Civilization VI

Старый новый мир

Сделать отличный сиквел куда сложнее, чем просто шедевральный stand-alone. В случае, если речь идет о популярной франшизе, у фанатов есть определенные ожидания, связанные с качественным предшественником. Это настоящая головная боль для разработчиков. Как сделать игру так, чтобы и старые и новые игроки остались довольны? В каких пропорциях надо смешивать привычные механики и новые наработки, с какими специями их варить? Это целое кулинарное искусство, и Firaxis, видимо, овладели им как никто другой.

Civilization VI вызывала опасения с самого начала. Пятая часть на релизе и без аддонов была далеко не самой интересной игрой, а Beyond Earth оказалась слишком экспериментальной для франшизы. Основываясь на этом эмпирическом опыте, можно было готовиться к самому худшему. Более того, с самого анонса новая стилистика стала поводом для критики в “мультяшности” и “упрощении” серии ради доступности.

Видимо, Сид Мейер и Firaxis провели основательный разбор полетов, что сильно повлияло на общее качество продукта. Civilization VI оказалась полноценной игрой без грубых обрубков и фатальных недоделок, в отличии от своих предшественников. Друзья, в неё можно с удовольствием проводить сотни часов уже сейчас, не дожидаясь аддонов. И это удивляет больше всего.

Глава разработки Сид Мейер изменил огромное количество деталей по сравнению с предшественницей, оставив от нее лишь общий геймплейный скелет. Как раз поэтому, на первый взгляд, ничего не изменилось, однако стоит только остановиться и разглядеть, как начинаешь подозревать что-то неладное. Берег острова какой-то знакомый, а вот джунгли густые и непонятные.

Это касается всего, что на что бы вы не направляли свой взор. Вот например, научное развитие: все осталось по-старому, но при этом добавили механику "эврики". Более того, технологические и гражданские науки теперь разделены на параллельные ветви развития. У каждой технологии появилось какое-то определенное условие, выполнение которого моментально изучает 50% исследования. Например, для достижения эффекта у технологии "феодализм", надо построить 6 ферм. 

"Просто!" — воскликните вы, и окажетесь лишь отчасти правым. Теперь у каждого рабочего есть базовый лимит на количество использований — 3. То есть, вы можете сделать 3 улучшения, после чего рабочий пропадает. Это является одной из причин, почему строить много рабочих нет смысла, так как бонусы построек на обыкновенной территории не очень то и большие. Если же у вас очень большая территория, которая требует активной обработки, то вы сможете адаптировать рабочих при помощи государственных курсов и других механик, позволяющих увеличить количество активаций построек от одного рабочего.

В Civilization VI каждый гекс вокруг города стал важен, так как теперь именно на каждой отдельной “клетке” вы можете строить одно Чудо Света. А еще появилась возможность строить специализированные районы города, которые также занимают места на гексе. И в этих районах можно строить еще дополнительные здания. Например, на территории кампуса можно возвести библиотеки и университеты, а в культурном районе — амфитеатры и оперы. Производственный район можно превратить в фабрику и оснастить электростанцией. Если с высоты птичьего полета, механика выглядит просто, то по мере вникания в данную систему, понимаешь, что Civilization VI стала более комплексной. Это не значит, что она сложнее — но управление развитием вашей империи обросло беспрецедентным количеством уровней.

Конечно, вы можете играть, не сильно беспокоясь о массе вещей, и у вас все будет получаться (на низких уровнях сложности), однако если вы начнете внимательно думать над различными системами, вникать в их переплетение, то испытаете интеллектуальный оргазм от всех тех мелочей, которые складываются в общую картину развития вашей цивилизации.

С каждым новым слоем вы будете открывать новые механики, требующие вдумчивого расчета и планирования. Не используете "эврику" как можно чаще? Ждите просадки в развитии технологий. Не используете торговые караваны и отношения с городами государствами? Можете забыть о дополнительном золоте для покупки юнитов или строений. Не учитываете развитие гражданских наук? Приготовьтесь к стагнации, пока другие империи переходят на новые формы правления или меняют курсы, укрепляющие позиции по ключевым фронтам. А как насчет новой концепции культуры? Не говоря уж о системе получения великих личностей. Кстати о последних, все они имеют не одну унифицированную специальную способность, теперь у всех она уникальная. Например, один великий торговец даёт бесплатный рынок и банк в коммерческом районе, а другой — увеличивают доход от караванов.

Система институтов Civilization VI эволюционировала в полноценное культурное древо технологий со своими бонусами и требованиями и, конечно же, местной “эврикой”. Культура не только позволяет вам открывать специфические технологии или строения, она также включает систему государственного строя и политик. Каждый тип государственного строя, от теократии до демократии, теперь не только предоставляет бонусы вашей цивилизации, но и включает определенное количество слотов в четырех областях государственного развития: военной, экономической, дипломатической и дополнительной.

Выбирая из постоянно растущего списка государственных курсов, вы сможете еще глубже настраивать и кастомизировать цивилизацию под свои нужды. Если вы стремитесь к строительству множества городов, то выбирайте курс колонизации, снижающий время строительства поселенца. Предпочитаете войну? Выбирайте курс, ускоряющий производство военных отрядов тех или иных временных периодов. И самое главное — количество государственных курсов поистине огромно. К современной эре, вы будете тратить по 5-10 минут, взвешивая все за или против различных комбинаций курсов, максимизируя те области, в которых заинтересованы именно вы.

Тоже самое касается и городов-государств. При достижении статуса сюзерена над одним из них, открывается уникальный бонус города. Например, один город обеспечивает вас парой дополнительных редких ресурсов, а другой усиливает бонус культуры и туризма от шедевров и артефактов. К тому же, для увеличения влияния над городами-государствами больше не нужно платить деньги — всё стало куда элегантней. Место золота заменили послы, которые генерируются за определенный период. Чем больше послов отправлено в город-государства, тем более влияние у вас над ним. Но не стоит дремать — другие цивилизации тоже будут увеличивать число послов в городах государствах, стараясь заполучить сладкие-сладкие бонусы. Серьезно, некоторые из них более чем заслуживают борьбы за влияние.

А ведь это только начало! Изменений в Civilization VI настолько много, что всех их упомянуть просто невозможно, иначе статья превратится в монографию. Но несмотря на все это, знакомый с прошлыми частями серии игрок будет чувствовать себя, как гоплит в фаланге — всё будет схватывать на лету.


 
В Civilization VI добавили много интересных сценариев и линий поведения. Один из них, например, касается варваров. Суть проста: эти неотесанные дуболомы, как и раньше, появляются вокруг своих деревень, но при этом никуда не уходят. Единственным исключением являются скауты. Разведчики путешествуют по континенту в поисках цивилизаций. Найдя одну из них, они сначала некоторое время ходят вокруг её границ, но не делают ничего криминального. Затем они бегут обратно в свою деревню. После их возвращения, вся эта армада варваров выдвигается в сторону найденной цивилизации. То есть, если убить разведчика, то он не вернется домой, а это значит, что варвары не пойдут грабить ваши корованы.

Некоторым изменениям подверглись и компьютерные мозги лидеров цивилизаций. Конечно, у них все еще разум шестилетнего ребенка, но всё же, прогресс заметен — уже не пятилетка. Теперь, во время войны, если ИИ замечает, что проигрывает, то он начинает отводить свои войска для перегруппировки и зализывания ран. Однако, не стоит рассчитывать на что-то жаркое, всё плохо — компьютер не может в тактику, а просто давит количеством. Например, при уровне сложности "император", ИИ стартует сразу с двумя поселенцами.

Сахарок в игру с ИИ добавляет переработанный баланс цивилизаций. Так как в Civilization VI добавили множество мелочей, которые позволили разработчикам сделать каждую фракцию уникальной. Например, Конго не может основывать религию, взамен цивилизация получает хороший бонус к культуре. А еще у всех цивилизаций появилась уникальная черта характера. Из наболевшего: Харальд Хардрада из Норвегии обожает строить много кораблей и грабить побережья других цивилизаций.


Civilization VI поражает. Firaxis провели фантастическую работу над ошибками и выпустили невероятно качественную игру. Разработчики смогли угодить всем — не уйдя далеко от классики, они наполнили игру огромным количеством новых деталей. Новички могут ознакомиться с результатом десятилетней работы, а ветераны — утонуть в океане новых мелочей. В общем, абсолютно обязательно к ознакомлению. К тому же мультиплеер стал теперь куда более стабильней, чем у предшественников.

44 Комментария

  • Сейчас налетят коршуны с претензиями на мультяшную графику.

    0
  • Насчет "Как изменить все и ничего одновременно" прям в точку. Полностью согласен с оценкой. Графон - не самое главное в цивике, да и он там довольно приятный.

    0
  • всё таки Цива,обойдет Total War Warhammer,за звание лучшей стратегии года

    0
  • @Anatoliy, @Orange, я сам когда впервые увидел, подумал "Фи". Потом передумал. Потому что это нормально — менять мнение и вкусы

    @Red-259Dragon, каждая в своей категории хороша

    0
  • Согласен с обзором по большей части. Игра действительно смогла выстрелить при всех тревожащих моментах.

    @Red-259Dragon, будет обидно. Ваха вышла крайне сильной и очень самобытной

    0
  • циве6 мне все понравилось. а волнует только одно - а что будет в длс? сценарии? новые нации? или еще какиенто новые механики (как когдато для 5ой были религия/шпионаж)

    0
  • @Egrassa, Total War Warhammer,шикарен !!!Надеюсь,его всё таки не прокатят

    0
  • у игры с оптимизацией на самом деле все плохо ?

    0
  • Ну на самом то деле проблем у игры тоже хватает, и весьма важных. Первое это конечно ИИ, жутко агрессивный, но слабый. Неинформативный интерфейс. Ну и все же механики надо как то разъяснять, а то не то что все, даже половина не понятна с первого раза даже тем кто играл в предыдущие части.

    0
  • @Redgi666, нет. Оптимизация в порядке. Если не запускаете мега-огромные карты. Но конечно лучше посвежее машину, хотя бы 14-го года, и все будет отлично.

    @kaaz, даже я, ветеран Цивы, запутался. Правда, потом таки полез в цивопедию.
    У игры действительно есть проблемы и я надеюсь, что их постепенно подтянут. Тот же лог событий нужен, возможность удалять районы в городе, экран дипломатических отношений и прочее.

    При всем этом, все же количество плюсов и новых вещей вызывает восторг. Ждем модов и апдейтов от Firaxis

    0
  • А то, что ИИ ниже плинтуса, почему никак в оценке не учитывается?

    0
  • @moadib, он не хуже чем в прошлых частях

    почему никак в оценке не учитывается

    поэтому и не 10

    0
  • Я бы еще к минусам отнес местами ну совсем мелкий интерфейс.

    0
  • @solshi, мелкий? мне наоборот понравилось, что не занимает кучу места

    0
  • @Cohen, например шкала опыта, не знаю может дело привычки.

    0
  • @solshi, опыта? в смысле исследований?

    0
  • @Cohen, опыт юнитов.

    0
  • @Cohen, хуже. Здесь ему добавили подсказки в виде черт лидеров наций, которые он игнорирует. А мог бы стать хотя бы разнообразным болванчиком. Посмотрите последнее dlc для EU4, для сравнения.

    0
  • @moadib, ну EU не Civ )

    Я в Civ 5 довольно давно последний раз, так что не помню прям точно, но мне кажется, что умнее он там не был... плюс, будут же моды на ИИ

    0
  • @moadib, ну вы сравнили, друг.) Это игры совершенно разного уровня. Для ИИ всё сложнее в Civilization VI, так как тут надо куда больше просчитывать и делать всё с нуля, чего нет в Европке. Потому я могу понять сложность реализации хорошего ИИ в Цивилизации.
    Но он стал лучше. Не особо, но лучше. Поверьте.)

    0
  • @Cohen, ну-с, в прошлой части он не влетал в тебя двумя ногами в тот момент, когда у него армия в два раза меньше чем у тебя).

    0
  • @MotoMan726, ну не знаю, не заметил такого. Наоборот, теперь если у него явно меньше сил, ИИ старается отступить... В общем, мутное это дело.)

    0
  • @Wanderbraun, программный код игры точно мутен, но я имел ввиду то, что он объявляет войну, когда у него армия меньше, а то что он отступает я тоже видел.

    0
  • @Cohen, просто никогда не играл в цивилизацию и вот думаю начать знакомство с этой серии) и хочется, чтобы комфортно было)

    0
  • @Redgi666, это лучшая игра в серии, так что вы вовремя решили.)

    0
  • @Wanderbraun, какую цивилизацию выбрать в начале игры лучше ?

    0
  • @Redgi666, ну, тут уж сами решайте, какой стиль вам подходит.) Лично мне больше всего Фридрих Барбаросса нравится.)

    0
  • Кстати! А вроде в рекламных роликах была еще Екатерина от России, а в игре чет не заметил ее. ВТФ?

    @Cohen, я согласен что плюсов больше, но пока все же и минусы есть, и серьезные. Игре требуется доработка и допиливание, и после она будет лучшей, сейчас пока нет.

    0
  • @Cohen, где я сказал, что он был умнее в 5й?? Я говорю, что в 6й он не стал лучше, хотя есть все предпосылки сделать хотя бы что-то в этом направлении есть.

    @Wanderbraun, вы читаете что я пишу? Причем тут общий ИИ? Чего сложного в том, чтобы придерживаться черт своих правителей? А не говорить, что американцы любят миролюбивые нации и нападать, после чего обвиняя тебя же в милитаризме???

    Не надо только выдумывать, что ИИ в циве нападает на тебя из-за того, что это "сложная" игра. Нападает всегда. Можно не строить города(чтобы не мешать ему захватывать территорию), занять последние строчки по всем видам побед, чтобы не представлять угрозы - ИИ всё равно нападёт. Даже если это "миролюбивые" америкосы :)

    0
  • @Wanderbraun, тогда с него и начну)

    0
  • @kaaz, да, я о том же.

    0
  • @moadib, не знаю. Ганди и Рузвельт пока что просто так на меня не нападали. А остальные нападают только с огромным превосходством в силе. Может вы на лёгком играете?

    0
  • @Wanderbraun, нет, ознакомительную я играл на Князе, там Рузвельт нападал только на меня. А на уБожестве ИИ только и делает, что нападает =) Буст-то значительный с самого старта. Собственно поэтому Военная победа у меня была на уБожестве.

    Опять же, раз Ганди упомянут был - ИИ не останавливало, что за нападение на индусов они получают штрафы бОльшие чем обычно :)

    0
  • @moadib, князь это довольно маленьких уровень сложности. =)

    0
  • @Wanderbraun, мне нравится, как Вы выборочно читаете и отвечаете на мои комментарии(нет) :) Или Божество - тоже довольно маленький уровень сложности, чтобы обсудить проблемы ИИ?

    0
  • @moadib, По сравнению с пятой частью ии здесь ещё тупее. Нет больше союзов для совместного нападения.
    То,что какая-либо страна владеет ядерным потенциалом больше не устрашает других.
    Теперь выгодно отстраивать себе как можно большую территорию,и задавить мощью остальных. Штрафа за территорию больше нет. Специальные ресурсы почти бесполезны. Баг с продажей юнитов старых эпох. Мало юнитов. Игра проносится быстро.
    На стандартной скорости уже 1400 год биг бен строят.
    Выносят города государства сразу же.
    Они теперь особо мощи не дают как в ООН. Расходники вообщем. Дипломатия скудная. Раньше я мог наложить эмбарго на любую страну,сломать её экономику. Где это теперь?

    Построил 11 чудес в первой игре на императоре.
    Смех да и только.

    Всё равно одна большая война будет. Невозможно закончить партию ни с кем не воюя.

    Лучше чем ванильная 5-ка. Но 9.2-слишком много.

    0
  • А вот лично меня расстроил очень симпатичный, но неудобный и порядком глючный интерфейс. Игра то прям ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ! И новые механики интересные. Даже примитивизм ИИ не сильно напрягает. Но унификация интерфейса - никакая, его информативность и доступность - беееее... Особенно выбесило управление шпионами.

    0
  • @creatormux, Согласен! Самое забавное, что многие механики вообще не объясняются в принципе, и часто сообщество само эмпирическим методом пытается найти решение той или иной проблемы. Думаю, с этим что-то сделают со временем.

    0
  • @IllusuveMam, полностью согласен. Будем надеяться что допилят

    По сравнению с пятой частью ии здесь ещё тупее. Нет больше союзов для совместного нападения.
    То,что какая-либо страна владеет ядерным потенциалом больше не устрашает других.
    Теперь выгодно отстраивать себе как можно большую территорию,и задавить мощью остальных. Штрафа за территорию больше нет. Специальные ресурсы почти бесполезны. Баг с продажей юнитов старых эпох. Мало юнитов. Игра проносится быстро.
    На стандартной скорости уже 1400 год биг бен строят.
    Выносят города государства сразу же.
    Они теперь особо мощи не дают как в ООН. Расходники вообщем. Дипломатия скудная. Раньше я мог наложить эмбарго на любую страну,сломать её экономику. Где это теперь?
    Построил 11 чудес в первой игре на императоре.
    Смех да и только.
    Всё равно одна большая война будет. Невозможно закончить партию ни с кем не воюя.
    Лучше чем ванильная 5-ка. Но 9.2-слишком много.

    0
  • Мне почему то сразу вспомнился выход Симс4 - когда появился мультяшный графоний и чуток приятных изменений интерфейса, а на деле осталось все тоже самое - даже меньше в некотором плане. И вот сейчас, вроде игра интересна - но не вижу смысл покупать её ДО голд издания. Пронастальгировала поиграла в предыдущую часть и норм =) Эту обязательно куплю, но не скоро - спустя кучу патчей.

    0
  • @Silena, Зря! Как я уже сказал, в игре изменений просто гора. И она интересна уже сейчас. Но, каждому своё. :)

    0
  • Никаким "шикарно" даже не пахнет. Купил, доверившись некоторым отзывам, в которых люди писали, что в этот раз не надо ждать аддонов, сразу все круто. Черт с два. Как всегда. Шестая Цивилизация станет Цивилизацией после пары дополнений. Изменений много, некоторые очень крутые и значительные, но все это работает через пень. Сейчас игра явно хуже пятой части, отшлифованной дополнениями.

    Туман войны - отвратительный. Сливается с неразведанной частью карты. Иногда даже невозможно понять, какой там ландшафт. Глаза болят. ИИ - тупорылый. Абсолютно бредовые осуждения и войны без причин. Дипломатия какая-то куцая. Великие люди - дисбалансные. Темпы развития - неадекватные. У игры 1000 и 1 проблема. В общем, если еще не купили, можете смело ждать год, а потом купить и со скидкой, и с аддонами. Ничего не потеряете.

    0
  • @trynkin, вы явно преувеличиваете, но это ваша воля.

    0
  • потрясающая цивка получилась
    в первый же вечер залип до утра

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.