Gathering Storm

Штормовое Предупреждение

Через два дня состоится релиз аддона Gathering Storm для Civilization VI. Он станет не только самым масштабным дополнением в истории серии, но и обязательным для покупки всем, кто играл, играет или планирует проводить бессонные ночи за махинациями.

Обычно я не пишу полноценные обзоры на дополнения, однако данный случай исключение. Причина столь категоричного отношения к Gathering Storm заключается в том, аддон не просто олицетворяет все, что я люблю в Civilization, но и отмечает начало совершенно новой эпохи для Цивилизации. Шторм поистине надвигается, и мир после него не будет таким, как прежде — в буквальном и переносном смысле.

Мастер пост Civilization VI: Gathering Storm — подробности и впечатления
Через две недели состоится релиз мега-дополнения Civilizatio... Далее

Две недели назад в "кратком" превью я познакомил вас со всеми ключевыми особенностями Gathering Storm. Дополнение получит горсть новых научных и культурных исследований, систему природных явлений (от вулканов до потопов и бурь), систему изменений климата под действием человека, мировой Конгресс и полностью переделанную механику стратегических ресурсов. Кроме того в комплект входят новые юниты, улучшения, районы, "зеленая" энергия и горсть цивилизаций — а также одна невероятно очаровательная правительница, способная управлять сразу двумя народами. Все это стало новыми слоями на восхитительном пироге, название которому Civilization 6.

Я не буду говорить, что у нынешней части культовой 4X-серии нет недостатков — жалоб на ИИ предостаточно, и в какой-то мере он действительно уступает прошлой игре. Впрочем, регулярные обновления и Gathering Storm исправили ситуацию в нужную сторону. У меня была возможность задать разработчикам несколько вопросов относительно дополнения и, по их словам, аддон потребовал обучения ИИ корректному использованию новых систем. В частности, это касается голосования в Конгрессе, реакции на экстренные ситуации и новых условий побед.

Firaxis рассказала, что в целом дипломатическое поведение обновилось, так что цивилизации получили третьи, скрытые цели, заработала система обид, а торговля получила новые нюансы. Египет развивает культуру и пытается победить туризмом, по другую сторону континента Османская империя ведет шпионские игры, на регулярной основе похищая у меня золото. На соседнем острове Венгры не могут поделить город-государство с Мали и время от времени приходят ко мне с просьбами продать ресурсы или помочь в совместной войне. ИИ определенно поумнел, однако насколько — еще предстоит выяснить, проведя больше времени и попробовав все варианты побед.

Civilization VI, также как и прошлые игры серии, это многоуровневое наслаждение. Сперва ты начинаешь снимать слой нежных сливок, занимаясь исследованием местности, размещая первые улучшения и города. Постепенно переходишь к верхнему бисквиту, пропитанному конкуренцией за материалы, развитием инфраструктуры и первыми боевыми действиями. Иногда попадаются сладкие кусочки побед, вкрапления чудес света и аромат надвигающегося экстаза. При более глубоком погружении открывается сочный, пропитанный мириадой вкусов эндгейм, насыщающий тебя будто классический нью-йоркский чизкейк. Каждый ход настолько насыщен активностью, требует столько внимания, планирования и осторожности, что время от времени нужно остановиться, отдышаться и ощутить весь вкус происходящего.

А теперь представьте, что этот питательный и сытный геймплей Civilization VI получил апгрейд. Gathering Storm похож на букет вкусов, подчеркивающий все сильные стороны оригинальной игры, в то же время позволяющий фантазировать о том, какое чудное блюдо ждет меня под номером VII. К сожалению, Firaxis не смогла дать прямого ответа относительно появления всех новинок в следующей игре, отметив лишь потенциальное использование похожей системы в зависимости от реакции. А дело в том, что при всем развитии каждой игры Civilization, все они оставались примерно в одних рамках и с привычными механиками. Менялся подход, разработчики экспериментировали с ресурсами, исследованием, формой клеток, механикой улучшений и прочим, но в целом все оставалось в знакомых границах. Gathering Storm добавляет то, что нам так было необходимо, даже если мы этого не подозревали — актуальность.

Подобно каналам, от наличия которых в аддоне хочется просто хлопать в ладоши и радостно верещать, новые особенности не перестают вызывать у меня умиление и даже детскую радость. Естественно, авария на АЭС и последующее разбирательство не вызывает удовольствия, но тот факт, что если за станциями не следить, это может обернуться крайне негативно, не может не радовать. Gathering Storm делает мир Civilization современным, знакомым, подчеркивает реальные проблемы и предоставляет реальные решения. Вы, господин, решили построить фабрику для повышения производства? А как насчет угольной электростанции, повышающей эффективность? Только после не надо жаловаться, что местность вокруг ваших прибрежных городов ушла под воду или по вашей цивилизации снова и снова бьют ураганы.

Gathering Storm представляет последствия решений совсем в иной форме, чем та, к которой мы привыкли. Это уже не просто потерянные во время войны города, уничтоженные юниты или потрепанная войной экономика. Будь то дипломатическая импотенция, потому что у вас не получается заработать больше "поддержки", или экологический кризис из-за недальновидности, мир Civilization VI стал своеобразным участником партии — больше никакой статичной планеты, которую можно пинать в свое удовольствие. Зато появилось несколько приятных методов по украшению если не всей планеты, то, по крайней мере, подконтрольной нам части.

Маори начинают игру на воде и должны доплыть до земли, прежде чем строить город.

Стройте железные дороги для быстрого перемещения, размещайте туннели под горами для переброски войск, возведите горнолыжные курорты, установите десятки солнечных панелей и ветряков. Если еще месяц назад последние 50-100 ходов игры были не столь насыщены приятной возней с улучшениями, то теперь эндгейм требует больше стройки, отношений с соседями и аккуратного менеджмента ресурсов. Относительно последних приведу ответ старшего дизайнера Gathering Storm Эда Бича:

Когда мы поняли, что хотим учитывать выбросы парниковых газов, то осознали, что нам необходимо подсчитывать, как много угля, нефти и урана используется для питания фабрик в империи. Мы должны были учесть точный объем этих топливных ресурсов и решили вместе с этим поменять устройство военного комплекса — учитывать ВСЕ стратегические ресурсы. Это усложняет процесс быстрого строительства мощных юнитов на ранних стадиях, что приятно влияет на продолжительность игровой сессии.

С учетом всех этих деталей осознаешь, что с Gathering Storm на высоких уровнях сложности выиграть без дипломатии будет сложно — не забывайте, что другие цивилизации могут быть источником выгоды. Заключение альянсов, дружба, совместные научные исследования, торговля и прочие аспекты в аддоне способны повлиять на успех в целом. Только не забывайте, что ваш "клан" превыше всего! Не стоит гнуть себе спину только потому, что Алиенор улыбнулась вам… а начать придется с себя.

Подводя черту скажу, что Gathering Storm стало самым важным дополнением — как для Civ 6 в частности, так и для серии в целом. Покупайте, играйте, стройте каналы, воюйте за уран, пугайте соседей боевыми роботами, устраивайте потопы, играйте в сценарии, знакомьтесь с необычными цивилизациями… побеждайте, проигрываете и самое главное:

ДЕЛАЙТЕ ЕЩЕ ОДИН ХОД!

P.S. Для тех, кто хотел бы увидеть конкретную оценку дополнения скажу: это обязательный аддон для Civ 6. А если цена кусается, подождите скидок, но аддон попробуйте.

28 Комментариев

  • Спасибо за обзор.
    Интересно. Когда на Switch доберется, нужно будет попробовать

    1
  • Вот бы на ps4 выпустили...

    0
  • забавно конечно на одном из скринов смотрится собор Василия Блаженного в городе без тундры

    0
  • @Zireael, ой, да ладно, а пирамиды в снегу или на лугах - значит окей?))

    0
  • стесняюсь спросить а про предыдущее дополнение тут так же писали? что это обязательный аддон и вообще отличная вещь?

    0
  • поробую канешн, но покупать хрен им! Хотя у меня есть вся серия в лицензии, спонсировать этих жизофреников больше нет желания. Игра пошла не туда.

    -1
  • @Usavich, не знаю что там писали но разен фол точно отличается от ванили по ощущениям. Цена конечно конская да и издатель с говнецой, но цыва 6 - хорошая игра.

    0
  • @Usavich, первый аддон хороший, но не сказал бы, что ключевой. Gathering Storm же, на мой взгляд, это своеобразное превью седьмой цивы

    1
  • Шестая часть в этом обзоре расхвалена так сильно, что я даже несколько раз проверил название - точно ли речь идёт про шестую часть?

    Civilization VI, также как и прошлые игры серии, это многоуровневое наслаждение.

    Ага, то есть убитый дизайн лидеров это и есть часть этого наслаждения? Я знаю, что они во всех частях были скорее карикатурами на свои прототипы, но именно в шестой части дизайн стал настолько гиперболизировано-отвратительным, что без слёз на это не взглянешь. Некоторые персонажи даже цвет кожи поменяли. Сами понимаете в какую сторону.
    Или может попытки быть "в тренде" и добавлять бесконечных сильных и независимых женских лидеров это и есть это самое наслаждение? Самое забавное в этой истории то, что добавляли в основном по критерию "пол: женский", а не по реальным заслугам лидеров.
    Про визуальный стиль игры я вообще молчу. Вот уж действительно, "наслаждение". Выглядит туман войны очень красиво, вся эта стилизация под старые карты, но... Всё это ровно до тех пор, пока не попытаешься разобраться: что есть ещё не открытая область, а что просто "затемнено". К сожалению, это практически невозможно - всё заливает однотонным коричневым месивом. Просто отвратительно.
    Войну и юнитов тоже превратили в "многоуровневое наслаждение". Всё выглядит каким-то... Мультяшным, неестественным, а сражения вообще перестают восприниматься хоть сколько либо серьёзно, когда замечаешь эти эффекты от ударов прямиком из корейских ммо-рпг.
    Мда, это сообщение вышло куда длиннее, чем я планировал. Прошу прощения за такое вот непопулярное мнение, но промолчать не смог. Надеюсь, что в этом дополнении они хотя бы частично вернут мне интерес к игре.

    1
  • @Mehman, Просто тот кто обозревал, прётся от этой игры, вот и вывод.

    1
  • @Mehman, феерично. Игра не про персонажей и их внешний вид, какая вам разница как они выглядят?

    3
  • @Mehman, самое важное забыл: АИ в циве 6 просто отвратителен и самый тупой за всю серию - он не пытается выиграть у игрока, он пытается его просто развлечь. Все крайне предсказуемо и почти невозможно проиграть против него.

    4
  • @Kane, для тех, кто играет с закрытыми глазами это действительно не проблема. К сожалению, я не из таких. К тому же, дизайн лидеров это только одна из вещей, которые мне не нравятся.

    2
  • Игра могла бы быть замечательной, но играть в нее нет смысла из-за ИИ. Я не знаю как можно было сделать его настолько убогим.
    Покупал на релизе с другом, после нескольких сотен часов в пятой части. По итогу - постоянные рассинхроны и загрузки при совместной игре (не знаю пофиксили это или нет), а ИИ ведет себя просто неадекватно.
    Судя по отзывам ничего не поменялось, а жаль.

    4
  • @Mehman, это вкусовщина, мне они в Civ 6 нравятся больше всех прошлых частей серии.

    @Dalek, насчет ИИ, есть такое, поэтому надо играть с модами, хотя в GS ситуация изменилась — пока не могу окончательно сказать, поумнел ли ИИ

    1
  • @Cohen, спасибо за интересный обзор дополнения.
    P.S. Занялся бы я Цивой 6 вплотную, да Total War занимает всё отведённое время на стратегии. А так игра судя по отзывам и обзорам очень интересная.

    1
  • @VictorCaesar, она на любителя. Некоторые до сих пор предпочитают Civ 5, но она мне ни визуально, ни интерфейсом не нравится после Civ 6.

    До 14 февраля Civ 6 можно бесплатно сыграть в Steam, так что успеешь еще

    3
  • Блин это не обзор. То ли эмбарго, то ли что, но это просто ппц. Cohen как всегда не видит огромнейших проблем Цивы. Да то что в аддоне это звучит интересно, скорее всего это будет реально круто... Короче наконец то выпустили ту игру, которая должна была выйти 2 года назад, спасибо за ерл эксис народу. Про дополнение пока ничего не скажу, оно действительно интересно, посмотрим что будет, и исправит ли баланс уже введенных наций.

    Cohen друже, поменьше кулинарных эпитетов в следующий раз и побольше конкретики, про тот же енд гейм практически ничего, про новую эру тоже, что даёт например тот же горный курорт (понятно что своеобразный развлекательный квартал)?

    ЗЫ А очередь то строительства ввели??)

    1
  • Какое-то упражнение в пустословии, а не обзор. Конкретики практически ноль, лишь одни восторги и странные сравнения.
    Само дополнение выглядит неплохо, но из-за отвратительнейшего ИИ в самой игре желания снова пытаться дать ей шанс совершенно не возникает. А ведь при анонсе игры все тоже звучало так заманчиво и интересно.
    Буду рад ошибиться и дополнение исправит ситуацию, но пока шестерка выглядит как большое разочарование для меня.

    2
  • Первый раз поиграл в циву, воспользовавшись бесплатными выходными. Настолько медленной и вялотекущей стратегии я еще не видел. По всему видно что в игру много сил вбахано, но для меня главное геймплей. А играется как любая пошаговая стратегия в x2-x3 слоумо. Поиграл 4 часа и удалил. Endless Legend намного более интересная игра в этом жанре как по мне, но в неё если только с длс играть, без длс скучно - контента маловато. Тотал вар тот же тоже намного динамичней.

    2
  • Я всегда не понимал суть объявленной тебе внезапной войны на начале игры даже если сосед лучший друг. Зачем комп войну объявляет?
    Я включил перед газерин стормом освежить память, никогда такого не было и вот опять. Лучший друг объявил войну. На "божестве" он её всрал против стен и лучника в каждом городе. Задолжал мне все свои сбережения. Что каждую партию сосед в Ц6 пытается доказать?
    @for2ne, да по сравнению с предыдущими частями мозг ломается. Особенно то, что города в Ц6 нужно ставить через 3 тайла друг от друга. Всегда хотелось ставить за километр чтоб воткнуться на более лучшие ресурсы и чтоб захватить больше территории и чтоб города не бомжевали в недостатке клеток. Но тут наоборот всё. Только бессмертный не сломит голову об эти районы и как просчитать их расположение на 2 века вперед. Поэтому и много недовольных помимо тупого ИИ. И голову сломишь и привычная постройка городов с Ц1 до Ц5 не канает

    Уже бы сделали полную кастомизацию лидера. При всём моём уважении к темнокожим женщинам с весом более 140 кг (особенно если вы царица Нубии) - я бы лучше выбрал своего персонажа, дал ему своё имя, просклонял везде где надо имя империи. И сделал бы свою Боливию. И столицей был бы г. Либертад. И распространял бы Святую Смерть. А потом бы я захватил Конгресс. А губернатор у меня была бы Нидия Флорес. И вообще у меня было бы Civilization VI: Wildlands. Почему у меня это всё отняли?

    2
  • @Kelsey,

    Я всегда не понимал суть объявленной тебе внезапной войны на начале игры даже если сосед лучший друг. Зачем комп войну объявляет?

    Вот-вот, однажды пересилил себя (от мультяшной графики блевать хочется) и всё таки попытался поиграть в 6 циву. После не продолжительной игры, ИИ объявляет мне войну. Зачем он это сделал ? Как он собрался меня побеждать? При том я был с ним в хороших отношениях.
    Так же ии абсолютно не учитывает экономическую мощь твоей империи. А ещё говорят, что в стелларисе слабый ИИ.

    0
  • @Angron, возможно это специально сделано, чтоб объяснить игроку что просто отсидеться не получится и армия тоже существует. Но почему мне пытаются объяснить 1 раз? 1 раз мне это объясняют на лучниках и лошадках, а потом - никогда. Только когда настанет время кидаться ракетами. То есть я отбиваю одну внезапную войну, которая не внезапная ибо 10 супостатов соседа одновременно подступают к границе не просто так, а потом больше никогда - и я делаю ровно то что и планировал до конца игры. Соответственно по прежнему не ясно, как это одноразовая акция повлияет 95% моей дальнейшей игры. Включаешь ФФА с божествами ИИ. Тебе объявляют внезапную войну. Делаешь автосохранение 10 ходов назад. Строишь стены и по лучнику. Отбиваешься, удаляешь лучников, забиваешь на войну если не планировал воевать.
    А районы? Как просчитать что и куда воткнуть, если ты даже не уверен что стоунхендж первым построишь? Мало того, что ты должен сделать так чтоб гавань и комерц район одного города стоял в упор к гавани и комерц центру другого города, причем между ними должна быть река, так мне ещё и цивлопедию каждый раз открывать надо чтоб сопоставить свои желания со своими возможностями размещения любых чудес. Ну либо всё куда угодно на похрен. Как на скринах. А интересно напохрен всё ставить? Аркада тогда какая то, а не стратегия.
    Но я всё равно газерин сторм купил и поиграю. Буду коптить пока все ледники не растоплю.

    0
  • @Santa_fw, базовая игра не изменилась кардинально, какую конкретику вы хотите услышать? В превью две недели назад я достаточно подробно описал большую часть всех новых особенностей, повторять в обзоре то же самое нет смысла

    0
  • @Cohen, а как затопления избежать? Я категорически тону, но в городе нельзя ничего сделать и работник ничего не строит. Или уже поздно?

    0
  • @Kelsey, в самом городе нужно строить улучшение - прибрежную защиту

    0
  • @Cohen, технология есть. А выбрать её нигде нельзя

    0
  • @Kelsey, если уже затопило, я не уверен, можно ли строить. Посмотри в цивилопедии, там было описание

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.