No Man's Sky
Космос не терпит зануд
Если сейчас каждый второй школьник мечтает стать видеоблогером, то ещё каких-то двадцать лет назад каждый мальчик мечтал о бескрайних просторах космоса. Мы жили в стране романтиков, летом отправляющихся на море и дачу, но с упоением смотрящих на бесконечность звёзд.
На сегодняшний день существует множество проектов, позволяющих удовлетворить это любопытство: Elite: Dangerous, Star Citizen, EVE Online, Star Conflict и многие другие. Перечислять можно долго, так как за десятки лет сформировалась целая аудитория, готовая кушать все обещания разработчиков подобных игр. За неведомую мечту можно и потерпеть.
Играя во все эти космоодиссеи, обычный человек вынужден становиться попутно бухгалтером, стратегом, купцом, старшим научным сотрудником MIT и не пойми ещё кем. Но что же делать простым романтикам, с детства мечтающих о непрерывных пустошах?
Для таких людей с неба свалился Шон Мюррей вместе с маленькой командой Hello Games, став новым пророком для больших мальчиков со всего мира. Что тут говорить, он и сам большой мальчик, взваливший на свои плечи и плечи товарищей непомерный труд. Вот оно — 18 446 744 073 709 551 616 планет. Мы не уверены, знает ли большинство наших читателей, как правильно читать это число, да и нужно ли знать. Это много, очень много — 18,5 миллиардов, умноженных на миллиард. И каждый уголок в этой вселенной уникален.
Если вы читали мои первые впечатления после нескольких часов игры, то можете поймать меня на повторении в дальнейшем. Первые впечатления — самое яркое, что может дать No Man’s Sky. Первая планета, первый полёт в космосе, первая пещера, первый космический бой, первый динозавр. Всё это аккуратно играет на каких-то струнках внутри, заставляя радоваться маленького космонавта.
Первая планета представляется жутким и холодным местом, где ты боишься далеко отойти от корабля, но всё равно идёшь и идёшь в поисках неизведанного, вынуждая себя возвращаться 10 минут чистого времени. Такой крутой и атмосферный симулятор выживания.
Вся прелесть No Man’s Sky — в неведении и наивности. Пока ты ничего здесь не знаешь, пока ты гость в этом космосе, ты остаешься маленькой букашкой во вселенной, преклоняясь перед её величием. Но когда ты узнаешь игру лучше, чем самого себя, то маленький ребёнок внутри умирает, уступая прагматичности и жадности взрослого. Космос не терпит зануд.
Со временем игра превращается из прекрасного космического путешествия в очередную гриндилку ресурсов, без которых тут нельзя и шагу сделать. Процедурная генерация развлекает и удивляет только первые несколько галактик. Когда ты увидишь радиацию, пустыню, снежные просторы, водные глубины и ещё несколько разновидностей местного окружения, тебя будет очень и очень сложно чем-то удивить.
Бесчисленное многообразие существует только для того, чтобы убить какое-либо желание исследовать всё. Со временем начинаешь воспринимать окружающий мир за данность, а не цель.
Лишь изредка останавливаешься и медитируешь на прекрасное сочетание какого-то сияния и нескольких планет в небе. Игра безумно красивая, этого не отнять. Окружение завораживает, хоть и надоедает спустя десятки часов.
Буквально на всё тут нужны ресурсы и деньги. Ваш костюм требует подзарядки, ваше оружие требует подзарядки, ваш корабль требует подзарядки. Новый корабль можно либо найти и починить, как свой первый, либо купить у остановившегося неподалёку инопланетянина.
Всего в игре три основные расы: геки (торговцы), корваксы (учёные) и вай’киины (воины). Изначально мы не понимаем ни единого их слова, полагаясь на примитивные средства коммуникации. В процессе игры мы находим различные монументы, руины и артефакты, среди которых можно выучить пару новых словечек и увеличить репутацию.
На репутации и выученных словах строится примерно 95% случайных ситуаций. Если изначально монументы и задачи будут сложноваты из-за банального непонимания, то со временем данный геймплейный элемент тоже превратится в рутину. Все задачи строятся по нескольким заранее заданным формулам, которых не очень-то много, а монументы через какое-то время и вовсе перестанут предоставлять выбор, молча отдавая слова.
Игра так и кричит фальшивостью. Впервые находя руины или какой-нибудь монумент, испытываешь невероятный трепет в ожидании грандиозного. Какое же приходит разочарование, когда самая интересная конструкция на тысячи километров оказывается не уникальной, да ещё и служащей для простого выучивания слов.
В голову приходит Shadow of Mordor. В нём не было генерируемого мира, а локации выглядели однообразно. Но в нём была жизнь: практически каждый опыт и ситуация были уникальными. Чего не скажешь о No Man’s Sky.
