначные — частично имиджевые, частично технические, частично моральные (если такое можно сказать о мегакорпорациях). Но так или иначе, сейчас можно констатировать простой факт:
Игровой рынок России умер.
Какие-то базовые рефлексы еще остаются, температура "тела" еще не упала до комнатной, однако чем дольше будут действовать блокировки и ограничения с запретами на поставки, тем сильнее будут разложения.
Некоторые верят, что вот сейчас, на следующей неделе все закончится и мы вернемся к прежней жизни. К сожалению, вынужден констатировать, что “прежней жизни” уже не будет. Наша реальность разделилась на "до 24 февраля" и "после 24 февраля", и последствия принятых политиками решений придется расхлебывать годами.
Мы уже видим, как правительство РФ угрожает национализировать компании и организации, уходящие или останавливающие работу в России. Депутаты на полном серьезе предлагают узаконить пиратскую деятельность, чтобы хоть как-то сохранить работоспособность областей, зависящих от софта. А тысячи геймеров уже трубят, что не так уж нам и нужны эти лицензионные игры — будем пиратить, как в нулевые годы. Некоторые хотят вовсе устроить бойкот игр и сервисов, отказавшихся работать в России… даже если причина в невозможности технически это делать из-за волатильности рубля и огромных проблемах с выводом средств.
За последние дни я видел сотни комментариев и постов в социальных сетях, мол "нафиг нам PlayStation 5 и Xbox Series, будем на PC играть, скачивая с рутрекера". При этом закрываются глаза на тот факт, что железо для сборки PC будет стоить невероятно дорого. Даже видеокарты 5-летней давности сейчас можно найти по ценам на флагманы Nvidia всего двухмесячной давности. А что будет с процессорами? С материнскими платами? С оперативной памятью и накопителями? Откуда взять деньги на новый PC и апгрейд компонентов, если ценник составляет сотни тысяч рублей?
Я не знаю, как в этих условиях адаптируется российский геймер, но за эти две с лишним недели в России практически полностью погиб рынок лицензионных игр, который создавался, в том числе при помощи Shazoo, больше десяти лет.
Даже если наступит мир и бомбы с ракетами прекратят падать, на момент написания этой колонки за один доллар просят 134 рубля. Но это не значит, что покупательская способность упала вдвое, потому что даже при более божеском курсе в 110 рублей, стоимость игр даже на PC составит не менее 4500 рублей, а скорее всего ближе к 6000. На консолях же, особенно PS5 и Xbox Series, игры уже стоят от 7000 рублей. А ведь совсем недавно мы с вами шутили, что вот и пришел гейминг за 5 тысяч.
Какие-то физические релизы все еще будут — то что уже было напечатано, но что дальше, скрыто "туманом войны". И эти копии будут покупаться в складчину, перепродаваться неоднократно и обмениваться на другие диски. О коллекционировании дисков я даже не говорю, это станет слишком дорогим удовольствием. А это значит, что в действительности покупательская способность может снизиться не на 40-60%. Она рухнет в 2-3 раза — и это еще оптимистичная оценка. Игры станут роскошью, и в условиях затяжного кризиса от роскоши отказываются в первую очередь.
По оценке аналитиков в 2021 году российский консольный рынок достигал около 900 миллионов долларов, а на PC приходилось около 1.2 миллиардов долларов. То что мы можем увидеть в 2022 году и далее с играми в России, может быть сравнимо с кризисом первой половины 80-х годов прошлого века. В 1983 году игровой рынок США достиг 3.2 миллиардов долларов, но к 1985 году он обрушился на 97% — до жалких 100 миллионов долларов.
Я не знаю, будет ли такой сценарий, до чего договорятся политики, будут ли в России реформы, обо всем этом сейчас спекулировать просто бессмысленно, потому что ситуация меняется каждый день. Каждый день кто-то объявляет о приостановке работы в России, но экономика любой страны — это система сообщающихся сосудов или органов в теле. Нельзя разбить сотню баков или повырезать все подряд и рассчитывать, что эта сущность сможет вернуться в строй по щелчку пальцев. Особенно, когда зачатки среднего класса скатываются в бедноту. А ведь это та часть населения, которая активнее всего покупала игры, заказывала коллекционки, собирала диски и оформляла подписки на сервисы.
Мне хочется верить в более светлое будущее для гейминга в России, но пока большинство геймеров, которые раньше покупали игры, заявляют, что перейдут на пиратство, я не думаю, что компании сломя головы ринутся занимать нишу. Совсем игры не пропадут, их будут привозить, мы будем покупать их через другие регионы или просить у иностранных друзей об одолжении.
Так что готовьтесь к длинной игровой ночи. Заводите друзей, чтобы обмениваться аккаунтами с разными на них играми. Делитесь советами, где и что можно купить по адекватным ценам. Это дает хоть какой-то шанс, что в будущем будет фундамент для восстановления легитимного игрового рынка в России.
Иначе все придется делать с нуля. А это годы и годы работы, в том числе со стороны игровых изданий. Интересно даже, сколько сайтов и площадок доживут до релиза Starfield?
А пока, предлагаю сделать ставки:
P.S. Комментарии временно закрыты
- Состоялся релиз российского экшена "Смута"
- В "Смуте" будет 12 вариантов концовки, а побочные задания не влияют на сюжет
- Бывший руководитель EA Russia возглавил Astrum Entertainment