Краткая история финских компьютерных игр [часть вторая]

Продолжаем исторический экскурс по видеоиграм заснеженной Финляндии. В это части: аркада про таксиста, который подвозит людей с дефектами речи; симулятор ноги борца сумо; RPG, разрабатываемая более 20 лет; первый финский квест; черви и гонки на автомобилях АвтоВАЗа.

Дата публикации оригинального текста: 29.09.2013

 

В прошлой статье мы закончили с Commodore 64, и посмотрели на игры для Amiga и Atari ST. С распространением модемов, инди-разработчикам стали доступны иные способы дистрибуции своих творений, и, хотя ей и не было места на страницах компьютерных и игровых журналов, большое распространение получила так называемая «гаражная индустрия». В этой статье я продолжу рассказывать о 16-битных играх, и плавно перейду к независимой разработке для PC периода 1990-1996 гг. Если вы все еще не читали первую часть краткой истории, советую ознакомиться.

Способ распространения при помощи shareware (условно-бесплатное программное обеспечение — программное обеспечение, с безвозмездным (или возмездным при определенных условиях) использованием) стал отличной возможностью для всех разработчиков. Это была следующая ступень дистрибуции, следовавшая после размещения демоверсий на аудиокассетах и дискетах, прилагаемых к журналам, только на этот раз игры распространялись среди друзей или на форумах — немного похоже на то, чем занимаются пираты, за исключением незаконности, так как shareware-версия не являлась коммерческим продуктом.

Обычно в shareware-версию включали несколько уровней или один эпизод, но при этом игра демонстрировала все свои геймплейные особенности. Заплатив требуемую сумму с помощью почтового перевода, или иного доступного способа, вы получали полную версию непосредственно от разработчика. Это был один из самых распространенных методов реализации игр в начале 90-х, наибольшее развитие он получил на PC, но примерно те же идеи использовались и в среде владельцев Amiga и Atari.

И хотя эта статья началась с рассказа о shareware, первая игра, про которую я расскажу, была freeware (программное обеспечение, лицензионное соглашение которого не требует каких-либо выплат правообладателю), по крайней мере, мне не удалось найти никаких упоминаний о коммерческом релизе, и единственная версия, которую я смог отыскать, была абсолютно бесплатной и не содержала в себе никаких ограничений.

Игра была разработана в 1990 году человеком, по имени Jani Metsätähti и, на минуточку, один из ее персонажей подарил свое имя музыкальной группе моего друга. Речь идет о Deluxe MopoSota (Deluxe Mopedwars) — сильно доработанной версии игры о световых мотоциклах из Tron, с возможностью использовать оружие. Из основных достоинств: ряд карикатурных персонажей, за которых можно было играть и три слота под пушки на каждый байк. Выглядело все это дело как-то так.

Летом 1990 года, другой независимый разработчик, Sami Maaranen, приступил к воплощению своей игры-мечты — UnReal World. Это был roguelike в открытом мире Ankhyrnia, позже измененным на Финляндию времен Железного Века, где вам нужно было выживать, строить себе убежища и сражаться с кучкой... ну, вы знаете, что дальше. Но UnReal World представляла собой куда больше, чем обычный roguelike — она больше походила на компьютерные игры по системе D&D или на серию Ultima. Первые версии были реализованы в ASCII-графике и имели зачаточную механику выживания, но многое дорабатывалось и улучшалось с течением хода разработки, который длится уже 22 года. Взгляните, как менялась игра за это время.

PC: UnReal World, скриншоты некоторых старых версий

URW свободно можно скачать с официального сайта, и я очень советую вам поддержать проект донатом, если игра вам понравилась, т.к. это единственный источник ее финансирования.

Тем временем, на Amiga придумали свою shareware. Наверное, самой известной финской игрой того периода можно назвать TurboRaketti, а точнее ее сиквел. Это мультиплеерный deathmatch, базирующийся на идеях аркады Gravitar от Atari. Вы летаете по пещере, убиваете других игроков, а если сумеете продержаться в живых достаточно долго, вам придется сажать самолет на землю для дозаправки. TurboRaketti породила кучу клонов и большинство из них были сделаны в Финляндии, но к ним мы вернемся чуть позже. Скачать ROM в. adf формате можно отсюда.

Моей самой любимой shareware является Slicks ’n’ Slide — гонки 1993 года выпуска. Игра разработана Timo Kauppinen для DOS, а позже получила духовного наследника в лице GeneRally.

