Retromania #3: альбом Non Paradisi от GosT + интервью с создателем The Retrowavers
При прослушивании нового альбома GosT четко понимаешь одно: зачем вообще нужны ночь, дороги и наушники. Судорожно ждешь первую, безудержно выкатываешь на вторые и в третьих что есть сил трипуешь ретровейвом. Причем внутривенно и не чувствуя никакой вины за то, что уже которой год являешься преданным поклонниками все чаще повторяющего сам себя жанра.
Тем не менее, надежда еще есть. Даром что GosT и ему подобные ветераны течения окончательно становятся проектами, творчество которых достойно заходит только в конкретных ситуациях и при определенном стечение обстоятельств. Будь то покатушки в ночи на какой-нибудь Lamborghini Countach или пафосный проход перед девчонками в новеньких и на липучках Блейзерах. Ведь ребята по-прежнему и все также упоительно заигрывают с классикой: от первого "Терминатора" до такого же "Побега из Нью-Йорка". Впрочем, без каких-либо откровений. Хотя, по-хорошему, это уже дело личного восприятия чего-либо.
Другими словами, сила атмосферности звучания таких вот старожилов теперь зависит исключительно от качества условий, созданных для их прослушивания. Это ни хорошо ни плохо. Скорее, эдакая и пока едва уловимая стагнация целого жанра в никуда. Благо, ретровейв уже как пару лет научился жить не только по канонам — подтягивая к себе все большее количество талантливых энтузиастов, изобретательных новаторов или просто неимоверное мотивированных ребят. Тем более что альбом Non Paradisi не так уж и плох. Он проигрывает практически всем сборникам VHS Glith, но превосходит как минимум последние работы Dance with the Dead и Perturbator.
К слову, о последнем. Как и было неделю назад обещано, публикуем объемное интервью с Иваном Смирновым — человеком, который мало того, что общался с Perturbator и прочими легендами вживую, но и создал одно из популярнейших нынче тематических vk-сообщество The Retrowavers. О дальнейших перспективах ретровейва в целом мире, отношении к нему в СНГ и прочем — ниже.
Привет, Иван. Спасибо, что согласился на интервью. Для начала расскажи о том, что как вообще ты пришел к ретровейву? Какого исполнителя первым услышал и когда осознал, что именно эта музыка тебе больше всего по душе?
– Привет! Никогда не думал, что буду кому-то давать интервью, так что спасибо за эту возможность. Набрел на этот жанр я не по своей воле. В 2014 году мой приятель скинул мне ссылку на альбом Dance with the Dead "Out of Body", и, когда я включил его, то осознал, что открыл для себя что-то действительно новое и, что самое важное, близкое мне. Так что да, парни из Калифорнии стали для меня первыми в этом жанре и заставили погрузиться в поиски чего-то подобного с головой. Будучи ярым меломаном, могу сказать, что никакая другая музыка на меня так не действовала. Вероятно, всё дело в прочном ассоциативном ряде с воспоминаниями из детства, которое я будто «пережил» снова, когда включил "Out of Body", и это продолжается до сих пор.
Как тебе 2016 год для жанра? Любимые альбомы и исполнители? Что понравилось или, возможно, разочаровало?
– Этот год запомнился мне, как один из самых насыщенных и в плане релизов, и в плане концертов за все время моего знакомства со сценой. Разумеется, я открыл для себя несколько альбомов, которые станут моими фаворитами на долгое время – это FM-84 "Atlas", The Midnight "Endless Summer" и первая часть "Lovers" старины Timecop1983. Есть и другие потрясающие альбомы, которые, к сожалению, не получили должного внимания со стороны слушателей. Среди них "Electric Isle" от Dream Fiend, работа наших ребят Higher под названием "Cyberlove", невероятно атмосферная вещь "Death By Coin-op" от Woob – список можно продолжать бесконечно!
Что скажешь насчет отношения к ретровейву в странах СНГ? Течение существенно укрепляет свои позиции или просто создается некая иллюзия того, что все идет хорошо и жанр без проблем развивается?
– Все не так однозначно на первый взгляд. Есть музыканты, нашедшие себя в направлении "советской волны". Для них, например, важно передать романтику эпохи Советов. Другие же подхватили набирающую еще тогда популярность фильма Drive и игры Hotline Miami. Третьи открыли для себя жанр совершенно случайно. У людей разное представление об этой музыке, но все-таки объединяет их одно – это любовь к эстетике прошлого, проявляющейся в разных формах и смыслах. Я думаю, что жанр развивается, несмотря на некоторые рамки, в которые он загнан.
Итак, The Retrowavers. Какие планы по дальнейшему развитию вк-сообщества? Чувствуешь ли некий груз ответственности за то, что, по сути, продолжаешь дело Луняки?
– Так получилось, что сообщество Андрея было, пожалуй, одним из крупнейших и лучших в этом направлении не только в России, но и в мире вообще. Жаль, что оно закрылось, поэтому пришлось подхватить идею и взять инициативу на себя, несмотря на то, что помимо меня есть доброе количество сообществ, освещающих релизы жанра. Я хотел пойти по совершенно другому пути и максимально приблизить слушателя и тех, кто пишет музыку. На мой взгляд, это получилось, потому что о блоге уже знают за рубежом, иностранные музыканты специально делают аккаунты Вконтакте, чтобы поблагодарить меня или поделиться своими альбомами. Сообщество активно развивается, и я надеюсь, что в будущем удастся достичь чего-то большего, учитывая, что было уже сделано порядка десяти интервью и получилось лично встретиться со многими ребятами вроде Роберта Паркера, Джеймса Кента, Джастина Поинтера, Тони Кима и командой Carpenter Brut. Приятно осознавать, что сотни часов, проведенных у экрана монитора, дают плоды и удается помогать не только слушателям находить отличную музыку, но и музыкантам – заявить о себе и как-то поддержать их выступления. На данный момент готовится один крупный проект. Следите за новостями!
Думаю, и так понятно, что ты любишь восьмидесятые. А какие фильмы из той эпохи тебе больше всего по душе? “Терминатор”, “Побег из Нью-Йорка”, “Чужие”, “Нечто”... Великие картины, отличные времена. И что думаешь о современных проектах, отчаянно пытающихся повторить стиль той эпохи? "Трон", "Холод в июле", "Маньяк", "Гость", "Голоса"...
– Да, я вырос на кассетах, как и многие из нас. За свои годы было пересмотрено множество вещей, но кинематограф прошлой эпохи заслуживает отдельного места в моем сердце. Я говорю о классике вроде "Чужие", "Назад в будущее", ранних работах Хаяо Миядзаки, о "Курьере", "Терминаторе", "Нечто" "Рискованном бизнесе" и других. Что касается тех фильмов, что ты перечислил, то я не вижу в них отчаянного стремления что-то повторить, но сыграть на ностальгических чувствах им явно удалось. Ты забыл добавить сериал "Очень странные дела", хе-хе!
О да, прекрасный сериал. Будто “Сумеречная зона” Серлинга ожила и явила нам некое подобие “Супер 8” и “Близких контактов третьей степени”. С отсылок на "Челюсти", "Полтергейста", "Хи-Мена", "Звездные войны", "Нечто" и "Чужого" мне было особенно хорошо. А "Sunglasses At Night" Корри Харта вообще украла весь саунд.
Считаешь ли ты, что рост популярности ретровейва лишает его определенной толики ламповости и камерности? Ухудшает ли это мотивацию старожил писать что-то новое и заставляет ли их отвлекаться на очень прибыльную коммерцию по продаже всякого мерча? Или же наоборот, подобная работа на разных сегментах рынка привлекает к жанру внимание новых слушателей и музыкантов, когда стили смешиваются и появляется что-то радикально новое? Иначе говоря, стоит ли стремительный рост популярности течения того, что его основатели видят новые источники заработка и усиленно на них отвлекаются? В полной ли мере подобное восполняется тем, что о ретровейве узнают все больше людей со стороны, которые свежим взглядом не дают ему застояться и движут тот вперед? Равноценен ли, так сказать, обмен?
– Это палка о двух концах. Некоторые слушатели, открыв для себя этот жанр музыки, восприняли его слишком лично, и я их понимаю. Но странно наблюдать за людьми, которые не хотят, чтобы о нем говорил весь мир. Так получилось, что музыкальный бизнес играет по своим правилам, и интересы музыкантов здесь все же превыше личных интересов слушателей, однако мне нравится наблюдать, что даже сами музыканты порой «успокаивают» своих поклонников, мол, что они никуда не денутся и останутся с ними. Я говорю о Perturbator, которого номинировали на Грэмми. Неплохих результатов удалось добиться и Жорди из Timecop1983 – он пишет музыку для телесериала от Netflix, а также о Carpenter Brut, чьи концертные туры уже распланированы до 2018 года. Мы стали свидетелями рождения совершенно новой, пусть и "где-то знакомой" музыкальной формы, и я рад, что принимаю в этом какое-то участие.
А еще есть S U R V I V E, которые написали шикарные композиции к “Гостю” и “Очень странным делам”.
Сам являюсь ярым поклонникам ретровейва еще с 2010-2011 годов. Много клипов выходило. Какой твой любимый? Или их несколько? Неважно, официальные или фанатские...
– Первым любительским видеоклипом в этом стиле, а точнее - видеомэшапом, для меня стала работа талантливого парня Антона Левковского на песню Dance With The Dead. Я считаю, что это видео внесло свою лепту в популярность жанра, и многие ныне его поклонники познакомились с ним именно из него. Также не могу пройти мимо студии Seth Ickerman и их клипа на песню Turbo Killer для Carpenter Brut. У этих ребят большое будущее. Рекомендую познакомиться с ними поближе.
Фанаты ретровейва не первый год яростно спорят о том, что вокал в ретройве в принципе лишний и его присутствие только портит саму чистоту звучания. Находятся и те, кто местами его наличие все же считает уместным. Ну, если голос крут или мелодия умело дополняется словами. Что ты думаешь по этому поводу?
– Ох, это больная тема для многих слушателей, и я всегда на стороне вокалистов. Просто послушайте Kristine, The Midnight, Dead Astronauts, FM-84, Exiles, Dana Jean Phoenix и других, и вы поймете, что в этом жанре вокалу самое место.
Полностью с тобой согласен. Особенно сильно запали в сердце Midnight Heir - Tonight (feat. Patrick Baker) и GUNSHIP – Shadow Fury.
Ты брал интервью у нескольких исполнителей ретровейва. Более того, даже вживую общался с некоторыми из них. Что скажешь об этих ребятах? Какие они в закулисье и когда на них не светит миллион неоновых софитов? Может, найдуться какие-то забавные или просто интересные истории?
– Верно. Мне удалось встретиться практически со всеми, кто приезжал в Россию с концертами, и с некоторыми из них я поддерживаю связь до сих пор. Я думаю, те, кто был на выступлениях Dance With The Dead, Perturbator или Carpenter Brut, сами видели, что музыканты крайне дружелюбны и открыты для общения. Даже Джеймс Кент, будучи грозным на сцене, в реальной жизни совершенно такой же, как ты, я и наши читатели. Интересных и забавных моментов было множество, и некоторое, разумеется, останется в тайне, но я бы выделил стремление музыкантов научиться русскому языку, а точнее, нашим матюкам. Банально, но весело!
На концерте какого исполнителя или группы хочешь побывать больше всего?
– Я не поклонник концертов. Вернее, мне нравится сам процесс их организации, нежели быть в качестве зрителя. До того, как я открыл для себя этот жанр, я практически не посещал подобные мероприятия, так как живу там, где их и нет. Однако на данный момент я побывал там, где мечтал оказаться на протяжении нескольких лет. Об этих исполнителях я говорил выше.
Как относишься к играм? Какой твой любимый жанр? Во что предпочитаешь играть и какие проекты считаешь лучшим или любимыми за всю историю геймдева?
– В этом плане я посредственен и не испытываю тяги к игровой индустрии, в отличие от большинства моих знакомых и друзей. Но я вырос на Sega Genesis, и до сих пор застрял в том времени. Вот только теперь мне приходится пользоваться симуляторами на компьютере, потому что много лет назад мои родители по чистой случайности выбросили приставку в мусорный бак.
И все же, шутеры, адвенчуры или что-то другое?
- Адвенчуры.
А как с кинематографом? Любимый актер, фильм, режиссер?
– С кинематографом дела обстоят куда лучше. Как я уже говорил, в разные периоды моей жизни я просмотрел много кино, но личный мой топ начинается с фильмов вроде "Искусственный разум", "Гаттака", "Бегущий по лезвию" и других. Все и не вспомнишь.
Что же, рано или поздно этот вопрос должен был прозвучать. "Хэллоуин" или "Кошмар на улице вязов"? А может, "Техасская резня бензопилой" и "Пятница 13"? Какой твой самый любимый кино-маньяк тех времен?
– В детстве, на какой-то из дней рождения, мне подарили несколько видеокассет с фильмами, и одним из них был "Фредди против Джейсона". Мы смотрели этот фильм всей семьей, и тут я был несколько шокирован происходящим на экране. Только представь: сидят мои близкие и родственники, а там Джейсон подходит к кровати, на которой сношается парочка, берет и захлопывает кровать вдвое. Я до сих пор испытываю смешанные чувства и помню, как мне было неловко от того, что я попросил купить именно этот фильм, совершенно не зная, что там будут такие откровенные сцены. Каждый кино-маньяк внушает страх по-своему, и вам явно «повезло», что вы успели застать их в детстве.
Финальная битва между ними до сих пор будоражит сознание. После завершения интервью, пожалуй, пойду и пересмотрю ее.
И коль такое дело, Сталлоне или Шварценнегер? "Кобра", "Рэмбо" и "Рокки" или "Терминатор", "Хищник" и "Конан"?
Разумеется, "Терминатор"! У этого парня стальные яйца, в прямом и переносном смыслах. Герой моего детства.
Ладно, соблазн был слишком велик. Поэтому что скажешь про фильмы о полицейских? "Крепкий орешек", "Смертельное оружие", "Танго и Кэш"… Брюс Уиллис, Мэл Гибсон, Курт Рассел… Они, конечно, не Сталлоне и Шварценеггер, но тоже очень даже ничего.
– Однозначно, Брюс Уиллис. Хоть он в последнее время и сдает позиции - снимаясь в каком-то неоднозначном кино.
Пишешь ли сам какую-то музыку? А может, занимаешься чем-то другим? Вообще, какое твое хобби?
– Да, на данный момент я готовлю свой собственный материал. На протяжении нескольких лет я пытался писать музыку, но показывал ее лишь малому кругу людей, потому что не готов к тому, чтобы сделать релиз, и вряд ли буду готов когда-нибудь это сделать, потому что не вижу особых перспектив для себя. Всё что я могу – это записать кое-что для себя и своих друзей, а там уже будет видно. Помимо этого, я много чем увлекаюсь и занимаюсь, и многое из этого связано с музыкой: организация концертов и журналистика стоят в приоритете.
Какое больше всего звучание в ретровейве тебе по душе? Дарк, хоррор или..?
– Мне по душе мягкое, ностальгическое и мечтательное звучание в духе Timecop1983, FM-84, The Midnight, Mitch Murder и Volt Age, несмотря на всю мою любовь к темной сцене и осознание того, что нужно освещать все стороны жанра. Он слишком многогранен.
Представь, что ты встретил человека, который ничего не знает об этом течении. Каких исполнителей и какие альбомы ты первым делом ему посоветуешь?
– Я бы ему посоветовал подписаться на мое сообщество и прошерстить все архивы, чтобы найти что-то для себя, потому что, допустим, если человек изначально любит тяжелую музыку, то ему подойдут, например, Dance With The Dead и Carpenter Brut. Если он испытывает тягу к диско, то тут ему помогут Vincenco Salvia и резиденты лейбла Sunlover Records. Если отталкиваться от своих предпочтений, но я бы посоветовал сперва заценить того же Timecop1983, Power Glove, Mitch Murder, Kristine и вышеупомянутых ребят.
Есть классика или просто те, кто в ее стиле работает - Perturbator, Dance with the Dead, Midnight Heir, GUNSHIP, VHS Glitch, Lazerhawk и Power Glove. А находятся такие бунтари, как тот же Dedderz со своими треками “She’s so Rad” и “Streets of 2099”. Причем создавать их ему помогали вроде как представители старой школы - VHS Dreams и Ron Cannon. Ты как, слушаешь только проверенное и не меняющееся годами звучание или совершенно спокойно очаровываешься его различными формами? Поддерживаешь ли сам факт того, что новая школа не просто слегка освежает старую, а напрочь ту переиначивает? Правильно ли это? Если да, то каких еще экспериментаторов можешь нашим читателям посоветовать.
– Будучи журналистом и, так вышло, музыкальным блогером, мне приходится слушать все, и я не против: начиная от старожил до никому неизвестных проектов, которые дальше саундклауда никуда не выходят. Мне нравится, как жанр меняется, появляются новые исполнители, вносящие что-то уникальное в типичное ретро-звучание. Среди них я бы выделил The Northern Lights, граничащего с пост-роком, а также малоизвестный проект She's Not Real или дуэт Dead Astronauts, который используют дарк и ню-вейв элементы.
И последний, но немаловажный, вопрос. Как считаешь, сможет ли ретровейв массово закрепиться в поп-культуре? Или же ему уготована судьба чего-то временного и на узкие круги слушателей рассчитанного? Безусловно, много кто встречает оной в тех или иных фильмах и альбомах. Но что насчет целенаправленного желания быть частью именно ретровейв-тусовки? Получит ли этот жанр повальное одобрение публики и вернуться ли, чего уж останавливаться в собственных мечтах, восьмидесятые? Потому что мода на восьмидесятые и сама эпоха - вещи, конечно, разные. Кто-то любит искреннее и всей душой. А кое-кто лишь делает вид, что ему нравится.
– История циклична, но мы живем в 21 веке, и повторить успех 80х - создав вокруг этого направления такой же бум, не удастся никогда. То, что мы видим сейчас в рамках не только музыкального жанра, но и культуры - это возвращение к истокам, которое, по моему мнению, частично удалось. Если копать глубже, то это направление уже закрепилось в поп-культуре, но вряд ли вряд ли сам ретровейв, как музыкальный жанр, сможет претендовать на массовость. И я говорю не про тысячи человек, а про сотни миллионов. Как мы знаем, ретровейв привязан к определенной эпохе и канонам, по которым его и определяют, и за эти годы, пока он существует, он уже стал довольно популярным явлением. Что будет дальше - сказать сложно. Лишь бы хороших музыкантов стало больше, и было что слушать, а остальное неважно.
Спасибо за уделенное время, Иван. Желаем тебе успехов во всех твоих начинаниях. Надеемся, все, что ты задумал, у тебя обязательно получится.
- Вам спасибо.
- У Deep Rock Galactic теперь есть своя официальная песня в стиле хэви-метал
- Capcom пообещала оставить лицензированную музыку в ремастере Dead Rising
- YouTube хочет платить звукозаписывающим компаниям за использование их песен для обучения ИИ