В "Дюне" нет компьютеров и роботов — насколько это правдоподобно?
Вы чувствуете вкус специй в воздухе? Это люди по всему свету смотрят "Дюну". Если вы уже посмотрели научно-фантастический фильм Дени Вильнева, основанный на классическом романе Фрэнка Герберта, то могли заметить одну странную деталь — в фильме нет экранов. Никто не пишет сообщения в мессенджере, не запускает на смартфоне очередной эпизод "Игры в космического кальмара" и не погружается в виртуальный мир крушить демонов или строить свое бобровое поселение.
Вместо экранов, в "Дюне" мы видим, как Пол Атрейдес узнает об Арракисе при помощи странного проектора. Вместо электронных читалок будущего, люди используют книги, ни у кого нет планшетов или очков виртуальной реальности. Даже на космических кораблях нет дисплеев — будь они голографическими или двухмерными. Что это за будущее такое? Как люди развлекаются, общаются, обмениваются мемами и смотрят японскую порнографию из древних времен? Ответ прост — никак. Потому что таким образом работает вселенная "Дюны".
К сожалению в этом фильме Дени Вильнев не успел глубже копнуть в лор и историю вселенной "Дюны". Но если кратко, то когда-то давным-давно в этой вселенной существовали компьютеры, роботы и, возможно, аналог видеоигр и Netflix. Однако примерно за 10 тысяч лет до событий фильма произошла галактическая война между людьми и искусственным интеллектом. Люди победили, а результатом этого стал катастрофический регресс в отношении цифровых технологий. Компьютеры были запрещены и на протяжении тысячелетий, никакого прогресса не наблюдалось.
Но как тогда осуществляется навигация в космосе? Как работают системы коммуникации? Как выполняются расчеты, ведется коммерческая деятельность и множество других активностей, полагающихся на вычисления. Элементарно — все математические задачи легли на плечи людей, но не обычных, а так называемых "ментатов". По сути, это люди-компьютеры. Подобные счетоводам при дворе короля. А если учесть, что политическая структура в "Дюне" больше напоминает античную или средневековую, с Императором, домами, знатью и непривычным галактическим феодализмом, то в книге Герберт представил достаточно целостное и логичное устройство, пусть и выходящее за рамки рационального подхода. К счастью, метод рационального мышления необязательно должен присутствовать, чтобы получилась захватывающая история.
Благодаря такому характерному устройству галактики, "Дюна" заметно отличается от любой другой научной фантастики. Мы привыкли воспринимать sci-fi, как нечто классически футуристическое. Вроде того, как это представлено в "Основании" — новом сериале по Азимову, в "Матрице" или даже "Звездных войнах". Такие воображаемые миры понятны и доступны нам, потому что они не сильно отличаются от того, что окружает нас самих. Пусть, мы не можем запрыгнуть на борт космического челнока и полететь на далекую планету, но мы можем натянуть на голову VR-девайс и отправиться в космическое приключение с Elite Dangerous.
"Дюна" вышла в 1965 году — во времена, когда компьютеры только делали первые значительные шаги, а персональные машины оставались в мечтах. Но уже тогда были смелые концепции и фантазии на тему того, какими могут быть компьютеры в далеком будущем. Почему же Герберт решил погрузить свою историю в такой непривычный для восприятия сеттинг?
Потому что "Дюна" — это не история про компьютеры, искусственный интеллект или голографические проекторы. Я уверен, что среди аудитории Shazoo достаточно людей, которым было бы интересно закопаться в концепцию технологий далекого будущего — какими будут компьютеры через 200 лет? А через 1000? А через 10000 лет? Однако при всей стимуляции воображения, ни одно действительно хорошее научно-фантастическое произведение, будь то книга, фильм, сериал или игра, не вращается вокруг того, сколько ядер у процессоров будущего, жива ли NVIDIA и смогли ли запустить Crysis на умном туалете. Для нас куда интереснее читать, смотреть и слушать истории про людей, про вызовы, с которыми они сталкиваются, как они их переживают, как растут над собой и какие связи формируют на пути. Все остальное — лишь декорации.
"Властелина Колец" можно было бы переделать под массивную космическую эпопею со злом в центре Галактики и героической группой представителей разных космических рас, отправляющихся к черной дыре для уничтожения древнего артефакта.
"Звездные Войны" могли бы быть фэнтезийной историей, с големами вместо роботов, чудовищно мощным магическим оружием и трагедией отцов и детей. Тем более, что волшебство тут и без того присутствует в виде световых мечей, Силы и духов.
Просто кто-то предпочитает приземленно-магические истории, другие выбирают повседневную реальность, а третьим подавай космос или антиутопию на Земле. Более того, хорошие писатели знают, что для создания интересного мира достаточно создать целостное ядро, а все что за его пределами, может быть на грани абсурда. А читатели, зрители или игроки возьмут стержень и при помощи отдельных деталей или элементов додумают все остальное. Спасибо нашему удивительному мозгу!
Правда, все это никак не отвечает на вопрос — насколько реалистичен такой подход к жизни без компьютеров? Возможно ли существование людей-компьютеров или других биологических организмов, выполняющих те же функции?
Да, живые компьютеры действительно возможны.
Мозг любого живого существа — это и есть компьютер, пусть и не традиционного вида. Мозг получает информацию от разного рода сенсоров: зрительных, обонятельных, осязательных и так далее. После он расшифровывает сигналы и интерпретирует их. На основе этой информации мозг реагирует. Например, мозг рассчитывает траекторию прыжка кошки, чтобы та схватила мышку. Или определяет источник звука на основе задержки и громкости сигналов, фиксируемых ушами. Во вселенной "Дюны" человек просто берет на себя специфические задачи, например по навигации.
Реальные ученые уже много лет работают над концепцией биологических компьютеров, способных использовать ДНК для хранения данных и молекулы для проведения различных операций. Гипотетически, подобные биологические компьютеры могут быть невосприимчивы к внешнему электромагнитному воздействию, а скорость обработки данных может быть сопоставима с суперкомпьютерами. Главная же прелесть в том, что такие органические машины способны чинить и наращивать мощность самостоятельно.
Но можно ли при помощи генетического вмешательства создать людей-компьютеров, как в "Дюне" — судить пока рано, ведь мы до сих пор не можем заглянуть в мозг так глубоко, чтобы с полной уверенностью описать его работу.
Страх перед искусственным интеллектом вполне справедлив и биологические технологии можно рационализировать. Только это вряд ли остановит любителей космических пирамид от использования ментатов для майнинга космического битка.
К счастью, все эти идеи и фантазии — лишь фон для того, что мы любили, любим и будем любить тысячелетиями: сочную человеческую драму.
Если вам интересно, в какой научной фантастике нет компьютеров, то изучите Warhammer 40K. Явно вдохновленные Гербертом, авторы создали собственную нетрадиционную научную фантастику, которая на самом деле представляет собой бесконечные войны Римской Империи, перенесенные на десятки тысяч вперед, где вместо северных варваров орки.
Иллюстрации: Jad Saber, Ivelin Trifonov
- Демоверсия подводной экшен-адвенчуры Glaciered доступна на ПК
- Еще 2 ролика Exodus представляют "Пробужденных воронов" и "Ковен"
- Cronos: The New Dawn использует научно-фантастическую тему, чтобы отличиться от ремейка Silent Hill 2