Полная версия Slicks ’n’ Slide имела редактор трасс, но главной фишкой, сделавшей игру одной из самых лучших гонок, выпущенных для DOS, была возможность одновременной игры на клавиатуре сразу для четверых игроков. Это просто взрывало мозг, правда, необходимо было покопаться в настройках назначения клавиш. Игра все еще официально продается, и вы можете купить ее всего за 4.95€.

 

 

В 1992 году, хорошо известная компания по продаже игр Komentokeskus Oy (Osakeyhtiö, что, примерно, можно перевести как «акционерная компания» — финский эквивалент Общества с Ограниченной Ответственностью — ООО) выпускает в продажу action/adventure Kheops — Suuri Mysteeri (Cheops — «The Great Mystery»). Лично я в нее не играл, но, говорят, она чем-то похожа на Dungeon Master, только с гораздо большим упором на головоломки и исследования, чем на RPG-составляющую. Это первый коммерческий релиз для DOS, который я могу вспомнить, начиная с Nero 2000. Разумеется, могли быть и другие игры, но подобную информацию всегда трудно найти.

В 1993 году основываются сразу две компании-разработчика: Bloodhouse и Terramarque. Я помню, в то время эти ребята наделали немало шума в компьютерных кругах Финляндии — имея в штате отличных программистов и художников, студии собирались покорить мир своими играми.

Первая игра Bloodhouse вышла в том же 1993 году. Являясь, по факту, прокачанной версией Asteroids с улучшенной графикой, Stardust имела релиз на Amiga и Atari ST, а после отличных продаж, заимело обновленный порт на AGA (Advanced Graphics Architecture) и CD32 под названием Super Stardust.

 

Terramarque выпускает свою игру уже в 1994 году. Elfmania — добротный beat’em-up, получивший очень высокие оценки от рецензентов в компьютерных журналах. Elfmania должна была стать последним проектом, в котором принимал участие в качестве разработчика уже хорошо известный нам C64-программист Stavros Fasoulas, однако, по определенным причинам, Stavros попросил убрать его из титров, несмотря на то, что он полностью курировал проект и даже написал для него систему искусственного интеллекта.

С 1991 года Fasoulas работал над Private Investigator Dollarally — проектом на стыке жанров, что-то между APB, Spy Hunter и Grand Theft Auto, но разработка Elfmania полностью заняла его на несколько лет. Вместе со смертью Amiga как актуальной игровой платформы в 1994 году, издатель Renegade отменяет игру Stavros’a. Существовала полу-рабочая демоверсия P.I.D., но ее копия утеряна. Все, что мы имеем на сегодняшний день — это несколько скриншотов на Hall of Light.

В 1995 году Bloodhouse и Terramarque объединяются в студию Housemarque. Вплоть до 1999 года компания занимается разработкой для PC, плавно готовясь перейти на консоли, но это тема уже для отдельной статьи. В 1996 году, GameTek выпускает две игры Housemarque для PC: порт Super Stardust, и point-and-click adventure Muukalaisten yö/Alien Incident. Последняя отметилась как первая игра adventure-жанра, разработанная в Финляндии, но, в целом, прошла не особо замеченной, и мне потребовалось большое количество времени, что раздобыть хоть какую-нибудь копию. 

 

Последним известным коммерческим релизом для Atari ST, разработанным в Финляндии, считается клон TurboRakettiUtopos, выпущенный в начале 1995 года компанией Aggression. Сейчас игра доступна для бесплатного скачивания на сайте NT Rautanen’s.

Несмотря на прекращение выпуска новых игр для Amiga и Atari ST, фанаты продолжали бороться за их жизнь вплоть до 1994 года и даже позднее. К примеру, компания Extend Design выпустила головоломку Mega Motion для Amiga с помощью издателя Black Legend.

В 1995 году Avesoft выпускает свой последний релиз — уникальную космическую RPG Metallic Nations, которая, к сожалению, на данный момент абсолютно неработоспособна из-за отключения серверов, но идея была в том, что вы покупаете игру и регистрируетесь в качестве игрока на сервере. Еще более необычно то, что вы можете играть на своем PC против соперников с Amiga. Звучит действительно круто даже сейчас, но, по понятным причинам, вместе с закрытием компании прекратилась и поддержка игры. Это все, что мне удалось узнать — информации о ней не так уж много. Но несколько скриншотов раздобыть мне удалось.

Еще одной игрой, выпущенной после заката Amiga, стал beat’em-up с кровищей Damage: The Sadistic Butchering Of Humanity, разработанный студией Suomi-Peli и выпущенный при поддержке Crystal Software. По идее, проект достаточно редкий, но. adf-файл (Amiga disk file для эмуляторов) сейчас доступен для свободного скачивания на официальном сайте игры.

Помимо этого, OTM выпускает клон Chaos Engine на военную тематику — Watchtower, разработанную, судя по имеющейся у меня информации, объединением шведских программистов под названием CyberArts Ltd., но ручаться за это я не могу. Игра не получила большого внимания, в основном из-за отсутствия интереса игроков к Amiga как к игровой платформе (негативные обзоры тоже сделали свое дело). Однако было выпущено два издания, одно из которых очень редкое и даже планировался порт для CD32, но вскоре он был отменен. На этом все, Amiga на долгое время осталась без свежих игр, та как все разработчики перешли на Windows, а позже и на эти ваши консоли.

Тем временем, оставшиеся верными старому доброму Commodore 64 энтузиасты начинают разрабатывать новые проекты для него. Jani Hirvo в 1994 выпускает бета-версию Penguin Tower, но финального релиза игра так и не увидела. Более плодовитый программист, Tomi Malinen, начинал с написания простеньких игр еще в 1989 году, однако выкладывать их в интернет стал только в 90-е, вместе с расцветом популярности эмуляторов. На GameBase64 Tomi значится автором 35 игр, однако год разработки большинства из них определить очень сложно. По имеющимся данным можно сказать лишь, что первой игрой, разработанной им после своего дебюта, Super Lätkä (1989 г.), стала аркада Rooms, изданная в 1994 году. С учетом того, что Tomi Malinen разрабатывает игры и по сей день, его опыт написания под C64 перевалил уже за третий десяток.

Ранние игры Tomi Malinen для Commodore 64

Пока все остальные разработчики уходили на PC, отдельные команды занимались созданием демок и небольших инди-игр, некоторые из которых становились культовыми. В 1994 получила старт одна из самых продолжительных спортивных серий вместе с выходом Ski Jump International, или, как она называется на самом деле, Lartzan SkiJump. Имея очень простенькую графику и геймплей, здесь большое значение имел ваш собственный скилл, но и определенная доля удачи тоже не была лишней. Ski Jump 2 зацепила меня очень надолго, и я до сих пор в нее иногда поигрываю. Deluxe Ski Jump была выполнена в 3D и, на мой взгляд, это было уже лишнее. Тем не менее, это все еще отличная серия, можете ознакомиться с ней на официальном сайте.

Жанр «летаем по пещерам» (cave shooter), получивший на Amiga в 90-е годы, начиная с TurboRaketti II, огромное распространение, на PC несколько подзадержался. Я не большой фанат всего этого, поэтому просто перечислю несколько игр: AUTS, KOPS, Assault Wing, Rocket Chase, V-Wing, KaBoom, и, пожалуй, самый любимый игроками проект — Wings

Слева направо: Wings, Rocket Chase, Assault Wing

Еще одной «золотой жилой» второй половины 90-х были игры о червяках (worms games). Ну, знаете, где вы, управляя червем, должны постоянно что-то есть. Наибольшее распространение они получили после выпуска компанией Nokia подобной игры для своего телефона Nokia 5110 в 1998 году, но игра Sami «Zorlim» Lehtinen’s Pizza Worm запустила волну подражаний уже в 1994 году. Pizza Worm, скорее всего, первая вариация Nibbles, где вы можете поворачивать червяка под любым углом — это чем-то похоже на управление автомобилем в играх наподобие Rally Speedway или Micro Machines. В более поздних версиях Pizza Worm добавились звуковые эффекты, издаваемые червячком при пожирании («Я голоден!», «Омномном», «Вкуснятина!», ну и отрыжка), веселенький саундтрек и улучшенная графика.

Чуть позже разработчики начали развивать идею и думать, что еще можно добавить в подобные игры. Моими любимыми представителями являются те, в которых поедаемые предметы влияют на поведение червяка — к примеру, Beerworm или Drugworm.

Помимо PizzaWorm, Zorlim выпускает еще только один проект — немного улучшенную версию старой игры Arcade Volleyball от Rhett Anderson для C64, Amiga и DOS. Zorlim’s Arcade Volleyball (ZAV), вышедшая в 1995 году, стала широко известной в узких (очень узких) кругах, но, в целом малая популярность разработанных им игр охладила страсть Zorlim к индустрии.

Перед тем как продолжить рассказывать о коммерческих релизах, упомяну еще парочку инди-проектов, запавших мне в душу. Это были провокационные аркадные игры, с намеренно ужасной графикой и семплами, имитирующими речь инвалидов — Inva-Taxi (1994 год) и Separila (1998 год). Мне не удалось заставить Separila нормально работать под DOSbox, поэтому держите скриншоты из Inva-Taxi. Суть геймплея заключалась в том, чтобы попытаться понять по невнятной речи пассажира, куда его надо отвезти и кликнуть в это место на карте.

В 1996 году Tuomas Korppi выпускает в свободный доступ довольно уникальный спортивный симулятор — Hyppyheikkien Sumopaini (The Fight of the Sumo-Hoppers). Это очень странная игра, в который вы, сражаясь против другого игрока, сидите за одной клавиатурой, и, используя восемь кнопок, пытаетесь управлять ногой борца сумо, изменяя ее угол и длину. Довольно сложно объяснить, как это играется, поэтому найдите ее, скачайте и сами попробуйте. Вещь довольно аддиктивная, поэтому не пожалейте времени на поиски.

Помимо этого, в 1996 году выходит несколько игр от никому неизвестного программиста под ником Cadaver. Первая — The Trooper (по мотивам одноименной песни группы Iron Maiden), скоростной hack’n’slash, вторая — Lada — The Ultimate Challenge, стремительная футуристичная(?) гонка с вертикальной прокруткой (судя по логотипу игры, она была посвящена Волжскому АвтоЗаводу – прим. пер.). Позже этот парень еще покажет себя, выпустив нечто совершенно неожиданное.

Наконец, еще одна компания — Skitso Productions. Основанная в 1995 году, сразу же выпускает свой первый релиз — очень продвинутый клон BombermanMine Bombers. Игра по популярности находилась где-то между Pizza Worm и Slicks ’n’ Slide, что было довольно неплохо для того времени. Имелся режим истории, deathmatch на двух игроков, куча разнообразного оружия и предметов, а также редактор уровней. Вторая игра — Down By The Laituri, была экономическим симулятором рок-фестиваля, вдохновленная ежегодным open-air’ом в Турку. Релиз не был особо успешен, но тематика была незаезженной, а проекты музыкальной направленности были любимы игроками еще начиная с Rockstar Ate My Hamster (1988), которая постоянно всплывала в памяти при прохождении Down By The Laituri. Сейчас, студия продолжает делать сиквел Mine Bombers, который, судя по всему, находится в производстве уже более 15 лет.

Вторая часть моей версии краткой истории финских компьютерных игр подходит к завершению, и я понимаю, как же много прекрасных проектов я оставил без внимания. Но я физически не могу рассказать обо всем, поэтому, перед тем, как я перейду к финалу, просто перечислю самые примечательные релизы: Line Wars 2, Assault Trooper, Men in War, Rally-Sport, Triplane Turmoil, серия Starfight, Euro Racer...

Закончить эту статью мне хотелось бы рассказом об одной из самых важных игровых компаний в принципе, не только в Финляндии. В 1995 году, несколько участников демо-сцены, проживающих в Эспоо, собираются вместе и основывают Remedy Entertainment. Уже в следующем году выходит их первая игра, Death Rally, top-down гонка со стрельбой и прокачкой. Она была довольно похожа на вышедшую пару лет назад на Amiga Gremlin’s Super Cars, зато в свой дебютный проект разработчики добавили узнаваемых персонажей, немного юмора и какие-никакие 3D-эффекты. Death Rally была издана Apogee, дистрибуцией занималась GT Interactive.

Оставаясь активными членами демо-сцены, Remedy принимает участие в Ассамблее 1997 года, представив Final Reality — смесь между демкой и бенчмарком. Чуть позже, в этом же году, студия создает новую компанию — Futuremark, для разработки бенчмарков, результатом чего стало появление 3DMark. (Большинство информации для этих двух параграфов было скопировано из Википедии, но что поделать, что поделать).

Позже, Remedy станет самым успешным финским разработчиком видеоигр, выпустив такие хиты как две части Max Payne, Alan Wake и ремейк Death Rally. Но все это слишком новые вещи для статьи об истории видеоигр, поэтому подробно рассказывать об этом я не буду.

В следующей части мы приблизимся к неминуемой смене тысячелетий и узнаем несколько странных вещей о финских разработчиках. Продолжение следует…

P.S. Подписывайтесь на группу The Old Games Times (там уже есть два человека, да) - так получать уведомления о выходе новых переводов будет удобней. Есть еще RSS-канал.

 

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники:
Читать комментарии на сайте