Блог: Статистика концовок серии Metro, или как менялась система морали в играх 4A

Блог: Статистика концовок серии Metro, или как менялась система морали в играх 4A

С релиза Metro Exodus прошло пять дней. Приличная часть игроков уже успела завершить игру, ощущения от игры у всех очень разные, и я согласен с мнением TheDRZJ, который высказался, что к этой игре будет неоднозначное отношение, и что с этим нужно смириться. От полных "унылый проходняк с багами" до 10/10, GOTY.

Но сегодня не об этом. После прохождения игры я заглянул в Steam (да, мне посчастливилось еще осенью оформить предзаказ Gold-версии игры) в раздел статистики достижений всех игроков и обнаружил весьма любопытные вещи.

Дисклеймер: далее будет идти обсуждение игровых достижений, что в свою очередь является спойлерами (хоть и большинство из них "открытые" с описанием и вы сразу можете увидеть их, даже не заходя в игру). Поэтому убедительная просьба не читать текст тем, кто не хочет испортить себе впечатление от игры.

А увидел я следующую вещь: (цифры с каждым днем немного меняются, но суть уже одна и та же, все в статье цифры актуальны на 20:00 20.02.2019)

21.8% из всех игроков прошли игру на хорошую концовку, и всего лишь 7.1% на плохую. Хорошо, что я в это время не пил чай, потому что бы точно подавился. И после этого я очень сильно удивился. Ниже объясню, почему. И почему эти цифры "дикие" для игры серии Metro.

Небольшое лирическое отступление: моей первой игрой в Steam стала оригинальная Metro 2033, которая меня и познакомила с этим чудо-сервисом в конце весны 2010 года. Правда, игру я смог скачать только в мае 2012, когда наконец-то появился относительно скоростной безлимитный интернет. Естественно, я прошел игру на плохую концовку (вопросов у меня не возникло, кроме немного "вероломной" музыки во время титров, ибо это же канон). Тогда я даже не подозревал, что в игре есть вторая, хорошая концовка. Узнал я об этом случайно спустя много месяцев.

Соотношение статитики получения плохих/хороших концовок, мягко говоря, удручает.

Metro 2033:

22% игроков закончили игру с плохой концовкой, и лишь 4% с хорошей.

Информации об оставшихся 74% нет ввиду каких-то причин. Вся элементарная работа с процентами и статистикой в данной статье будет примерной, ибо часть игроков специально получали по 2 ачивки, которые требует 2 и более прохождений игры (и они выпадают из данных обсуждений, хоть их численность невысока), часть игроков играли в офлайне и их статистика не записалась, кто-то просто не дошел до конца игры, и так далее. Поэтому все расчеты будут с погрешностями, однако общая картина у нас, безусловно, выстроится.

Metro 2033 Redux

32,4% игроков получили плохую концовку, 7.5% — хорошую. Ситуация чуть-чуть поменялась. Скорее всего, из-за того, что на момент выхода обновленного издания информации о "хорошей" концовке было достаточно, как и всяких гайдов для её получения.

Итого:

  • Оригинальная игра. 15.4% получили хорошую концовку, 84.6% - плохую.
  • Redux-версия. 18.8% против 81.2%.

Конечно, не забываем про "оговорки", что есть люди с обеими ачивквми, и они будут ломать статистику, с этим уж ничего не поделаешь.

С чем связана такая удручающая статистика? Наверное, с тем, что игра ни разу не поощряет к прохождению в стелсе, да и стелс там для наших дней весьма "деревянный". Дополнительные активности вроде "дай патрон нищему, ребенку", откажись от награждения за спасения сына командира( когда тебя просят(!) принять награду) со стороны игры никак не поощряются и никаких намеков на "необходимость" таких действий нет. Вдобавок, отдавать нищим тяжело заработанные и нужные патроны на высоких уровнях и вовсе выглядит расточительством, не говоря уже об отказе от пары десятков патронов за благое дело.

Вторая причина заключается в том, что плохая концовка каноничная — в книге разбомбили логово? Разбомбили, значит все нормально.

В итоге получаем такие неутешительные цифры для обеих версий, которые мало отличаются в глобальном плане. Но то дела почти 9 летней давности.

В 2013 году вышла Metro Last Light. Ее я снова прошел на плохую концовку, что меня сильно огорчает. Затем было принято морально-волевое решение перепройти все главы, в которых я устраивал бойню или не совершал необходимые добрые поступки. На это у меня ушло много времени, но я снова получил плохую концовку — потому что надо было начинать новую игру, а не заново проходить главы в старой.

Поэтому пришлось перепроходить игру в третий раз, что немного превратило меня в параноика — было страшно снова получить плохую концовку. К счастью, обошлось.

А теперь вернемся к нашей статистике и посмотрим, много ли было игроков, подобных мне, получивших вместо того Последнего Света, Луча надежды, эпичный подрыв Д-6 вместе с остатками Спарты и главного героя.

Metro Last Light:

42,2% игроков получают плохую концовку, а хорошую всего лишь 6.8%. От учитываемых игроков — 86% с плохой против 14% с хорошей. Внезапно, здесь еще хуже чем в первой части, несмотря на изменение ситуации со стелсом.

Metro Last Light Redux

35.7% игроков с плохой против 10.5%.

Почти 77.1% с взрывом комплекса и целых 22.9% с рукой помощи от Черных. Впервые ситуация в корне меняется.

It will blind you and force you back

Как мы видим, с оригинальной Last Light ситуация удручающая и даже немного хуже оригинального Metro 2033. Однако в Last Light уже есть какая-никая система стелса, появляются важные выборы, связанные с убийством или пощадой второстепенных персонажей-предателей, возможность спасти мирных жителей от мародеров и неминуемой гибели. В общем, те действия, которых в Метро 2033 либо вообще не было, либо было крайне мало. Не говоря о том, что есть всякие неочевидные положительные поступки вроде сохранения жизни раненой Медведицы в саду от хищников, не убийство "мирных" мутантов и тому подобное.

Возможно, игроки по опыту Metro 2033 шли напролом, оставляя за собой горы трупов, не думали о последствиях некоторых действий или не обращали на что-то внимания. Хотя лично мне было тогда интереснее как раз-таки идти напролом, а не прятаться в тени и шкериться по углам.

Спустя год после релиза оригинальной игры в Redux-версии "Последнего Света" ситуация впервые меняется в лучшую сторону и весьма серьезно — вот он, луч надежды! Игроки поняли, что игру можно проходить скрытно, иногда стоит все-таки проявлять милосердие, не позволяя жажде мести затмить разум.

И вот, спустя 6 лет выходит заключительная часть трилогии. Я по старой памяти о моей паранойи с получением каноничного финала Last Light понимаю, что надо сразу начинать со стелса.

И вот она статистика Steam.

Metro Exodus

21.8% от числа всех игроков получили хорошую концовку и всего лишь 7.1% получили трагичный финал.

С момента релиза прошла неделя, за это время, конечно, игру можно было пройти дважды при большом желании, однако статистика в данный момент наименее подпорчена, потому что игроки закончили первое прохождение, и до второго явно руки не дотянулись (у меня вышло около 30 часов, что впечатляет — Metro 2033 и Last Light проходились за 10-11 часов каждая при неспешном прохождении)

Получаем почти 76.6% игроков получили хорошую концовку, и всего лишь 23.4% плохую. Бурные аплодисменты, овации, я давлюсь баранкой. Собственно, это меня и побудило написать эту заметку — абсолютно противоположная ситуация.

Причины этого просты:

  1. Систему стелса довели до ума, играть в ней стало не менее интересно, чем стрелять, а на высоких уровнях сложности стелс и вовсе обязателен. Наверное, этот момент портит немного тормозящий ИИ (или наоборот слишком зоркий), но это "болячка" всех игр серии.

  2. Сама игра меньше предрасполагает к убийствам — заставляя игрока все же задумываться так или иначе, стоит ли проливать кровь лишний раз. Вдобавок, весьма важная вещь — напарники с Авроры всегда просят главного героя, чтобы все обходилось как можно меньшими жертвами, без крови и, по возможности, без лишнего шума, нередко аргументируя это чем-либо (и аргументы их логичны).

  3. Присутствие четких индикаторов, как и в Last Light — спасение рабов, возвращение фотографии, выполнение мелких просьб вроде нахождения мишки с гитарой и прочее.

Предлагаю еще немного покопаться и посмотреть, насколько подход игроков(или все же доработанная система 4A?) изменился в Metro Exodus.

Сейчас я вас еще раз отправлю к моему примечанию в начале статьи про погрешности, про то, что иногда одни игроки могут получать по несколько ачивок, а другие получать одну, недополучать вторую (которая должна вытекать из первой, редко — наоборот) и так далее.

Разберем главные (спойлерные) факторы, влияющие на концовку — сохранение экипажа.

60.9% от общего числа игроков в Steam прошли уровень "Волга", а 42.8% смогли сохранить жизнь Князю, впечатляюще. Гитару с мишкой и вовсе нашли 59.6% игроков, что подталкивает на мысль о том, что изменившейся подход игроков вместе с доработанной системой дают действительно справедливый результат.

Уровень "Тайга" завершили 32.1%, а Алеша остался без ранений у 29.2% игроков. Поразительный результат. А вот с Дамиром, ситуация почему-то совсем иная (я насторожился еще, когда пробегался по центру сообщества Steam, где было много вопросов о том, как его сохранить). Лично у меня он остался, хотя я действовал ровно так же, как и на "Волге" — максимально миролюбиво.

40.7% завершили "Каспий", однако Дамир остался только с 19.3% игроков.

Честно говоря, у меня нет ответа на вопрос, с чем это связано, думаю, некоторые умельцы уже смогли составить список того, что нужно обязательно сделать, чтобы он остался с экипажем, или составят в ближайшем времени.

И на десерт: 11% игроков смогли сохранить полный экипаж, что, я думаю, автоматически ведет к хорошей концовке (обе ачивки, к слову, выдаются одновременно), ибо в этом случае подразумевается скрытное прохождения почти всей игры.

И даже эту непростую ачивку получило значительно большее количество людей, нежели концовку с плохим финалом (7.1%)

Подводя итог, можно сказать, что 4A смогли довести систему до ума, но что, еще более приятное — большинство игроков играют вдумчиво, хоть и тратят на это больше усилий, чем на "вижу цель — не вижу препятствий" и раш-стрельбу, и получили справедливый финал для истории Артема, в отличие от большинства стримеров-блогеров на разных платформах, которые перли бездумно напролом, не пытаясь ни во что вникнуть.

35 Комментариев

  • С стримерами и блогерами жиза. Многим просто плевать на сюжет и атмосферу, мочат всех подряд

    9
  • Прошел всю игру за 35 часов, сложность NORMAL, первый эпизод проходил без гайдов, и Князь к сожалению умер, но потратил я на 1 эпизод ПЯТНАДЦАТЬ ЧАСОВ, с 8 утра как открыли доступ к игре !!! Это было дико круто, я рассматривал чуть ли не каждый кусок, каждую стенку в доме, все читал и слушал по несколько раз, на столько меня впечатлила атмосфера, это улет а не игра, для меня лично это 10/10 GOTY, в последующих эпизодах всем сохранил жизнь, единственное, я так понял что в 3 эпизоде, когда мы теряем всю экипировку и потом постепенно находим все бегая с одним арбалетом, прибор night vision так нам и не попадается ? или же я его проворонил где то ?
    В общем игра великолепна, музыка прекрасна, атмосфера просто бомба !!! Спасибо 4А за такой шедевр, спасибо огромное !!!

    4
  • @Richard1963, Лол, а может люди играют как хотят ? За игру которую купили, не ? Давай я прийду к тебе домой и буду учить тебя как правильно суп варить.....(можешь поминусить факта не изменит)

    4
  • Аудитория росла вместе с игрой, вдумчивость и взвешенность решений стала проявляться чаще, вот и результат.

    2
  • Прошел с первого раза на хорошую концовку! Сохранил весь экипаж.
    На самом деле пройти Исход довольно легко на хорошую концовку, т.к твои союзники зачастую сообщают мол вот сейчас лучше не стоит убивать врагов, они ничего плохого нам не сделали, все это сильно упрощает процесс прохождения.

    1
  • @archtone, Эм нет, просто в предыдущих частях условия для выполнения хорошей концовки были идиотскими (например, нужно было играть на музыкальных инструментах), вот и весь секрет.

    2
  • @archtone, кстати, да. Возвраст - важный показатель

    0
  • @Q4ard, не спорю, что систему допилили, но основное условие получение хорошей концовки заключается в ином, и как заметил автор разброс в долях огромный.

    0
  • А в то время её уже взломали. Быстро однако. (Сорян, темой ошибся).

    1
  • @speedrunstrats, Нигде не написал что это плохо. Констатация факта да и только

    0
  • Спасибо за блог. Было интересно.

    1) Систему стелса довели до ума

    Она на том же уровне, что и в Last Light. С тем лишь отличием, что стало более понятно, когда тебя враг видит, а когда нет - появляется серая зона на экране. ИИ всё такой же слепой (играл я на нормальном уровне сложности).

    2) Сама игра меньше предрасполагает к убийствам — заставляя игрока все же задумываться так или иначе, стоит ли проливать кровь лишний раз.

    Не то, чтобы она заставляет игрока задуматься, скорее игра тебе в лоб говорит, когда нужно притормозить и не жать на спусковой крючок до упора. То Аня попросит по-тихому разобраться, то Дамир попросит рабов не трогать, в таком духе. При этом, вне сюжетных миссий - убивай сколько хочешь. Собственно, с бандосами я так и поступал. Не самая тонкая работа геймдизайнеров.

    Кстати, у меня Дамир остался с Гюль. Не могу понять, с чем это связано. На протяжении всей игры я вёл себя по-джедайски на всех сюжетных миссиях, а вне сюжета, мирных жителей не убивал, а освобождал. Только один раз, за всю игру, я добровольно не помог NPC - на уровне Каспийской пустыни, в башне Барона, не защитил девушку от избиения, но только потому, что тогда бы началась пальба, а жертвовать сюжетными кат-сценами не хотелось. Но вряд ли этот эпизод мог повлиять на Дамира.

    У кого Дамир остался на Авроре, расскажите, что это вообще даёт сюжету?

    1
  • @Flame225, У меня Дамир остался, без всяких напрягов добился этого. Что даёт:
    Даёт тоже самое, что и выживание остальных персонажей - кровь Артему в конце игры

    0
  • Ооооо, да я похвастаться могу, что за первое прохождение без гайдов, получил ачивку "Полный состав" =). Не зря диалоги слушал. Ну раз тут про спойлеры, то СПОЙЛЕРЫ

    На Волге не убивал сектантов (Разве что в ангаре вагона, убил таки всех). На Каспии перевалил всех работорговцев, убив. С Тайгой было посложней, решил никого не убивать, но пиратов наверно можно было (вот тут не знаю). Ещё на Каспии Аня просит освободить работорговцев на лодке. По сути да, слушаешь диалоги, моральный выбор таки понятен. Потом сайдквесты вроде все выполнил. Не спас кое каких заложников правда (один на Волге, второй в Тайге вроде).
    На Каспии кстати был прикольный случай, когда мужик избивал женщину, но до Барона я дошёл, посмотрел ролик с ним и вернулся к сохранке с женщиной. Вальнул мужчину, который бил женщину *поднялся кипишь на базе Барона) и я таки добрался до него с боем. При этом концовка с ним одна и та же. Вальнул всех людоедов и т.п.
    В итоге получил и лучшую концовку и полный состав.

    Кстати с предыдущими частями Метро, по поводу концовок, тоже не возникло проблем. Отыгрывал стелс, слушал диалоги.

    0
  • @Edvard, с Бароном так же поступил. По поводу диалогов правда: достаточно следить за развитием сюжета и за тем, что говорят персонажи. Как итог: ачивка "полный состав"

    0
  • @Richard1963, поздравляю, коллега =)

    0
  • @Flame225, по поводу Дамира, вот мой список того, что я сделал, можешь свериться:

    По личному опыту — я оглушил бандита, напавшего меня рядом здания с «буханкой» (положительное действие), оглушил всех бандитов, штурмующих вышку Гюль, на что получил еще одну белую вспышку, вернул фотографию её семьи, а флягу отдал маленькой Насте с Авроры, освободил 2 баржи с рабами, выпустив одних и оглушив всю охрану у других(хотя они и почему-то остались на своих местах), прошел без убийств момент с угоном воды для Авроры, никого не убивал в подземелье, когда добирался до обители Барона, и по пути к Барону быстренько оглушил бандита, который начал избивать раба в темной каморке. На этом всё, Дамир остался. Убийств было не более 10 за все время в локации - бандиты на кране, о которых сообщила Анна. С остальными бойцами все было попроще. По сюжету - можно будет немного позже с ним поболтать, и в конце он помогает кровь переливать.

    0
  • Ну, я с первого раза получал хорошую концовку во всех частях играя на максимальных сложностях (кроме казуса с Исходом, но уже начал заново на РХ).
    Вообще не убивал людей, выслушивая все диалоги врагов и так в каждой части.

    0
  • @Clean_Sky, по сути там можно валить всех работорговцев, убивая. Вот на вышке с Гюль, не помню, убил ли я кого, но в пещере пришлось пострелять). Где освобождаешь рабов, тоже поубивал всех работорговцев.
    @VirgoFox, кстати обратил внимание на концовку? До меня сразу дошла гениальная идея разрабов. Т.е. если от тебя уходят люди, то Артёму не хватит на переливание крови наверно =)

    0
  • И никто не отметил что у Артемки появились ноги)
    @Edvard, так и есть.
    @Gottex, ПНВ в Тайге у Надюши
    @Clean_Sky, есть такая проблема как жанроопределение - для многих людей Метро это шутан и они начисто игнорируют наличие стелс элементов.

    1
  • @Richard1963, @Edvard, @Clean_Sky, спасибо. Значит, ничего важного не потерял.

    0
  • Ох уж эти "хорошие" и "плохие" концовки. Если я прошел игру так как мне хотелось и концовка в ней не отдает нелогичностью и бредом то для меня она хорошая при любых раскладах.

    2
  • Как вы 30 часов гейплея находите!?
    КАК!?
    Я прошел абсолютно не спеша и вышло меньше 10 часов
    АЛО
    СРОЧНО НУЖНЫ ДЛС
    Иначе очень обидно ведь 5500 отдал...

    0
  • @Gagarinyasha, можно стоят и слушать их диалоги , играть на высокой сложности, изучать каждый метр земли вот тебе и будет 30 часов

    1
  • @Gottex, проворонил. Лежит в подвале перед тем как встретишь трех пиратов, которые с тобой "поиграют" если зайдешь на их территорию

    1
  • @Gagarinyasha, в смысле как? Не спеша как раз, собирая предметы. делая скрины, выполняя побочки. изучая карту, слушая диалоги.
    А ты там бежал что ли по игре?

    0
  • @VirgoFox, а скрины зачем?)

    0
  • @GamerBoy, на обои) Я все не дочитаю "Как перестать сохранять картинки и начать жить")

    0
  • @VirgoFox, а что, на соньке можно свои обои ставить?

    0
  • @GamerBoy, ага

    0
  • @Gagarinyasha, не представляю, как пройти эту игру за 10 часов, разве что бежать по сюжету и ни на что не обращать внимания. Если заглядывать во все развалины, искать дневники, зачищать логова монстров - в общем исследовать уровни, а не пробегать их, то там и 40 часов может выйти. А учитывая, с какой любовью сделаны локации, не обращать на них внимания это как минимум странно)

    1
  • @SiegMurr, @VirgoFox, @Tiberium, Ребят, так я так и делал, вот поэтому в конченной прострации сейчас нахожусь!)
    Самое главное, насчет разговоров, слушал разговоры до тех пор пока не начали они повторяться это раз
    Выполнил все побочки и все втроем у меня ребят остались живы(Я про Княза, Дамира и Алешу)
    Так вот, чтобы они остались живы, нужно всю игру шкериться по углам и никого не убивать, только оглушать, соответственно это не за 5 минут пробежать локацию!
    Третье, я обследовал все локации вдоль и поперек, получил все модификации к костюму, освободил кого можно, плюс стоит заметить, я фанат серии Метро 2033, да и книги обожаю, так что в атмосферу игры я погрузился с головой, даже блин Аня у меня на коленях лежала, до тех пор пока по новой не начнет говорить все то же, радио слушал, дневники читал, заметки собирал, курил блин на край за игру минут 30, а сколько у меня кадров наикрасивейших!
    Кстати про локации, их нужно обследовать основательно, так как ресурсов очень мало, очень очень, плюс часть идет на модернизацию авроры, то тогда тебе вообще крохи остаются, это жесть, на это тоже не 5 минут ушло.
    И ДАЖЕ НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ЭТО!
    БЛЯТЬ НЕТ ТУТ 30 ЧАСОВ!
    НЕ ТУ!
    Я даже щас переигрываю заново, так как поверить не могу что она очень короткая!
    Как только начинаешь играть и сел на поезд уже наступает Весна и Волга! А это в первый час игры судари!
    Как только поговорил с сектантами нашел гитару и мишку, да для костюма, вещи,
    То едешь на Ковчег и после уже оказываешься на Каспии! Это тоже где то полтора часа!
    А оттуда уже Лето!
    Хельсинг получаешь только в конце игры!
    Стоит только начать играть, так ты должен в Новосиб уже ехать!
    А на этом все
    Я прошел за 9 часов игру АЛО!
    ОНИ ПРОЛЕТЕЛИ НЕЗАМЕТНО АЛО!

    Хочу DLC, иначе просто обидно, минус только в этом
    Сделали настолько хорошую игру настолько короткой
    У меня все...

    -2
  • @Gagarinyasha, орать необязательно. Ругаться как сапожник тоже нет оснований. Я видел прохождение за 10 часов, в нем человек просто ходил напрямую по галочкам\заданиям, пропустил около 75% диалогов\локаций и всегда стрелял.
    Как ты уложился в 9 и сделав больше мне не понятно, либо ты элементарно не следил за временем, либо ты считаешь что все собрал\послушал, но по факту нет. Либо сложность детская и как последний вариант - просто врешь.
    И момент с Анной и ее рассказом - она его не повторяет. Вообще никто из персонажей свои диалоги не повторяет. Так что что-то ты темнишь.
    Как вариант постримь нам или запиши - 9 часов это не проблема за два-три дня.

    2
  • @VirgoFox, В общем, мой ответ прост, пройди сам
    Сам все и увидишь

    0
  • @Gagarinyasha, я и прошел - 32 часа - Хардкор, сейчас снова начал - 2 часа: Волга, Крест, Рейнджер Хардкор

    0
  • @Gagarinyasha, начни прохождение на ренджер хардкор и поставь секундомер чтобы время засекать и проходи каждый уголок а потом напиши сколько времени заняло

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.