Колонка: Почитайте про экстремальную самоизоляцию в рассказе Айзека Азимова "Обнаженное солнце"
После недель неопределенности попыток сделать вид, что все под контролем, и банального игнорирования советов медиков, в странах по всему миру введен режим карантина и самоизоляции. Никто из нас не хочет сидеть взаперти днями и неделями, ожидая, когда же ситуация придет в норму. Кто-то теряет работу, другие лишились привычной компании для общения, третьи в стрессе от того, что дом превратился в офис, качалку и школу/университет. В таких условиях некоторым может быть крайне сложно переносить ограничения по передвижению, и поэтому я хочу посоветовать вам один рассказ.
Когда на Западе только начали вводить самоизоляцию, я вспомнил историю Айзека Азимова, которую читал около 15 лет назад.
Роман называется "Обнаженное солнце", он вышел в далеком 1957 году, отражая мир, где концепция самоизоляции дошла до экстремального уровня. Действие развивается на планете Солярия, куда прибывает детектив Элайдж Бейли для расследования очередного загадочного убийства в своей карьере.
Углубляться в описание сюжета нет смысла — всю книгу можно осилить за один день. О чем можно поговорить, так о социальной ситуации, сложившейся на Солярии.
Книга, как и многие работы Азимова, значительно обошла свое время, а сегодняшние методы борьбы со скукой в условиях изоляции уж очень напоминают жутковатые традиции, сложившиеся на Солярии. Дело в том, что на планете живет всего 20 тысяч человек, тогда как соотношение роботов к людям составляет 10 тысяч к одному. Но самое странное — что все эти 20 тысяч человек не живут в городе или деревнях.
С юного возраста детей на Солярии учат избегать личного контакта. В результате люди на планете живут в огромных особняках — либо наедине с собой, либо с супругами. Такое обитание привело к восприятию персональных контактов, как чего-то заурядного — все коммуникации осуществлялись при помощи голографии.
Еще несколько месяцев назад подобная история могла казаться просто любопытной историей, которая лежала в основании будущих работ Азимова. Однако усугубление ситуации с коронавирусом наглядно показало, что даже спустя 100 лет человечество с трудом противостоит эпидемии. Безусловно, количество жертв несопоставимо с испанкой, но эффект COVID-19 мы будем ощущать еще месяцами и годами.
Первая глобальная пандемия 21 века продемонстрировала множество ошибок в системах, которые мы привыкли не замечать. Не стоит полагать, что через несколько месяцев появится вакцина, и жизнь вернется в прежнее русло. Нынешний кризис бросил человечеству вызов, который заставит нас пересмотреть отношение по множеству вопросов.
Коронавирус — это наш шанс взглянуть на людей, которым мы доверяем свои жизни. Что делают эксперты в области медицины? Что делают стражи порядка? Какие действия предпринимают лидеры, пришедшие править в спокойное время, настаивающие на стабильности? Ведь в реальности кризисные моменты происходят чуть ли не каждую неделю. Обычно они локализованы, но то, как лидеры ведут борьбу с вирусом, отражает их отношение к любой ситуации, требующей экстренного вмешательства. Что будет, если появится реальная угроза падения метеорита, способного уничтожить человечество? Что будет, если завтра возникнет искусственный интеллект и попробует взять мир под свой контроль? Готовы ли мы дать шанс тем, кто подводит нас сегодня своими полумерами?
Роман "Обнаженное солнце" кажется особенно злободневным сегодня, когда супер-богачи и бэби-бумеры наслаждаются роскошью в своих особняках, поместьях, пентхаусах и островах. История служит предупреждением о том, к чему может прийти человечество, расслабившееся в комфортных условиях нашей одинокой планеты на задворках галактики. Останемся ли мы в изоляции, игнорируя бесконечные просторы космоса ради приземленных утех? Или мы найдем в себе силы найти общий язык, чтобы выйти за пределы уютной зоны комфорта?
Читайте роман "Обнаженное солнце" по этой ссылке.
Иллюстрации в тексте: Justinas Vitkus
- Сапковский завершил работу над следующей книгой в серии "Ведьмак" — она заняла два года
- Писатель-фантаст выпустил бесплатный архив легендарного текстового редактора WordStar — его до сих пор испльзует Джордж Р. Р. Мартин
- Кто-то потратил 21 тысячу долларов для манипуляции голосами на книжной премии "Хьюго"