Небольшое мнение: "Почему Last of Us Part II - хорошая игра, но плохая Last of Us"

Обновлено 26.06.20: Немного исправлено наставление для тех, кто еще собирается покупать. А так же в конце добавлен раздел о рассуждении по поводу сюжета по прошествии времени, когда эмоции поутихли.

 

Пройдя вчера игру у меня остались смешанные ощущения и образовались мысли, которыми бы я хотел поделиться. Сразу с порога нужно сказать, что это лишь мое мнение, я ни на что не претендую и просто хочу обсудить это с теми, кто игру уже прошел.


Однако, если это читают те, кто сомневается в покупке, то следующий абзац будет для них. 

 Если вы большой фанат первой части и всей душой ее любите, боюсь вторая часть ударит вам под дых и заставит ненавидеть всех вокруг. Так что, скорее всего лучше покупку отложить или вовсе отказаться от этой затеи. Однако, если вы все таки любите хорошие истории, то эта часть вас заинтересует, даже несмотря на то, какие чувства вы испытаете. На счет темы, которая заполонила интернет за месяц до игры. Да-да, я про ЛГБТ повестку и все причастное. Так вот, в игре она есть, но ей уделяется такое мизерное количество времени и это никак не повлияет на ваш экспириенс. Просто забудьте об этом, если это было единственной причиной, чтобы в чем-то сомневаться. Персонажи с нетрадиционной сексуальной ориентацией хорошо прописаны и за ними интересно наблюдать. Графика, режиссура, геймплей и музыкальное сопровождение - все это сделано на высочайшем уровне. Наверно это все, что стоит сказать тем, кто не верит обзорам критиков. Потому что дальше нужно затрагивать самое главное - сюжет, а за ним следуют спойлеры.

Далее идут спойлеры. Так что я предупредил.

Уходи, я сказал. Спойлер алёрт!

СПОЙЛЕРЫ!


 

Ладно, с этим решили. А дальше приветствую тех, кто игру уже прошел и хочет обсудить. Итак, начну пожалуй с ошеломляющего твиста в самом начале. Хотя, как по мне он был вполне предсказуем, а еще я немного нарвался на мини спойлеры до старта игры, хотя из шуток про клюшку и всякого рода картинок тоже можно многое было подчерпнуть.

Джоэла жестоко убивают на глазах у Элли незнакомые не ей, не нам люди и мне кажется показывать эту сцену в начале - ошибка, которую в дальнейшем Дракман попытался исправить, однако ему это не удалось. Еще у меня есть претензии к случайностям в этой игре. Наверно в жизни так и бывает, но почему хирург, собиравшийся оперировать Элли вдруг оказался с дочкой, которая теперь выросла и собирается мстить. Почему Эбби так повезло наткнуться именно на Джоэла, когда она была на грани смерти. Этих "почему" набирается достаточно за игру, возможно эти претензии слегка надуманы, однако они все в сумме дают эффект искусственности происходящего. Такое чувство, что сюжет сшит белыми нитками и пущен на самотек.

Вопросы есть и к характерам персонажей. Дина и Томми почему-то постоянно мечутся из крайности в крайность, в начале Томми против мести, потом - за, с Диной обратная ситуация. Опять же понять их мотивацию можно, но очень сложно скакать на этих каруселях, когда видишь персонажей очень редко, но при этом я бы не сказал, что они статисты.

Едем дальше. Идя по трупам вместе с Элли, ты не чувствуешь того же, что и она. Смерть Джоэла для меня воспринималась, как глупая шутка, вымученный сюжетный ход для сценариста-импотента. Самое забавное, что смерть Джоэла предрекли еще с самого первого трейлера. Это настолько очевидный и слабый ход, что Догам пришлось подменять персонажей в следующих трейлерах, чтобы запутать игроков. Но имеем, что имеем. В общем, все те смерти, которые совершает Элли из-за мести не дают эмоций, ты не получаешь от этого ничего. Ну убили того паренька, теперь Нору, дальше Оуэна и Мэл с ребенком. Ощущение абсолютной пустоты, я не знал этих людей, не знал их характеры, чем они жили и какие у них были цели. Так же можно сказать абсолютно про любого другого NPC. Вот он был, теперь с заточкой в шее. Возможно, Дракман и хотел, чтобы мы почувствовали, что жажда мести никогда не будет утолена. Ну тогда это очень круто и можно его с этим поздравить, я за игру почти ничего не почувствовал, если он добивался именно этого - то он молодец. Вообще эта вся тема с местью идет на протяжении всей игры, но об этом в конце. 

