Сделать отличный сиквел куда сложнее, чем просто шедевральный stand-alone. В случае, если речь идет о популярной франшизе, у фанатов есть определенные ожидания, связанные с качественным предшественником. Это настоящая головная боль для разработчиков. Как сделать игру так, чтобы и старые и новые игроки остались довольны? В каких пропорциях надо смешивать привычные механики и новые наработки, с какими специями их варить? Это целое кулинарное искусство, и Firaxis, видимо, овладели им как никто другой.
Civilization VI вызывала опасения с самого начала. Пятая часть на релизе и без аддонов была далеко не самой интересной игрой, а Beyond Earth оказалась слишком экспериментальной для франшизы. Основываясь на этом эмпирическом опыте, можно было готовиться к самому худшему. Более того, с самого анонса новая стилистика стала поводом для критики в “мультяшности” и “упрощении” серии ради доступности.
Видимо, Сид Мейер и Firaxis провели основательный разбор полетов, что сильно повлияло на общее качество продукта. Civilization VI оказалась полноценной игрой без грубых обрубков и фатальных недоделок, в отличии от своих предшественников. Друзья, в неё можно с удовольствием проводить сотни часов уже сейчас, не дожидаясь аддонов. И это удивляет больше всего.
Глава разработки Сид Мейер изменил огромное количество деталей по сравнению с предшественницей, оставив от нее лишь общий геймплейный скелет. Как раз поэтому, на первый взгляд, ничего не изменилось, однако стоит только остановиться и разглядеть, как начинаешь подозревать что-то неладное. Берег острова какой-то знакомый, а вот джунгли густые и непонятные.
Это касается всего, что на что бы вы не направляли свой взор. Вот например, научное развитие: все осталось по-старому, но при этом добавили механику "эврики". Более того, технологические и гражданские науки теперь разделены на параллельные ветви развития. У каждой технологии появилось какое-то определенное условие, выполнение которого моментально изучает 50% исследования. Например, для достижения эффекта у технологии "феодализм", надо построить 6 ферм.
"Просто!" — воскликните вы, и окажетесь лишь отчасти правым. Теперь у каждого рабочего есть базовый лимит на количество использований — 3. То есть, вы можете сделать 3 улучшения, после чего рабочий пропадает. Это является одной из причин, почему строить много рабочих нет смысла, так как бонусы построек на обыкновенной территории не очень то и большие. Если же у вас очень большая территория, которая требует активной обработки, то вы сможете адаптировать рабочих при помощи государственных курсов и других механик, позволяющих увеличить количество активаций построек от одного рабочего.
В Civilization VI каждый гекс вокруг города стал важен, так как теперь именно на каждой отдельной “клетке” вы можете строить одно Чудо Света. А еще появилась возможность строить специализированные районы города, которые также занимают места на гексе. И в этих районах можно строить еще дополнительные здания. Например, на территории кампуса можно возвести библиотеки и университеты, а в культурном районе — амфитеатры и оперы. Производственный район можно превратить в фабрику и оснастить электростанцией. Если с высоты птичьего полета, механика выглядит просто, то по мере вникания в данную систему, понимаешь, что Civilization VI стала более комплексной. Это не значит, что она сложнее — но управление развитием вашей империи обросло беспрецедентным количеством уровней.
Конечно, вы можете играть, не сильно беспокоясь о массе вещей, и у вас все будет получаться (на низких уровнях сложности), однако если вы начнете внимательно думать над различными системами, вникать в их переплетение, то испытаете интеллектуальный оргазм от всех тех мелочей, которые складываются в общую картину развития вашей цивилизации.
С каждым новым слоем вы будете открывать новые механики, требующие вдумчивого расчета и планирования. Не используете "эврику" как можно чаще? Ждите просадки в развитии технологий. Не используете торговые караваны и отношения с городами государствами? Можете забыть о дополнительном золоте для покупки юнитов или строений. Не учитываете развитие гражданских наук? Приготовьтесь к стагнации, пока другие империи переходят на новые формы правления или меняют курсы, укрепляющие позиции по ключевым фронтам. А как насчет новой концепции культуры? Не говоря уж о системе получения великих личностей. Кстати о последних, все они имеют не одну унифицированную специальную способность, теперь у всех она уникальная. Например, один великий торговец даёт бесплатный рынок и банк в коммерческом районе, а другой — увеличивают доход от караванов.
Система институтов Civilization VI эволюционировала в полноценное культурное древо технологий со своими бонусами и требованиями и, конечно же, местной “эврикой”. Культура не только позволяет вам открывать специфические технологии или строения, она также включает систему государственного строя и политик. Каждый тип государственного строя, от теократии до демократии, теперь не только предоставляет бонусы вашей цивилизации, но и включает определенное количество слотов в четырех областях государственного развития: военной, экономической, дипломатической и дополнительной.
Выбирая из постоянно растущего списка государственных курсов, вы сможете еще глубже настраивать и кастомизировать цивилизацию под свои нужды. Если вы стремитесь к строительству множества городов, то выбирайте курс колонизации, снижающий время строительства поселенца. Предпочитаете войну? Выбирайте курс, ускоряющий производство военных отрядов тех или иных временных периодов. И самое главное — количество государственных курсов поистине огромно. К современной эре, вы будете тратить по 5-10 минут, взвешивая все за или против различных комбинаций курсов, максимизируя те области, в которых заинтересованы именно вы.
Тоже самое касается и городов-государств. При достижении статуса сюзерена над одним из них, открывается уникальный бонус города. Например, один город обеспечивает вас парой дополнительных редких ресурсов, а другой усиливает бонус культуры и туризма от шедевров и артефактов. К тому же, для увеличения влияния над городами-государствами больше не нужно платить деньги — всё стало куда элегантней. Место золота заменили послы, которые генерируются за определенный период. Чем больше послов отправлено в город-государства, тем более влияние у вас над ним. Но не стоит дремать — другие цивилизации тоже будут увеличивать число послов в городах государствах, стараясь заполучить сладкие-сладкие бонусы. Серьезно, некоторые из них более чем заслуживают борьбы за влияние.
А ведь это только начало! Изменений в Civilization VI настолько много, что всех их упомянуть просто невозможно, иначе статья превратится в монографию. Но несмотря на все это, знакомый с прошлыми частями серии игрок будет чувствовать себя, как гоплит в фаланге — всё будет схватывать на лету.
Некоторым изменениям подверглись и компьютерные мозги лидеров цивилизаций. Конечно, у них все еще разум шестилетнего ребенка, но всё же, прогресс заметен — уже не пятилетка. Теперь, во время войны, если ИИ замечает, что проигрывает, то он начинает отводить свои войска для перегруппировки и зализывания ран. Однако, не стоит рассчитывать на что-то жаркое, всё плохо — компьютер не может в тактику, а просто давит количеством. Например, при уровне сложности "император", ИИ стартует сразу с двумя поселенцами.
Сахарок в игру с ИИ добавляет переработанный баланс цивилизаций. Так как в Civilization VI добавили множество мелочей, которые позволили разработчикам сделать каждую фракцию уникальной. Например, Конго не может основывать религию, взамен цивилизация получает хороший бонус к культуре. А еще у всех цивилизаций появилась уникальная черта характера. Из наболевшего: Харальд Хардрада из Норвегии обожает строить много кораблей и грабить побережья других цивилизаций.
Civilization VI поражает. Firaxis провели фантастическую работу над ошибками и выпустили невероятно качественную игру. Разработчики смогли угодить всем — не уйдя далеко от классики, они наполнили игру огромным количеством новых деталей. Новички могут ознакомиться с результатом десятилетней работы, а ветераны — утонуть в океане новых мелочей. В общем, абсолютно обязательно к ознакомлению. К тому же мультиплеер стал теперь куда более стабильней, чем у предшественников.
44 Комментария
Сейчас налетят коршуны с претензиями на мультяшную графику.
Насчет "Как изменить все и ничего одновременно" прям в точку. Полностью согласен с оценкой. Графон - не самое главное в цивике, да и он там довольно приятный.
всё таки Цива,обойдет Total War Warhammer,за звание лучшей стратегии года
@Anatoliy, @Orange, я сам когда впервые увидел, подумал "Фи". Потом передумал. Потому что это нормально — менять мнение и вкусы
@Red-259Dragon, каждая в своей категории хороша
Согласен с обзором по большей части. Игра действительно смогла выстрелить при всех тревожащих моментах.
@Red-259Dragon, будет обидно. Ваха вышла крайне сильной и очень самобытной
циве6 мне все понравилось. а волнует только одно - а что будет в длс? сценарии? новые нации? или еще какиенто новые механики (как когдато для 5ой были религия/шпионаж)
@Egrassa, Total War Warhammer,шикарен !!!Надеюсь,его всё таки не прокатят
у игры с оптимизацией на самом деле все плохо ?
Ну на самом то деле проблем у игры тоже хватает, и весьма важных. Первое это конечно ИИ, жутко агрессивный, но слабый. Неинформативный интерфейс. Ну и все же механики надо как то разъяснять, а то не то что все, даже половина не понятна с первого раза даже тем кто играл в предыдущие части.
@Redgi666, нет. Оптимизация в порядке. Если не запускаете мега-огромные карты. Но конечно лучше посвежее машину, хотя бы 14-го года, и все будет отлично.
@kaaz, даже я, ветеран Цивы, запутался. Правда, потом таки полез в цивопедию.
У игры действительно есть проблемы и я надеюсь, что их постепенно подтянут. Тот же лог событий нужен, возможность удалять районы в городе, экран дипломатических отношений и прочее.
При всем этом, все же количество плюсов и новых вещей вызывает восторг. Ждем модов и апдейтов от Firaxis
А то, что ИИ ниже плинтуса, почему никак в оценке не учитывается?
@moadib, он не хуже чем в прошлых частях
поэтому и не 10
Я бы еще к минусам отнес местами ну совсем мелкий интерфейс.
@solshi, мелкий? мне наоборот понравилось, что не занимает кучу места
@Cohen, например шкала опыта, не знаю может дело привычки.
@solshi, опыта? в смысле исследований?
@Cohen, опыт юнитов.
@Cohen, хуже. Здесь ему добавили подсказки в виде черт лидеров наций, которые он игнорирует. А мог бы стать хотя бы разнообразным болванчиком. Посмотрите последнее dlc для EU4, для сравнения.
@moadib, ну EU не Civ )
Я в Civ 5 довольно давно последний раз, так что не помню прям точно, но мне кажется, что умнее он там не был... плюс, будут же моды на ИИ
@moadib, ну вы сравнили, друг.) Это игры совершенно разного уровня. Для ИИ всё сложнее в Civilization VI, так как тут надо куда больше просчитывать и делать всё с нуля, чего нет в Европке. Потому я могу понять сложность реализации хорошего ИИ в Цивилизации.
Но он стал лучше. Не особо, но лучше. Поверьте.)
@Cohen, ну-с, в прошлой части он не влетал в тебя двумя ногами в тот момент, когда у него армия в два раза меньше чем у тебя).
@MotoMan726, ну не знаю, не заметил такого. Наоборот, теперь если у него явно меньше сил, ИИ старается отступить... В общем, мутное это дело.)
@Wanderbraun, программный код игры точно мутен, но я имел ввиду то, что он объявляет войну, когда у него армия меньше, а то что он отступает я тоже видел.
@Cohen, просто никогда не играл в цивилизацию и вот думаю начать знакомство с этой серии) и хочется, чтобы комфортно было)
@Redgi666, это лучшая игра в серии, так что вы вовремя решили.)
@Wanderbraun, какую цивилизацию выбрать в начале игры лучше ?
@Redgi666, ну, тут уж сами решайте, какой стиль вам подходит.) Лично мне больше всего Фридрих Барбаросса нравится.)
Кстати! А вроде в рекламных роликах была еще Екатерина от России, а в игре чет не заметил ее. ВТФ?
@Cohen, я согласен что плюсов больше, но пока все же и минусы есть, и серьезные. Игре требуется доработка и допиливание, и после она будет лучшей, сейчас пока нет.
@Cohen, где я сказал, что он был умнее в 5й?? Я говорю, что в 6й он не стал лучше, хотя есть все предпосылки сделать хотя бы что-то в этом направлении есть.
@Wanderbraun, вы читаете что я пишу? Причем тут общий ИИ? Чего сложного в том, чтобы придерживаться черт своих правителей? А не говорить, что американцы любят миролюбивые нации и нападать, после чего обвиняя тебя же в милитаризме???
Не надо только выдумывать, что ИИ в циве нападает на тебя из-за того, что это "сложная" игра. Нападает всегда. Можно не строить города(чтобы не мешать ему захватывать территорию), занять последние строчки по всем видам побед, чтобы не представлять угрозы - ИИ всё равно нападёт. Даже если это "миролюбивые" америкосы :)
@Wanderbraun, тогда с него и начну)
@kaaz, да, я о том же.
@moadib, не знаю. Ганди и Рузвельт пока что просто так на меня не нападали. А остальные нападают только с огромным превосходством в силе. Может вы на лёгком играете?
@Wanderbraun, нет, ознакомительную я играл на Князе, там Рузвельт нападал только на меня. А на уБожестве ИИ только и делает, что нападает =) Буст-то значительный с самого старта. Собственно поэтому Военная победа у меня была на уБожестве.
Опять же, раз Ганди упомянут был - ИИ не останавливало, что за нападение на индусов они получают штрафы бОльшие чем обычно :)
@moadib, князь это довольно маленьких уровень сложности. =)
@Wanderbraun, мне нравится, как Вы выборочно читаете и отвечаете на мои комментарии(нет) :) Или Божество - тоже довольно маленький уровень сложности, чтобы обсудить проблемы ИИ?
@moadib, По сравнению с пятой частью ии здесь ещё тупее. Нет больше союзов для совместного нападения.
То,что какая-либо страна владеет ядерным потенциалом больше не устрашает других.
Теперь выгодно отстраивать себе как можно большую территорию,и задавить мощью остальных. Штрафа за территорию больше нет. Специальные ресурсы почти бесполезны. Баг с продажей юнитов старых эпох. Мало юнитов. Игра проносится быстро.
На стандартной скорости уже 1400 год биг бен строят.
Выносят города государства сразу же.
Они теперь особо мощи не дают как в ООН. Расходники вообщем. Дипломатия скудная. Раньше я мог наложить эмбарго на любую страну,сломать её экономику. Где это теперь?
Построил 11 чудес в первой игре на императоре.
Смех да и только.
Всё равно одна большая война будет. Невозможно закончить партию ни с кем не воюя.
Лучше чем ванильная 5-ка. Но 9.2-слишком много.
А вот лично меня расстроил очень симпатичный, но неудобный и порядком глючный интерфейс. Игра то прям ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ! И новые механики интересные. Даже примитивизм ИИ не сильно напрягает. Но унификация интерфейса - никакая, его информативность и доступность - беееее... Особенно выбесило управление шпионами.
@creatormux, Согласен! Самое забавное, что многие механики вообще не объясняются в принципе, и часто сообщество само эмпирическим методом пытается найти решение той или иной проблемы. Думаю, с этим что-то сделают со временем.
@IllusuveMam, полностью согласен. Будем надеяться что допилят
Мне почему то сразу вспомнился выход Симс4 - когда появился мультяшный графоний и чуток приятных изменений интерфейса, а на деле осталось все тоже самое - даже меньше в некотором плане. И вот сейчас, вроде игра интересна - но не вижу смысл покупать её ДО голд издания. Пронастальгировала поиграла в предыдущую часть и норм =) Эту обязательно куплю, но не скоро - спустя кучу патчей.
@Silena, Зря! Как я уже сказал, в игре изменений просто гора. И она интересна уже сейчас. Но, каждому своё. :)
Никаким "шикарно" даже не пахнет. Купил, доверившись некоторым отзывам, в которых люди писали, что в этот раз не надо ждать аддонов, сразу все круто. Черт с два. Как всегда. Шестая Цивилизация станет Цивилизацией после пары дополнений. Изменений много, некоторые очень крутые и значительные, но все это работает через пень. Сейчас игра явно хуже пятой части, отшлифованной дополнениями.
Туман войны - отвратительный. Сливается с неразведанной частью карты. Иногда даже невозможно понять, какой там ландшафт. Глаза болят. ИИ - тупорылый. Абсолютно бредовые осуждения и войны без причин. Дипломатия какая-то куцая. Великие люди - дисбалансные. Темпы развития - неадекватные. У игры 1000 и 1 проблема. В общем, если еще не купили, можете смело ждать год, а потом купить и со скидкой, и с аддонами. Ничего не потеряете.
@trynkin, вы явно преувеличиваете, но это ваша воля.
потрясающая цивка получилась
в первый же вечер залип до утра