10 лет World of Tanks: Интервью с продуктовым директором Антоном Панковым

10 лет World of Tanks: Интервью с продуктовым директором Антоном Панковым

В этом году World of Tanks исполнилось 10 лет. Сетевая игра не просто живет силами своего коммьюнити, но и постоянно развивается, получает новые коллаборации и обрастает апдейтами. По случаю годовщины мы пообщались с продуктовым директором Антоном Панковым (на фото ниже), но в качестве тем выбрали не только World of Tanks, но и видеоигры в целом.

Считаете ли вы свои видеоигры искусством? Какой смысл вы закладываете в проекты студии или пытаетесь реализовать в процессе развития проектов?

Игры — это, безусловно, искусство: визуальное, психологическое и социальное. Само понятие игр очень широкое, оно включает в себя как казуальные мобильные игры, так и коробочные продукты, разработка которых стоит сотни миллионов. Придумывая новые игры и проводя обновление уже существующих, мы стремимся к тому, чтобы искусству всегда было место. Очень много внимания мы уделяем визуальной составляющей, красоте. Кроме того, нам хочется, чтобы людям было интересно, чтобы они возвращались в игру. Так, вечером ты выключил игру, а на следующий день тебя вновь что-то должно заставить ее включить. Вот что мы обязательно закладываем в проекты.

Какое наследие вы хотите оставить после себя, используя возможности видеоигр?

Мы уже оставили такое наследие. Игру, которой исполнилось 10 лет, нельзя забыть. На World of Tanks выросло целое поколение. Конечно, хочется, чтобы люди вспоминали моменты, связанные с игрой. Ведь они не играют вечно, они растут, у них меняются интересы, становится меньше времени. Мы бы хотели, чтобы люди вспоминали о "Танках" не только как об игре, но и как о кусочке жизни, отрезке истории.

Хотите ли вы решить при помощи видеоигр какие-то проблемы? Что уже удалось улучшить?

Мы не стараемся решить с помощью игр какие-то общечеловеческие проблемы. Игры — это развлечение, включающее в себя обучение, досуг. Мы не ставим перед собой глобальной задачи сделать мир лучше. Мы развлекаем людей. Безусловно, у нас есть своя социальная ответственность: пусть люди лучше играют в "танчики", чем вымещают свою агрессию где-то в других местах.

На ваш взгляд, должны ли игры быть отражением социально-политических тем, затрагивать болезненные вопросы? Или они должны быть абстрагированы от реальности, предоставляя нам возможность найти укрытие от реальности?

Игры не должны касаться политики. Те из них, что затрагивают политику, — это фактически пропаганда. Это еще большее разжигание ненависти или вражды между различными группами людей. Учитывая, что политика — это не совсем понятная широким массам сфера, в которой не ясно, как все организовано, как все устроено и по каким принципам работает, люди легко поддаются и впитывают все. Поэтому игры должны быть абсолютно аполитичны. При этом, естественно, они не служат укрытием. Продвижения политической позиции через игры, безусловно, нужно избегать, и мы избегаем этого максимально.

Если бы вы начинали развивать свою студию с нуля сегодня, чем бы занялись?

Это точно были бы мобильные игры. Какие — большой вопрос, но точно мобильные. В PC-разработке все-таки начинать очень сложно, это элитарная область. Право создавать большие хорошие игры еще нужно заслужить, и на это необходимо большое количество ресурсов. Истории успеха с нуля, аналогичные World of Tanks, случаются раз в 10 лет.

Мобильные игры проще в производстве, они сегодня больше востребованы, у них ниже порог входа. В серьезные игры на телефоне играть сложнее, если, конечно, сравнивать с ПК. Также мы видим, как стремительно развивается интернет и различные гаджеты. Большой вопрос — были бы это танки или нет.

Если бы Вы могли дать совет себе 15–20 лет назад, что бы вы сказали?

Ничего, всё мы правильно сделали. Ни добавить, ни отнять. Все случилось, как случилось.

В какую индустрию вы бы пошли, если бы не занялись видеоиграми?

Я бы занимался наукой, археологией. Это мое профильное образование, мне это нравится. Только денег не приносит абсолютно.

Каким был самый страшный момент за вашу карьеру в игровой индустрии? А самый счастливый?

Страшных, наверное, и не было. Бывало всякое, бывало сложно, бывало тяжело, бывало, случались кризисы или еще что-то. Но чтобы прямо страшно — такого не было. Страх тормозит, сковывает и не дает ничего делать.

Счастливых моментов было много: когда игра запустилась, когда взяли первый порог в 10 тысяч онлайна, а затем когда "взяли" миллион в России, когда провели первый WG Fest в Москве. Позитивные моменты — это двигатели игровой индустрии.

 

Какими вы видите видеоигры через 10 лет?

Есть такой фильм "Первому игроку приготовиться", и есть такая книга "Лабиринт отражений" Лукьяненко — в них примерно обрисовано и мое видение. Я думаю, что развивать видеоигры стоит в сторону виртуальной реальности. Или, например, фильм "Суррогаты" с Брюсом Уиллисом. Ведь это жизнь, только виртуальная, со всеми сопутствующими играми и т. д. Мне бы хотелось, чтобы все двигалось в данном направлении. Игры будут становиться красивее, графика реалистичнее, сюжеты начнут отражать все происходящее в реальном мире. Я думаю, что будет так же, как и сейчас, только в большем масштабе. Но хотелось бы, чтобы было по-другому.

Представляли себя на этом месте 10 лет назад? Где вы видите себя и Wargaming через 10 лет?

Себя, конечно, не представлял. Я попал в компанию довольно случайно: увлекаясь историей, узнал об игре, попросил ключ, затем много играл, стал модератором форума и только потом откликнулся на должность коммьюнити-менеджера. Даже попав в Wargaming, я не представлял, что стану кем-то особенным и не ставил цель добраться до какой-то позиции. Может быть, за счет этого и добился, чего добился. Через 10 лет вижу себя на том же месте, в Wargaming. Мы делаем игры, создаем развлечения, досуг.

Wargaming через 10 лет — это, конечно, развитие. Это новые игры, развитие текущих проектов, поиск идей. Причем неважно, сколько в компании будет сотрудников, главное, что мы делаем.

Каким должно быть соотношение "труда, связей и удачи", чтобы добиться успеха вашего уровня?

30 на 30 на 30. Не бывает такого, что ты упорный, но тупой и тебе не везет или ты упорный и умный, но удача к тебе не приходит. Просто так совпало. Так совпало и в моем случае: это было сочетание времени, места, удачи, навыков, знаний, стремления, желания и прочего. Это нематериальная история. Точно так же, как появились "Танки" — совпала цепочка условий.

Формулы не существует.

Есть ли у вас "игра мечты" — что-то такое, чего еще никто не сделал?

Я уже сделал свою игру мечты и продолжаю ее делать. Это "Танки". Когда я увидел их в первый раз, то сразу понял, что это надолго. С тех пор мы и не расстаемся. Игра мечты — это Лукьяненко, «Лабиринт отражений», там можно все это посмотреть. Но это мечты. Они обычно нереализуемы и так и остаются навсегда мечтами.

Что будет делать Wargaming, когда воссоздаст абсолютно всю военную технику?

Этого никогда не случится. Военная техника — это бизнес. Здесь всегда будет появляться что-то новое. Нам ее хватит надолго.

Какое, на ваш взгляд, самое интересное применение World of Tanks вне игровой индустрии?

Для тренировки танкистов, ознакомления с тактикой танкового боя, с управлением боевыми машинами. Понятно, что управление здесь очень условное. Но тем не менее масштабы, качество моделей у нас приближены к реальным.

Есть ли в World of Tanks лично ваша пасхалка, что-то, о чем многие игроки даже не догадываются?

Нет. У меня нет цели прославить или увековечить себя. Есть вещи в игре, которые со мной связаны. Но с учетом того, что я принимал и принимаю важные для игры решения, многие вещи связаны с моим именем. Правда, игроки не знают какие, и слава Богу. У меня нет погони за славой. Это не то, к чему стоит стремиться.

Спасибо за уделенное время. Надеюсь, через 5 лет соберемся еще раз и обсудим, что поменялось за это время.

24 Комментария

  • Techofox
    Комментарий скрыт. Показать

    Продуктовый директор... Как-то коряво звучит)

    7
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Techofox, да, у меня тоже ассоциируется с менеджером зала в Ашане, но они так называют себя )

      8
    • Mikes
      Комментарий скрыт. Показать

      @Techofox, Круглый дослужился -)

      0
    • Japan
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, вам смешно, а мне реально от таких слов прямо грустно становится(. Я же играю в эту игру((((

      1
    • Techofox
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, да, я понимаю что это их придумка, а не ваша... Но со словом "продуктовый" у меня только магазин ассоциируется))
      Кстати, а куда они ударение ставят? Может на "у"?)

      P.S. за интервью спасибо. Такого контента много не бывает.

      0
  • NewArt
    Комментарий скрыт. Показать

    Ммм так о игре и нет вопросов, ну не считать же за такое вопрос об внеигровом применении вот или личной пасхалке. Хотя Антон Панков личность весьма известная в среде вот комьюнити. Такое ощущение, что интервью взял человек о танках знающий ровно ни чего.

    0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @NewArt, т.е. тебя не смутило, что на шазу по танкам за 5 лет 2 новости о танках, из которых обе посвящены трассировке лучей?

      0
    • NewArt
      Комментарий скрыт. Показать

      @rustedhorse, тут два момента, если уж статья делалась для рекламы проекта, то хоть усилия бы приложили. А если она делалась от редакции то выглядит она ещё более слабо.

      2
  • auqus
    Комментарий скрыт. Показать

    Статью не читал. Балабольство Антоши просто утомило.

    Еле бросил это казино. 10 лет играл. В последних года 4 совсем помойкой стало.
    Баланса в случайных боях - нет.
    Скилла у 80% игроков - нет.
    Влияния на исход боя в соло - нивелируется рандомом.
    Патент Кислого хоть бы кто там что говорил - в некоем виде все равно существует (или просто коряво работает их генератор случайных величин).

    Качественно работает только отдел создания видеороликов и отдел двигания кнопки. А ну еще картокопатели и отдел маркетинга (ПРОСТО ЗАДОНАТЬ). Ну и графон с производительностью действительно подтянули хорошо, спору нет. Но вот играть в это тяжело.

    По инерции слежу за новостями о картошке, но ни сил ни желания заходить нет даже на ивенты.

    8
    • Japan
      Комментарий скрыт. Показать

      @auqus, Хотел оставить какое то сообщение, но понимаю, что смысла в этом нет. Удачи тебе в реальности друг! и помню если тебе нужно пробитие - ты знаешь куда идти))))

      0
  • BruceRobertson
    Комментарий скрыт. Показать

    Спасибо за пробитие!

    0
  • Japan
    Комментарий скрыт. Показать

    О МОЙ БОГ! Я ждал этой новости очень много времени и меня интересуют все подробности. Так как я уже которой год страдаю в этой игре. Просьба скажите пожалуйста кто брал интервью и как давно оно было проведено?)))

    1
  • kanava
    Комментарий скрыт. Показать

    великая игра! в совокупности со всех серверов наверное не меньше 10 тысяч часов наиграл

    0
  • Rezyapushka
    Комментарий скрыт. Показать

    Ооо, Антоша, обязательно прочитаю эту сказку перед сном, а пока, в бой)

    2
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Rezyapushka, если не сложно, расскажи, что за история с Антоном? Я не в теме, но реакция на него интересная

      0
    • Rezyapushka
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, Я сам являюсь часть игрового сообщества "танкистов". Не буду описывать что игра плохая или ещё что-то. Напишу лишь в контексте про Антошку)
      Данный человек обещает одно, на выходи другое. Например говорил такие вещи как: ст совков на 10ках не будет, лт бритов не будет - как итог, данные ветки есть)
      Далее, на трансляции с блогерами, разные разрабы отвечали на вопросы, был хороший вопрос и Антоша сказал :"Мы этот вопрос скипнем") Хотя вопрос был легкий.
      Также постоянно, один разраб ответит одно, Антоша другое и так далее сменяя друг друга)
      Обещает что-то хорошее сделать и снова пример: карта перевал, при перекатке до позиции можно получить люлей, противоположная сторона таких изъянов не имеет. Данную позицию расширить/зашить,поставить кусты Антоша обещает уже лет 5))))

      0
  • 13up
    Комментарий скрыт. Показать

    "Ну это нормально! " Это человек мем! Игра тоже мем из известной субстанции!

    0
  • Mak69
    Комментарий скрыт. Показать

    Неужели уже 10 лет прошло(( В танки сейчас не играю, просто слежу за новостями. А понится начинал с заявки на ЗБТ, приглашения, версии игры 0.1, дома в Химельсдорфе без текстур.
    Всего 2 ветки танков, 4 карты и море фана. Всё равно отличная игра!

    0
  • naxah
    Комментарий скрыт. Показать

    Есть пробитие! Беда с башкой!

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.