Теперь по поводу "почти ничего не почувствовал". Эпизоды Элли и Джоэла все еще работают, они сделаны с такой душой и любовью, что поражаешься, а разве нельзя было так, а не иначе. Эпизод с парком динозавров и летательным аппаратом самый запоминающийся для меня. А тот момент, когда Джоэл отрубает топляку руку, видя, что Элли находится в критической опасности. Из таких эпизодов могла бы состоять вся игра, но нет.

Такие же эмоции я начал испытывать только, когда появились дети Серафитов. Но обо всем по порядку.

Заканчивая арку Элли с Сиэтле стоит упомянуть и Джесси. Хороший персонаж, которому дали так мало времени и нещадно слили. Но это жизнь. Одна пуля и ты труп. Только вот почему Томми выжил, тут я конечно затрудняюсь ответить.

Ну что, пора переходить к твисту уровня Дракман. Тот еще злодей кстати...

Эбби, женщина-качек и дочь хирурга из Солт-Лейк-Сити. Эпизод с зеброй крутой, но я опять словил себя на мысли, что мне вообще плевать на ее отца. Я его не знал, а то что показали - этого мало. Теперь зато у нас есть мотивация качаться и отомстить. Вот это да, вот это я понимаю.

Но то, что реально понравилось, это то как показали жизнь Волков, все объяснено и круто детализировано. То же самое могу сказать и про Серафитов и их быт. Им конечно было уделено не так много времени, но то, что показали - меня вполне устроило.

Но как бы круто не был показан и описан мир, Last of Us - сюжетная игра. Она о конкретных персонажах и их жизнях. В начале я сказал, что было ошибкой показывать смерть Джоэла так рано, потому что канва Эбби пытается всеми силами исправить эту ошибку. Доказать мне, что это все живые люди, ее друзья, как они связаны, что у них есть свои проблемы и мечты. Однако из всех персонажей выделяется только Эбби, да и Мэнни наверно. Остальные пустышки. Нужно много времени, чтобы убедить игрока ненавидеть тех героев, которых ты так любил с первой части. Да и вообще, это наверно невозможно сделать, потому что мы все понимаем, какой Джоэл был человек и, что он совершил из-за своего страха и эгоизма. Однако даже после этого мы испытываем к нему теплые чувства. Так в чем тогда смысл показывать жизнь Эбби? Для меня это до сих пор загадка. Но есть и светлые стороны в ее сюжете. Когда появляются Яра и Лев, то тут снова появляются те мурашки, что ты испытывал на эпизодах с Элли и Джоэлом. Но сценарист опять делает свое дело и спасение Яры становится в миг бессмысленным, а существование Льва как персонажа пустым. В этом промежутке опять роятся мысли по поводу логичности мести, а так ли она нужна, муки совести и спасение детей, чтобы себя оправдать.

Эпизод с фермой ничего существенно не приносит, так что наверно стоит его пропустить. Поиск Цикад приводит Эбби прямо в лапы к Гремучкам. Элли приводит туда жажда мести, поиск утешения в убийстве и это конечно здорово. Но какого хрена? Стоило ли оно того, бежать так далеко, чтобы что? Чтобы постоять в луже и поплакать? Концовка выдает нам максимального гения, так что я ее не понял. Кто понял объясните. Хотя, если это все сводится к очевидному, что месть не вернет тебе никого и не решит твоих личных проблем, то можно не объяснять. Но тратить на доказательство этой аксиомы 30 часов - это конечно сильно.

Вся игра пытается выжать максимум, но сюжет раздроблен на маленькие кусочки, у которых нитки уже прохудились и они вот-вот готовы отпасть. Моментами игра очень захватывающая, ты проникаешься атмосферой, сопереживаешь героям, но после того, как ты постараешься собрать все это воедино - ничего не получается. Ты получаешь мешанину, в которой надо искать интересное и притворятся, что вся эта искусственность является чем-то шедевральным. 

Не поймите меня неправильно, я не тот критик из Стима, который прошел всю игру и пытается ее извалять в непотребствах. Игра мне понравилась, сюжет нет. Графическая часть, геймплей (который не очень то поменялся, зато какие анимации), жестокость (которая показана так, как должна в суровом постапокалиптическом мире), музыка и режиссура - все это сделано на таком уровне, что становится жалко, что столько денег вбухано в посредственное чтиво. Лучше бы делали новый IP.

Если бы меня спросили какую оценку нужно поставить этой игре и сделать это максимально адекватно, то я бы ответил, что это твердая семерка. Это такой фанфик на тему, спин офф из параллельной реальности, но никак не продолжение первой части, которой оно, будем честны, не особо то и нужно.

Постскриптум:   Это как раз то обновление, о котором написано в самом начале. С момента прохождения игры уже прошла практически неделя. И теперь можно говорить об адекватном, все еще субъективном, но мнении. Сразу наверно стоит пояснить, что наши ожидания - это наши проблемы, и неважно чего мы хотим, потому что то, что мы получим в итоге нас скорее всего разочарует. Можно обижаться на то, как слили вашего любимого героя и говорить, что все можно было бы сделать иначе, ведь магия из первой части работает. Да, работает, и флешбэки это не раз подтверждают. Но будем честны сами перед собой, а стали бы мы точно так же переживать за героев в очередной раз, если бы мы точно знали, что Джоэл жив и у них с Элли хорошие мирные отношения. Если бы вся игра состояла только из таких моментов, то она бы стала пресным самоповтором, из-за которого бы Дракмана заклеймили, как исписавшегося сценариста.

Но сценаристы пошли на риск, дали вам мотив ненавидеть всех вокруг животной ненавистью, подняли адреналин и залили глаза кровью. Чтобы вы наверняка прочувствовали, что такое месть и с чем ее подают. Но все это сложная материя, и если у вас не было такого опыта в жизни (надеюсь не было), то очень сложно осознать всю эту напряженность и злость.

Теперь это уже не история про Элли и Джоэла, она про Элли и Эбби, где Элли все еще главный герой, а Эбби ее тень. Истории вроде бы разных людей, которые попали в одинаковые ситуации с разных сторон конфликта. Все персонажи вокруг теперь отошли на задний план и словно дополняют главных героинь. Они должны показать и раскрыть их с разных сторон. Многие думают, что игра за Эбби дана лишь для того, чтобы мы ей сопереживали, но ведь это не работает. А если это не работает, наверняка это так и задумано. До нас в игру играли другие люди, по эмоциям которых уже определяли, как же сюжет воздействует на чувства человека. По моему мнению, история Эбби дана лишь для того, чтобы зеркально сравнить то, как два человека, познавшие утрату будут выбираться из этой ямы. 

У Эбби важная роль в сюжете. Нам дают понять, что отмщение не дает человеку абсолютно ничего, никакой удовлетворенности. Только поэтому она в дальнейшем, спасает детей, чтобы оправдаться за себя саму. И последовательно находит в этом смысл двигаться дальше, потому что последние 4 года у нее была только одна цель. 

Элли же все время находится в неуравновешенном состоянии, потому что у нее точно так же одна цель - убить Эбби. И даже после того, как Эбби дала им снова жить, Элли не может успокоиться. У нее посттравматический синдром, в котором заложена постоянная идея. В отличии от Джоэла Элли мыслит эмоциями и ей нужно оказаться правой физически. Только потому что по другому она не может, она опять едет за своей вендеттой.

Вот например сравнение. Когда Эбби спасает детей, то она перестает видеть кошмары и видит живого отца в конце коридора. Так она отпускает эти мысли и двигается дальше. У Элли это получается лишь в финале, когда она лишена всего и разрушена, как человек. У нее не осталось ничего, даже памяти о Джоэле, но по крайней мере она успела его простить до его смерти. 

Очень сильный момент был в финале, когда показывают наложение отношений между Элли и Джоэлом на отношения Эбби и Лева. Эбби соглашается драться только когда Леву угрожает смертельная опасность, она готова отдать свою жизнь, лишь бы сохранить ему.

Сценаристы через  небольшой промежуток времени после релиза, сразу же разобрали некоторые моменты сюжета, чтобы полностью представить всю картину их видения. Советую прочитать.

Обсуждать и анализировать сюжет второй части можно долго, находить в нем второе дно, все подводные камни. Наверно в этом и заключается самая главная проблема - в сюжет нужно вникать. И это произойдет, если пройти игру по несколько раз. С наскока все мысли понять не получится, как и ухватиться за все детали. В остальном дополнить наверно нечего.

После обиды приходит понимание, что ты все равно ничего не изменишь и нужно принимать то, что есть. Но то, что есть это не плохо, просто оно про другое.