И с уникальностью тут явные проблемы. Если планеты огромные и более-менее можно сказать, что разнообразные, то о зданиях такого и близко не скажешь. Они как братья близнецы, которые даже не особо меняются у различных цивилизаций. Здания, ящики и другие предметы цивилизации размещаются по планете рандомным образом, поэтому застрявшие в скале куски и подводные лаборатории без входа — это нормально.
Космос первое время радует больше всего — гиперпрыжки, космические станции, столкновения с пиратами, грабёж огромных торговых кораблей. В начале всё это кажется нереальным, ведь единственное спасение от смерти в стычке — спикировать на ближайшую планету. Это часть игры дольше всего подогревает интерес к приключению, оправдывая добычу ресурсов, чтобы прокачать свой корабль.
Два прыжка в поиске чёрной дыры, перемещение в неизведанную систему, агрессивно настроенную против спутника — всё, что нужно мальчику. Но со временем прокачки вооружения любое столкновение превращается в “позволь автонаведению сделать своё дело”.
Интерфейс и многие стилистические моменты сильно напоминают Destiny. Игру не зря сравнивают с творением Bungie, очень часто не покидает ощущение дежавю. Hello Games не стесняется “заимствовать” у своих коллег по цеху.
Музыкальное сопровождение в исполнении 65daysofstatic с одной стороны заслуживает похвалы: оно давит на тебя всей атмосферой планеты, нагнетает ужас и позволяет расслабиться. С другой — спустя десятки часов ты начинаешь его ненавидеть. И ребята не виноваты, что их музыка ассоциируется с монотонностью.
У нас есть цель — достичь центра вселенной. Или можно последовать пути Атласа. Одно другому не мешает, даже дополняет и помогает. И тут кроется самая интересная и разочаровывающая часть одновременно, породившая тонну обсуждений на форумах. Как минимум, перед написанием обзора стоило “пройти” игру, чтобы оставить приятное послевкусие.
В этом абзаце будет маленький спойлер, он никак не повлияет ни на что, так как тут не на что влиять, но мы предупредили. После того, как вы пройдёте по пути Атласа, вас может ждать сюрприз и разочарование. Игра перезапустится, а мы снова очнёмся на непонятной планете с сломанным кораблём, но с сохранением всего нажитого. Родится новая звезда. Неужели игрок выступает лишь инструментом для построения вселенной?
Теоретики физики изо дня в день бьются над вопросами, что такое жизнь и откуда всё произошло. Кто-то скажет, что разработчики модно разбивают четвёртую стену, заставляя мир игры рефлексировать. Но в физике есть теория, согласно которой наша вселенная и все мы — это лишь компьютерная симуляция. Этой теории придерживаются Нил Деграсс Тайсон, Илон Маск и Ник Бостром, хотя последний впоследствии отказался от своих идей.
Не в первый и не в последний раз компьютерные игры поднимают серьёзные вопросы. Изо дня в день игры задают вопросы нравственности, социума, этики и других не менее важных тем. Например, серия Deus Ex как никогда создаёт конфликт вокруг модификации человеческого тела, заглядывая в не очень-то далёкое будущее.
Кто знает, через каких-то 10000 лет мы можем и сами создать полностью симулированную вселенную, обитатели которой будут любить, совершать ошибки, совершенствоваться и падать. Может быть, стремление к центру вселенной — это лишь стремление к выходу?
В мире существует невероятное количество игр хуже No Man’s Sky. Главная проблема игры в том, что она пытается выдать себя за доделанный AAA-проект, хотя является инди в раннем доступе с большими амбициями. NMS — это невероятно крутая платформа, которую разработчики могут доделывать годами в поисках той самой мечты.
Все претензии строятся на том, что игру не доделали. Она постоянно напоминает о маленькой команде разработчиков и инди-происхождении. Hello Games должны были либо отложить релиз, либо попросить дополнительную команду у Sony в помощь.
У No Man’s Sky может быть большое будущее. Но где-то через год с честным отношением к игроку. Сейчас это мёртвый космос с бесконечной рутиной и однообразностью.
Несмотря на все минусы, вы можете один раз зайти и отойти спустя много часов, пропустив важную деловую встречу. Обвиняя игру в однообразии, мы забываем про то, что настоящий космос такой, какой он есть — однообразный, пустой и холодный. Кто знает, может когда-нибудь кто-нибудь из вас ступит на планету Shazoo в Shazoo Universal.
- Игрок No Man's Sky попробовал рыбачить в торнадо — вышло катастрофически
- В No Man's Sky теперь можно заниматься рыбалкой
- В Elite Dangerous появился новый корабль, но за реальные деньги