Justice League

Лига справедливости

Зак Снайдер исправил и дополнил

kartosh

Мой текст об оригинальной “Лиге Справедливости” начинался фразой “Вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”. Тогда получилось действительно не очень хорошо: фильму не хватало целостности, монтаж изобиловал странными техническими и драматургическими ращениями, а герои не получили должного развития — их сюжетные арки как будто бросили на половине пути. Джосс Уидон доделывал фильм поверх материала Зака Снайдера, который покинул проект из-за трагической гибели приемной дочери. Тогда многие гадали — это Снайдер сделал так плохо или Уидон сломал хороший вариант, когда переделывал на свой лад? Ответов не было, но сомнения оставались — это мог быть другой фильм. Получилось уникальная ситуация, когда мир в слаженном порыве начал требовать от киностудии дать Заку возможность доделать фильм и выпустить режиссерскую версию. Появились петиции, актеры выступали с публичными заявлениями, фанаты заполонили форумы. Это было похоже на сказку.

Не верится даже, но мы победили. Проект получил дополнительный бюджет, Зак Снайдер снова взялся за работу. Теперь мы знаем, что сетовать на рассадку музыкантов, как минимум, преждевременно — когда в оркестр вернулся дирижёр, музыка заиграла по-новому.

“Лига Справедливости” Зака Снайдера вдвое длиннее театральной версии. Вместо двух часов четыре. Много? Определенно, да. Стало от этого хуже? Точно нет. Минут через 20 после начала просмотра я почувствовал, что смотрю совсем другой фильм, к финальным титрам убедился в этом окончательно. Режиссерская версия это не просто расширенная и дополненная итерация — кроме новых сцен блокбастер полностью перемонтирован с нуля. Сюжетная канва при этом неизменна: Брюс Уэйн обретает союзников в лице Аквамена, Чудо-Женщины, Флэша и Киборга, а после они решают воскресить Супермена, потому что без него врага одолеть не получится. Благодаря проделанной работе история о том, как Бэтмен собирает команду металюдей для борьбы с надвигающейся угрозой, приобрела новые оттенки и акценты. Три года назад я смеялся: “Усатый нянь спасает детский утренник”. Секрет вчерашнего провала и сегодняшнего успеха скрывается в манере подачи, количестве деталей и в том, на что обратить внимание зрителя.

Зак Снайдер, в отличие от театральной версии, сделал ставку на персонажей и это сработало. Первые два часа режиссерской версии — огромная экспозиция, в которой подробно объясняют: кто, как, зачем и почему. Особенно это видно на примере Киборга и Флэша. Эти герои не получали сольных фильмов в отличие от Аквамена, Бэтмена и Супермена, а потому понять их нужность и важность для истории гораздо сложнее. Тут вот какие-то новые люди, почему я должен им сопереживать? Просто за то, что они в одной команде с Брюсом Уэйном? Черта с два, убедите меня.

Вместе с героями другую интерпретацию получил злодей. Степной Волк в оригинальной картине — функция без мотивации, чистое зло, по умолчанию жаждущее захватить и уничтожить мир. Снайдеркат представил его пешкой Дарксайда, и Волк хочет заслужить прощение хозяина и для этого покоряет миры один за другим.

В обновлённой версии есть несколько сцен, в которых злодей отчитывается за свои успехи в поиске материнских кубов. Три коробки — древняя технология, способная при объединении выпустить наружу силы тьмы и огнём очистить планету. Не бог весть что, антагонист не стал чертовски глубоким и проработанным персонажем, но теперь его мотивы ясны и понятны.

На самом деле весь фильм такой — понятный. Все детали и подробности объясняют и разжёвывают. Воскрешение Супермена в Снайдеркате стало безальтернативной необходимостью, а его возвращение — трогательным. Несколько дополнительных сцен Кларка Кента с Лоис Лейн придают всему происходящему смысл — я поверил, что эта женщина и в самом деле ключ к сердцу и разуму криптонца.

Кроме сценария Зак Снайдер поработал над экшеном. Стало лучше, зрелищнее и динамичнее. Мой личный guilty pleasure: сцена, в которой Супермен стоит склонившись над поверженным Степпенвульфом и бьет лежачего. Последующий перфоманс с броском в портал к Дарксайду — отдельный кайф.

Впрочем, несмотря на все эти похвалы есть две вещи, которые меня расстроили. Первый и главный пункт — местами ужасающий VFX. У меня очень много вопросов к людям, которые делали и утверждали спецэффекты для этого фильма. Еще со времен театральной версии в ряде сцен есть кошмарно нарисованные задники, аляповатые спецэффекты и графика словно из видеоигр начала нулевых. Это работает следующим образом: если вы видите, что локация нарисована, значит она нарисована плохо. В “Лиге Справедливости” такое считывает почти в каждой сцене. На режиссерскую версию потратили дополнительные 70 миллионов долларов: досняли, дорисовали, поменяли цветокор. Глобально стало лучше, но от проблемы это не избавило. “Лига Справедливости” это все еще фильм с плохим визуальным рядом.

Второй поинт в моем списке разочарований — вездесущее слоумо. Оно здесь буквально повсюду. Снайдер в привычной для него манере смакует каждый момент: прыжок Бэтмена, взмах меча Чудо-Женщины, бегущий Барри Аллен. Замедление времени, пожалуй, оправдано только в случае с последним и у него есть лучшая сцена с использованием замедления. В первой половине фильма герой спасает девушку во время автокатастрофы: она вылетела из кабины, в воздухе повисли осколки стекла, мимо летит тележка с хот-догами. Барри Аллен подбегает поближе, выбирает удачный момент, чтобы вмешаться и помочь, но замечает летящую мимо сосиску. Герой кидает пронзительный долгий взгляд и убирает ее к себе в рукав, чтобы затем угостить ею щенков в соседнем зоомагазине, куда он пришел устраиваться на работу. Лучшая сцена, я вам клянусь.

Зак Снайдер постарался закрыть все проблемы театральной версии, но в некоторых местах все же перегнул. Четырёхчасовой хронометраж для эпического блокбастера, наполненного отсылками к религиозным течениям и символам это непростое испытание. Безусловно, дополнительные сцены во многом спасают картину от всего, что было таким ужасным в монтаже Джосса Уидон, но чуть более тонкая работа внутри этих добавленных минут была бы полезна. Стоило проявить некоторую беспощадность: подрезать минуты, не имеющие смысловую нагрузку. Например, сцена встречи Аквамена и Брюса Уэйна — местные жители провожают их песней длинной в минуты полторы. Без них Снайдеркат ничего не потерял бы.

Что действительно важно и, к счастью, осталось в финальном монтаже — расширенный эпилог. В нем Зак раскрыл свои планы на развитие киновселенной, по-крайней мере они были такими, когда постановщик числился ее главной движущей силой. Сейчас перспективы туманны — сам режиссёр недавно заявил, что не хотел бы снимать ещё один супергеройский блокбастер. С другой стороны, кто из нас два года назад мог предположить, что в конце концов выйдет расширенная версия? Это уникальный прецедент для киноиндустрии и при определённых раскладах может стать трендом — через пару лет после широкого проката выпускать обновлённую версию сразу в стриминговый сервисах. Думаю, от этого выиграют все.

Мы с вами получили прямое подтверждение гипотезы, в которой иногда политика невмешательства в творческий процесс это лучшее, что могут сделать продюсеры для своей картины. “Лига Справедливости” это торжество искусства — фильм не лишён изъянов и его есть за что поругать и даже не любить, но он критически важен для отрасли в целом. Снайдеркат показал всем нам как важно не оставаться в стороне, когда твою любимую историю очевидным образом губит коммерческая нота в контракте продюсера.

Мы не стали молчать. Справедливость восторжествовала. Может быть, если мы снова проявим голос, Зак Снайдер вернётся и закончит начатое. Здесь будет нужен подходящий хэштег, но его вы отлично придумаете и без меня.

Больше статей на Shazoo
Тэги: