Доктор Кто и дуга персонажа

Я люблю сериал Доктор Кто – это видно по аватарке, а также по предыдущим моим материалам, написанным для этого сайта. И как у каждого увлеченного человека, заинтересованного в той или иной область его увлечений, у меня накопилась определённая доля размышлизмов, которыми на мой взгляд стоят вашего внимания.

***

Не секрет, что из всей пятидесятилетней истории сериала (или тридцати восьми, если не считать период затянувшегося хиатуса) трудно найти две наиболее контрастные эпохи, чем ран Рассела Т. Дэвиса (далее – РТД) и Стивена Моффата и т.к эпоха последнего подходит к своему завершению, мне хотелось бы немного поговорить об их главных различиях в сторителлинге. А так же о том, почему, на мой взгляд, история рассказанная Дэвисом, несмотря на наличие очевидных глупостей вроде пердящих инопланетян (в сериале называются Сливины), цепляет сильнее, чем закрученные в ленту Мёбиуса сюжеты Моффата.

С термином «дуга персонажа» вы так или иначе знакомы – обычно, когда говорят об этом, подразумевают сюжетную арку того или иного персонажа, но «дуга» понятие несколько более узкое. Дуга персонажа – это трансформация, через которую проходит герой от начала и до конца истории, а также эмоциональный или психологический рост героя в целом. Впрочем, это не обязательно должен быть именно личностный рост. Дуга персонажа также может быть о его падении или вовсе - неизменности. Наиболее простым и понятным примером позитивной дуги будет персонаж Диккенса - скряга Эбинейзер Скрудж. В самом начале Рождественской Песни он представляет собой чёрствого, жадного и мелочного человека, но проходя сквозь события рассказа, к финалу он изменяется в лучшую сторону. Пожалуй, стоит ещё упомянуть про то, что изменение может быть как субъективное (изменения в психологии, внутри персонажа) и объективное (изменения мира и условий вокруг персонажа, внешние). 

***

Во времена шоураннерства РТД, Доктор представлен как личность, которая ввиду некоторых относительно недавних обстоятельств перестала получать настоящее удовольствие от жизни. От того он, по он инерции, просто делает то, что умеет лучше всего – летает туда-сюда по вселенной, влипая в неприятности. И конечно же рано или поздно обязательно попадёт в Лондон, ведь нет во вселенной места важнее, чем город на Темзе. Однако затем он встречает Розу Тайлер и, отталкиваясь друг от друга, становятся лучше, растут над собой. 

В течение четырех сезонов, персонаж Доктора проходит личностный рост от странного инопланетного дядьки, до необычайно человечного и эмпатичного героя, который обрёл семью вдали от разрушенного дома. Завершается путь героя на высокой драматичной ноте - самопожертвовании. И тем не менее, якорем для зрителя является не только титульный герой, но и его спутник – обычный человек, втянутый в водоворот чудес и опасностей в пространстве и времени. Спутник Доктора тоже претерпевает трансформации и проходит через свою арку в течение одного или нескольких сезонов.

И это важно, потому что благодаря этому создавалась очень положительная динамика внутри сериала. Сериала, у которого, несмотря на вкрапления какой-то генерального сюжета, была вертикальная структура повествования. Типичный процедурал: новая серия = новая история = новое приключение. Практически каждый, даже самая незначительный и филлерный, эпизод создавал ощущение своей важности того, что ни одна история не была рассказана зря. Своего рода являлась ещё одной ступенькой к закрытию арки про личностный рост и раскрытие характера главных действующих лиц.

Положительный эффект заключается в том, что благодаря такому подходу гораздо проще установить контакт с персонажами и эмоционально инвестироваться в происходящее. Откровенно лишних деталей и подробностей, которые бы не являлись неймдроппингом ради фансервиса и не работали бы при этом на основную идею, практически не было. Даже упомянутая абсурдная физиология Сливинов – и та имела достаточно важную роль внутри своего эпизода. Такая насыщенность до сих пор воспринимается позитивно, из-за чего даже относительно низкий продакшен и слабое CG не воспринимается как критический недостаток.

Моффат же работает по другой структуре – этот человек не заинтересован в том, чтобы его герои проходили через «дугу» или какие-либо другие метаморфозы. Это всё наносное, внешние признаки. Он делает акцент на абсурдных, безумных концепциях, (вроде живого космического корабля или точки в пространстве, в которой сходится все времена и эпохи) или необычных историях (например закрученной и непоследовательной истории встреч с персонажем, важным для персонального будущего Доктора), а также выстраивании интриг относительно неизвестных деталей биографии из прошлого персонажей. Его герои, при этом, оставались практически такими же, какими были в начале пути, менялись разве что декорации и окружение.

Такой подход тоже имеет право на существование и называется он “нейтральная” дуга. Это работает с центральным персонажем, если он сам по себе достаточно сильный (а Доктор подходит под этот типаж) и в таком случае через метаморфозы уже принято проходить второстепенным героям. Или наоборот - делать большой акцент на изменениях во второстепенных героях, а главное действующее лицо, лишь вдохновляет и побуждает их на эти изменения. Однако когда "нейтральная арка" происходит с потенциальным якорем – спутником, такой историей становится весьма сложно проникнуться в достаточной мере. В основном из-за этого, даже очевидные филлеры к большому сожалению не становятся естественной частью нарратива, а так и остаются филлерами. Огораживая собой, как стеной, интересные и важные эпизоды. Свое неумение работать с таким материалом Стивен умело маскирует, накручивая градус интриги до предела, но развязка зачастую не выдерживает возложенных на нее надежд и расстраивает. К тому же постоянно повышать планку опасно - зритель может привыкнуть и его уже не удивить тем, что опасность грозит трём галактикам, а не одной. К тому же Моффат очень любит размениваться на незначительные, в контексте серии, отсылки. Всё ради того, чтобы пара сотен-тысяч счастливчиков, смотревших весь сериал, включая его старую инкарнацию, порадовались. Что весомее - фансервис или суть повествования? Видимо Моффат считает, что скорее первое, чем второе.

Больше статей на Shazoo
Тэги: