Роуглайк поколения
Почему Hades настолько популярна
После гибели персонажа игрок теряет все ресурсы и предметы, которые собирал с убитых в тяжелом бою противников. Не останется ничего: золото, ресурсы, бонусы — все исчезнет. Напоследок игра покажет раздражающий черный экран, на котором словно насмешка промелькнет надпись "Вы умерли". Или — "Вы погибли". А то я и сам не понял, спасибо! Каждый раз, когда видеоигра в пресловутом жанре роуглайк (roguelike) надирает мне зад, я испытываю странную смесь досады и спортивной злости. Вторая заставляет меня попробовать снова.
Несмотря на всю боль и я и миллионы геймеров по всему миру обожают игры в жанре роуглайк. Взять хотя бы недавнюю Hades. Инди-проект от студии Supergiant Games за два года прошел путь из раннего доступа к релизу, получил два десятка наград от самых разных ассоциаций и премий в номинациях от "Лучшая игра года" до "Лучший сценарий" и "Лучший арт-дизайн". Профильная пресса закрепила успех и поддержала игру лестными отзывами — на момент подготовки этого материала средний балл на Metacritic составляет 93 балла для PC версии. Недавний консольный релиз получил такой же теплый прием — 92 балла. Вишенкой на торте стал коммерческий успех. За несколько лет активных продаж студия сумела продать более миллиона копий Hades.
А на днях стало известно, что Hades стала самой высоко оцениваемой игрой на PlayStation 5.
В чем же ее секрет успеха? Почему на фоне многочисленных проектов в жанре геймеры, журналисты и функционеры в игровой индустрии единогласно выбрали Hades? Давайте попробуем разобраться.
Что такое roguelike?
Для того чтобы правильно оценить Hades и понять ее преимущества перед толпой голодных конкурентов, стоит начать с краткой справки: а что вообще такое жанр roguelike? В народе его зовут просто “рогалик”. Само название отсылает нас к пошаговой игре Rogue для университетских Unix-систем начала 1980-х годов. Главной целью Rogue было исследование многоярусных подземелий в роли искателя сокровищ и приключений. Каждый ярус подземелья состоял из нескольких квадратных комнат, соединенных между собой глухими коридорами. Внутри лежали сокровища и награды, охраняемые чудовищами. Игроку предлагалось зайти в помещение и помериться силами с врагом. Победитель получал все, проигравшие бесславно погибали, теряли все накопленные богатства. Большой выбор магических зелий, свитков, волшебных жезлов, оружия, брони и еды давал тактическое разнообразие и множество способов победить, но при этом Rogue оставалась беспощадна к смельчакам и жестоко наказывала за ошибки.
Шло время, жанр рос и развивался. За эти годы сформировалось несколько негласных правил, правильнее даже сказать черт, по которым игру можно причислить к жанру роуглайк.
- Игровые уровни должны генерироваться случайным образом. Это сделает каждое прохождение непохожим на предыдущее
- В игре должен быть режим с перманентной смертью, которая по наступлении заставит проигравшего геймера начать все с нуля
- У игрока должна быть возможность побеждать врагов множеством разных способов
- Победа над врагами достигается с помощью различных предметов, игрок самостоятельно изучает их свойства и способы применения
- Любая игровая ситуация должна решаться с помощью четкого набора команд с применением \ или без найденных предметов
Если присмотреться поближе, у Hades есть полный набор вышеперечисленных качеств. Вопрос об уникальности этой игры по-прежнему открыт: почему ее все любят, даже несмотря на суровость и недружелюбность жанра.
Все проще, чем кажется. Hades не следует заветам жанра roguelike слово в слово и не повторяет по буквам придуманную аж 40 лет назад формулу. Скорее наоборот, она обращается с закрепленными постулатами достаточно вольно.
Теперь, когда мы разобрались, что такое роуглайк, для продолжения беседы было бы неплохо понять, что такое Hades на самом деле.
Что такое Hades?
Страница на Википедии говорит, что Hades это видеоигра в жанрах роуглайк и экшен \ RPG. Это правда, но информация требует уточнений и дополнений. Эту игру правильнее было бы называть роуглайт (roguelite) — облегченная версия, в которой сохранились видоизмененные черты классического рогалика.
В случае с Hades у нас есть рандомная генерация локаций и комнат, набитых врагами и сокровищами, однако небольшая деталь, добавленная разработчиками перевернула представление о привычном исследовании. На каждой двери в новую комнату указана награда, которую получает игрок после зачистки территории. Таким образом ты знаешь, что тебя ждет, выбираешь награду по душе и борешься за нее. Поэтому первая на очереди вещь, которая сделала Hades великой — честный диалог с игроком.
Вторая отличительная черта Hades — гармоничный культурный контекст. История Загрея, отпрыска Аида, не просто вписала персонажей внутрь греческой мифологии, но и дала справедливое объяснение тому, как и почему погибающий раз за разом блудный сын возвращается к жизни, чтобы вновь попытаться сбежать из отчего дома. Секрет до смешного простой: Загрей и другие персонажи в Hades боги или небожители, а игровая петля построена на банальном упрямстве юноши и его желании сепарировать от отца.
При этом Hades выполняет неочевидную, но очень важную функцию — просветительскую. Игра с необычной стороны показывает Древнюю Грецию и ее мифологию, богов, героев, центральных и второстепенных персонажей, о которых мы все когда-то слышали в легендах. Возьму на себя ответственность и скажу, что эта во многом популяризирует Древнегреческую культуру, как это однажды сделала God of War (2018) для скандинавской мифологии. Чтобы подогреть интерес оказалось достаточным взять нового героя и придумать для него историю, логично вплетенную в действующий канон. Классические сюжеты при этом остаются на своих местах, не портятся, а дополняются интересными деталями. Вокруг Загрея постоянно находятся мифические персонажи, показывают свой характер, раздражают и смешат, заставляют себя любить и ненавидеть. Когда я выключил консоль, мне захотелось узнать о них побольше, но уже из других источников.
Третья деталь напрямую идет от второй и, как по мне, это едва ли не самый важный аспект, сыгравший на популярность Hades в широких кругах геймеров. Вспомните свои ощущения, каждый раз когда вы проигрывали в играх жанра роуглайк. Ох уж это горькое разочарование, его сложно спутать с чем-то другим. Фактически рогалик после гибели персонажа оставляет игрока у разбитого корыта и дает громкую пощечину. Да, это сигнал о том, что ты делаешь что-то не так, но эти игры чаще всего не предлагали ничего взамен.
Студия Supergiant Games переломила эту ситуацию за счет уникальной нарративной механики. История в Hades несмотря на простую фабулу достойна внимания за счет манеры подачи. Игровой мир и его обитатели знают и помнят о неудачах Загрея и каждый раз очнувшись в своих покоях нам дают возможность снова поговорить со всеми NPC и узнать немного новых деталей о мире и происходящем вокруг. По мере прохождения цикл за циклом персонажи будут комментировать ваши конкретные неудачи, а боссы запомнят и при встрече обязательно сообщат свое мнение.
Это делает повествование Hades уникальным. Вам не просто захочется быть побежденным, но захочется проиграть снова и снова, чтобы подобраться к разгадкам античным тайн и послушать свежие сплетни.
За рамками этих трех самых важных аспектов у Hades есть еще пара тузов в рукаве. Например, простая, но интуитивно понятная и зрелищная боевая система. Сюда же — высокая динамичность боев за счет продвинутого ИИ, который своими действиями заставляет игрока все время быть в движении. Таким образом, изначально пошаговый жанр работает на высоких скоростях, давая большой части аудитории ощущение от геймплея. С точки зрения психологии это очень выгодно — люди лучше принимают то, что им хорошо знакомо.
Вместо заключения
Популярность Hades это результат влияния многих факторов, в том числе независимых от самой игры. Рынок отчаянно нуждался в переосмыслении жанра роуглайк — классические проекты и Souls-серия уже многое показали и объяснили современному геймеру. Его сложно удивить, но Hades смогла. Применительно к самой игре можно сказать, что разработчикам удалось в некоторой степени дать второе дыхание одному из самых спорных жанров в индустрии. При этом секрет оказался прост: в привычные аспекты добавить уникальную черту (смерть как способ продвижения по сюжету) историю привязать к знакомой людям эпохе и среде (древнегреческая мифология). Ну, и, конечно, не забыть отполировать до блеска все остальное (шикарный дизайн локаций, выверенная боевая система).
Hades вышла на консолях, я играл в неё на PS5. С учётом мощности и удобства системы нового поколения от Sony это отличная платформа, чтобы окунуться с ее помощью в Hades и прожить эту историю вместе с Загреем. Для любителей поставить красивую коробочку на полку есть физическое издание, его можно приобрести в соответствующих магазинах за 2999 рублей.
С учётом реиграбельности это хорошее вложение, главное не забудьте перед выходом из дома погладить Цербера — на удачу.
- Take-Two продает свой инди-лейбл Private Division для концентрации на ключевых франшизах
- 25 июля для No Rest for the Wicked выпустят крупное обновление Crucible
- IGN: Take-Two планирует закрыть или продать инди-лейбл Private Division