INSIDE

Депрессия, уныние и мальчик в красном свитере

kacnep

INSIDE начинается с середины истории. У нас нет ни вступления, ни предисловия, ни какого-то понимания о том, что вообще происходит. Наш герой, маленький мальчик в красном свитере, появляется посреди густого леса и ему приходится идти вперед. Мы бежим куда-то, попутно решая сложные и не очень головоломки.

Только достичь заветной цели не так уж и просто. Ты делаешь лишний шаг и неизвестные люди в белых масках стреляют в тебя из ружья. Вылезаешь на свет раньше времени — тебя душат и убивают. Спотыкаешься о дерево, тебя догоняют — смерть. Не прыгнул вовремя — смерть. Не попал в такт — смерть. Принял неверное решение — смерть. Смерть, очередная попытка, смерть, очередная преграда, смерть.

Не успел решить головоломку — смерть. Можно ошибиться, можно промахнуться, можно найти решение с третьей или даже пятой попытки, но вряд ли имеющиеся задачи станут чем-то архисложным. Они интересны, местами заставят вас немного подумать и построены на взаимодействии с окружающим миром: где-то найти деревяшку, в другом месте найти и открыть проход в следующее помещение, использовать управление зомбированными людьми в своих целях. Я не встретил ни одной головоломки, которая действительно заставила бы мои мозги скрипеть, но в паре моментов надо быть готовым не только думать, но и оперативно действовать.

И здесь кроется, наверно, самая важная механика игры: ты должен быть постоянно сконцентрирован и думать, чтобы успешно пройти игру. Моя первая смерть от человека в маске была совсем неприятной — такой же человек схватил и тут же задушил меня. Вторая еще хуже — собака разорвала мальчика в клочья. И так каждый раз: смерть здесь действительно неприятная, отталкивающая и умирать совсем не хочется. Как минимум, чтобы не видеть страдания мальчика, за которого переживаешь с самых первых минут.

Технических сложностей при прохождении возникнуть не должно — всего 5 кнопок для управления, которые позволяют решать поставленную задачу. Все это нам знакомо еще по LIMBO, выпущенного этой же командой, но и для новичков не станет проблемой. За прохождением игры и напряженными моментами, требующими не только правильных мыслей, но и оперативного реагирования на происходящее, почти невозможно пропустить то, что творится вокруг.

А происходит какой-то настоящий кошмар: какие-то черви торчат из животных и управляют ими, люди грузят других людей, похожих на зомби, в грузовики, куча трупов, страшные звуки, монстры. И все это в мрачных черно-бело-серых декорациях, которые совсем не делают происходящее веселее. Заброшенные фермы, грязная вода, нависающие над самой головой тучи и потолки. И от всего этого хочется бежать как можно скорее. В какой-то момент я просто сам себе сказал: "Стоп! Хватит!", чтобы перевести дух и собраться с мыслями.

Игра давит своей обреченностью, и ты двигаешься вперед с нарастающим ощущением того, что конец не будет счастливым. Совсем негромкая, а временами еле слышная депрессивная музыка усиливают атмосферу безысходности, а периодические смерти, которые очень часто выглядят просто отвратительно, давят на тебя эмоциональным грузом. Иногда складывается ощущение, что парни из Playdead специально сделали в игре участки, где ты просто бежишь вперед и смотришь на мир вокруг, чтобы лучше его прочувствовать, попытаться понять и начать переживать за мальчишку еще сильнее.

И во всем этом ужасе встречаются моменты, которые, как луч солнца, пробиваются через мрачные тучи. Их катастрофически мало, но, они есть. Например, посреди разрушенной фермы тебя окружают пара десятков желтых ярких цыплят. Именно они вселяют надежду, что счастливый конец возможен.

Playdead в очередной раз сделали маленькую крутую игру, которую смело можно заносить в список “Лучшие игры 2016 года”, просто пройдя дорогой, протоптанной LIMBO. Они взяли формулу отличной игры, изменили визуальное оформление, добавили эмоций и получили INISDE с неповторимым стилем.

При этом я не могу назвать игру инновационной, шедевральной и сложной. Когда ты ловишь темп и успеваешь оценить ситуацию вокруг, ты вполне можешь пройти ее без ненужных смертей, а механика проста и не ставит перед игроком каких-то трудновыполнимых задач. Игроки со стажем и любители платформеров будут чувствовать себя вполне комфортно при прохождении INSIDE и в какие-то моменты могут даже начать скучать.

INSIDE достаточно короткая и вполне может быть пройдена за два с половиной часа. Но ее атмосфера, окружающий мир и общие ощущения оставляют след в душе, и в этом, на мой взгляд, главная ценность игры.

Не исключено, что игра вас разочарует. Не исключено, что она станет проходным инди-платформером на один вечер. Не исключено, что вы в какой-то момент бросите ее. Она слишком индивидуальна, потому что строится, в первую очередь, на восприятии. И лучший способ понять это — погрузится в INSIDE, тем более что цена у игры совсем не кусается.

Ну а финал вас удивит — после всего происходящего на экране во время прохождения, такого конца от INSIDE совсем не ждешь, и я оказался просто к нему не готов.

Больше статей на Shazoo
Тэги: