Мнение: Соревновательная система в Лиге Легенд и как она «заставляет тебя играть»

Большую часть своей жизни я посвятил играм и с большим удовольствием и азартом тратил сутки играя в разные игры. Абсолютно незаметно для себя я открыл и спортивный интерес. Еще до того, как игры стали популярными и турниры были везде и всюду я был одним из тех людей, которые «10 000 раз» изучали какую-то простую механику, чтобы искусно овладеть ей.

Сегодня я бы хотел поговорить конкретно о League of Legends
(Опыт есть и в других играх, но давайте начнем с нее)

До третьего сезона в Лиге была рейтинговая система ELO - по моему скромному мнению «лучшая» система в играх. Первый и второй сезон в лиге проходили очень хорошо, игры шли долго и качественно, % «coinflip’а» был очень маленьким и в основном на развитие игры действительно влиял персональный навык игрока. Вместе с этим игра всегда оставляла шанс на «камбек» и возможность проигравшей стороне как минимум давать отпор врагу.

В третьем сезоне в Лигу пришла новая система на замену старой – Система лиг. В игре были «именные» звания по типу медалей. В целом данная система быстро влилась в жизнь игроков и про ELO многие быстро забыли и даже не вспоминали (кроме меня)

Новая Ранговая система

Примерно с пятого сезона Лига легенд завоевала колоссальную популярность в мире, пришло огромное количество новых игроков, которые конечно же рано или поздно вступали и в рейтинговые бои на ущелье призывателей.

С момента, когда лига стала популярнее и в рейтинговый режим шли все кому не лень, вполне естественно, что большое количество игроков не научится сразу играть хорошо, да и если верить статистике в 97.475% случаев – новый игрок по навыкам игры всегда «ниже среднего»

Я заметил такую закономерность – каждый раз, когда игра, в которой есть соревновательный режим становится популярнее – этот режим постепенно начинает терять свою ценность.

В этом месте я бы хотел провести аналогию, представьте себе вы профессиональный спортсмен. Вы «соревнуетесь» всегда и каждый день с другими такими же людьми, как и вы, в этом моменте организация, которая занимается продвижением вашего вида спорта начинает пускать всех, кого не лень на «ринг» будь то любитель или новичок – вы тратите на них свое время, силы и нервы так или иначе. И в конце концов вам приходится биться чаще и качество ваших поединков в общей картине конечно же падает.

Boost индустрия процветала как в принципе и всегда все «покупные услуги» в абсолютно разных играх. Кто-то это делал из-за самой простейшей человеческой лени, кому-то не хватало навыков и выдержки. Так или иначе соревновательный режим уже начал постепенно «гнить». Ни для кого не было секретом что даже некоторые про игроки (например) занимались «Эло Бустом» что бы заиметь «легкие»  деньги.

Даже большинство западно-европейских буст контор открыто хвастаются на своем сайте - их бустеры это полу-профессиональные игроки и игроки с самых высоких дивизионов.

Вместе с тем, на высоком уровне не нужно было играть так часто появился и новый феномен – «Лоу эло фан». Так обычно делали некоторые игроки с уровнем скилла выше среднего – высокого, они брали аккаунт игрока низкого уровня и шли играть соревновательные игры на нем. Вполне очевидно, что они делали на нем что хотят абсолютно безнаказанно. Riot Games ни раз говорила о том, что это запрещено и вообще-то за это банят и будут банить. Но конечно же система не идеальна и на моей памяти за 10 лет я знаю лишь один такой бан.

Приходит новый сезон и вместе с ним новые изменения. По мнению создателей Лиги Легенд изменения всегда хорошо – частично соглашусь с этим заявлением, но хочу вновь провести свою любимую аналогию

Давайте возьмем на пример футбол. Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы в футболе можно было носить мяч в руке? В Сезоне Х в футболе можно носить мяч в руках, в Y это запрещено. А в сезоне Z вообще можно было бить мяч только правой ногой

В лиге легенд всегда происходили немного похожие изменения. Общий концепт игры всегда был одинаковым, но мелкие правки в геймплее были практически каждый сезон. В одном сезоне Дракон давал деньги в другом бафф. В другом сезоне или патче доминировали одни чемпионы – затем другие. Очень быстро Лига начала поощрять «Мету» и ключевым фактором хорошего игрока была его адаптивность к изменениям и как быстро он мог «оседлать» их в свою пользу.

Быть гибким и адаптивным очень важные навыки, но лично мне стал не по вкусу такой геймплей. Он быстро надоедает и «вечное» случайное колесо изменений игры не есть интересная механика и разнообразный геймплей.

Где-то с 6 сезона или 7 на «высоких» рейтингах появилось «стальное» правило 10 дней – 10 игр. Имея ранг, «Мастер» или выше ты был обязан за 10 дней сыграть 10 игр иначе твой рейтинг начнет постепенно падать пока ты не упадешь в ниже «Мастера». Вместе с тем Riot Games совершили грубейшую ошибку удалив командную очередь 5х5 и Соло/Дуо заменив ее гибкой очередью. (Очередь, в которую могут играть 1,2,3 и 5 игроков)

Это действие сильно ухудшило рейтинговые игры в лиге легенд, подбор игроков каким-то образом стал намного хуже, зачастую ты встречал на высоком рейтинге человека, который вообще был со «дна» и даже не понимал, что ему делать против игрока высокого уровня и откровенно проигрывал игру без шанса. Либо через игру были полноценные команды, которые просто фармили рейтинг. Целый сезон гибкая очередь «душила» игроков лиги, в середине сезона Рито запретили играть на высоком уровне «вместе» только соло, а с завершением сезона наконец-то сделали Гибкую очередь отдельной и вернули классическую Соло/Дуо чему конечно же не могли не обрадоваться игроки.

К сожалению, ранговые уже видоизменились. Кто-то на удаче сидел в топ тир дивизионах кто-то, наоборот, из-за фундаментальных изменений пострадал и просто бросил лигу.

Прим. Алмаз 5 или Платина 5

С пятых дивизионов невозможно практически упасть, ибо система устроена очень интересно - если ты выигрываешь хотя бы 2-3 игры из 10, то тебе нужно будет проиграть не менее 15 игр подряд что бы оказаться в зоне риска и упасть дальше. Многие просто играли 1 игру в месяц и не падали, при этом уровень игры их оставался конечно же низким.

Решить проблему пятых дивизионов им так и не удалось, и они просто сократили кол-во дивизионов до 4 в каждой лиге (кроме Мастера и Претендента, там их изначально не было) и добавили 2 новые лиги.

Первая – расширили «дно» добавив ниже «бронзы» железо.
Вторая – добавили прослойку между Мастером и ПретендентомГрандмастер. «Де юре» кол-во дивизионов уменьшилось, но «Де факто» это никак не изменило ситуацию в лучшую сторону.

Ranked System in 2019

Теперь вернемся к высокому рейтингу, заставив игроков «форсить» игры, что с одной стороны логично – но с другой зачем? Почему бы не дать людям играть не так много, но более качественно? Лично мне такое изменение не по вкусу. Просто давайте посчитаем. Каждый сезон в среднем длится 9-10 месяцев. С начала сезона я хочу играть и допустим взять себе хотя бы Мастер, по пути в мастер я гарантированно сыграю до 100 игр и потрачу много сил и нервов. Будучи в нем на второй месяц (если спокойно и не спеша) Мне придется наигрывать огромное кол-во игр, а до конца сезона осталось в лучшем случае 8 месяцев или 240 дней. Это еще как минимум 240 игр каждый божий день. Это мы даже не учитываем проблему подбора игроков на высоком ранге, невероятные долгие очереди и так далее.

Voyboy ждет очередь более 3-х часов в Voyboy ждет очередь более 3-х часов

Я все понимаю, киберспорт все дела, но откровенно заставлять играть в игру – не лучший выбор.

К тому же с третьего сезона «Рито» ведут политику «ускорения игры». Добавили много «механик» которые заставляют идти игру быстрее и решить кто победит уже до 20 минуты. Если раньше игра в среднем занимала 40-45 минут, то сейчас исход игры чаще всего ясен уже на 15 минуте.

Теперь мы плавно перешли к главной проблеме. Если раньше сыграть 200 игр было очень большим значением (Каждая игра до часу и 200 игр = 200 часов), то сейчас одна игра может занимать и 15 минут. До того, как у одной части команды появляется возможность влиять на игру – остальная может уже натворить дел так сильно, что выиграть будет невозможно от слова совсем.

Даже на высоком рейтинге все чаще мы встречаем игроков с более 1000 игр и процентом побед менее 55. Я уже молчу о более низком уровне, где бедные люди играют столько же игр, а то и больше и сидят в каком-то серебре или золоте.

На протяжении последних сезонов Риоты ни раз пытались и исправлять ситуации, благодаря одним из исправлений им даже пришлось полностью «обнулять» все верхние строчки рейтинга

Сменяя систему начисления очков в дивизионах и сломав ее – в ранкеде люди начали поднимать свой рейтинг имея отрицательный % побед. Менее 40% и ты мог уже быть в Мастере или даже Грандмастере, а то и Претенденте!

Представляете эту картину? Проигравший шахматист продолжает играть с другими Грандмастерами и получает лавры, награды и славу просто плохо играя. Полный абсурд. Конечно, это исправили, но осадок остался.

Ближе к сути

Благодаря ускорению темпа игры, деградации ранговой лестницы люди начали относится к игре более проще. Ошибся пару раз – все игра закончена. Какой смысл пытаться ее выиграть? Ведь заведомо шансов уже меньше! Давай просто сдадимся и пойдем играть следующую? Это будет быстрее, чем пытаться выиграть уже практически проигранную игру.

По моему личному мнению, раз многие игры позиционируют себя как действительно спорт и некий % людей действительно ведут спортивную жизнь в играх то в тот момент когда игру официально признают киберспортивной дисциплиной в нее необходимо вводить какую-то простейшую систему аттестации и более суровые наказания за несоблюдения правил именно в соревновательных матчах во избежание серьезных проблем и деградации всей «лестницы» . Почему, когда в реальном спорте Игрок делает что-то неприемлемое он получает порицание и наказание практически сразу? В реальном и виртуальном спорте не смотря на огромную разницу есть точно одна общая вещь – собрались люди, которые тратят свое время и силы. Нельзя это обесценивать.

Лично я, с грустью замечаю, как люди легко сдаются. Будь то игра или жизнь всегда проще опустить руки и ничего не делать.

Больше статей на Shazoo
Тэги: