Review: Batman v Superman — Шедевра не вышло

“А теперь, со всем этим добром, попробуем взлететь.” (из анекдота)

После выхода из кинозала в голове крутилась мысль, что именно с этими словами Зак Снайдер отправил фильм на большие экраны. И, к сожалению, высоко взлететь у фильма Batman v Superman: Dawn of Justice (Бэтмен против Супермена: На заре справедливости) не удалось.

Этот обзор будет максимально spoiler-free, насколько это в моих силах. Для тех же, кто уже посмотрел или кому до спойлеров нет дела, будет пара сносок, отмеченных СПОЙЛЕР-ом, на примеры к соответствующим абзацам.

Во время сьемок перед Заком Снайдером была поставлена колоссальная задача. Не совсем понятно кем — им самим либо боссами из Warner Bros. Но она была и звучала примерно следующим образом: “Нужно сделать убийцу Marvel. Максимально круто показать конфликт между двумя основными героями вселенной DC, объединив несколько сюжетных арок из комиксов. И, при этом, дать зрителю информацию на затравку перед будущими фильмами”.

Судя по всему, режиссер старался выполнить все пукнты, как только мог. Он задействовал все свои навыки, ресурсы и фантазию. А ведь, кроме непосредственных задач, ему также нужно было провести работу над ошибками, сделанными в “Man of Steel” (Человеке из Стали) и реализовать собственные амбиции в отношении всей франшизы. Разберем по порядку, что же в итоге вышло.

Начнем, пожалуй, с того, что бросается в глаза с самых первых минут фильма. Как и все современные супергеройские блокбастеры, Batman vs Superman держится на трех столпах — это драматизм, эпичность и смысловая нагрузка. Найти “золотую середину” этих трех составляющих и есть залог действительно хорошего кино. Зак Снайдер решил пойти по простому пути и, создав дефицит сюжета, добавил в избытке эпичности и драмы. О смысловой нагрузке режиссер, похоже, забыл напрочь. Далеко не самый лучший ход.

Напускной, излишний драматизм пропитывает каждый кадр сцены битвы Супермена с Зодом и наблюдающего за ними Брюса Уэйна. При каждом появлении на экране Кларка Кента — в костюме с плащем и большой буквой S — искусственно создается эффект эпичности, в каждом его действии, жесте и мимике лица. Но на деле даже не самый искушенный зритель без труда распознает во всем этом фальш и потребует ответов на вопросы, которые фильм, не переставая, создает у него в голове.

Говоря об ответах и сюжете в целом, то в Dawn of Justice огромное колличество дыр, которые никто не стал латать на этапе пост-продакшена. Каждое значимое действие персонажей преподносится как данность, без так необходимых дополнительных разъяснений. Основная мотивация противоборствующих супергероев была понятна еще из самого первого трейлера, цели других же персонажей либо подаются парой предложений и, опять же, псевдоэпичных сцен, либо остаются и вовсе неизвестны даже при наступлении финальных титров.

СПОЙЛЕР

У многих вызывают вопросы сцены снов Брюса Уэйна, демонстрирующиекак прошлое, так и будущее. Вначале можно подумать, что в них нет никакого смысла, но ближе к концу фильма начинаешь его осознавать. Именно через эти сцены большей частью подана информация на следующие фильмы вселенной DCEU. За исключением самого первого сна с падением Брюса в колодец. Причем показанный еще в трейлерах эпизод не только намекает на появления Дарксайда и возможное помешательство Супермена, ставшее причиной его планетарной диктатуры, но еще и переплетается с происходящим на экране и мыслями Бэтмена о дальнейших действиях по ходу сюжета.

Скачкообразный темп повествования фильма сильно мешает чуткому восприятию происходящего. Вначале нам медленно объясняют, за что же Брюс так невзлюбил героя Метрополиса, а следом в ускоренном темпе пролистывают все, чем обременены другие персонажи. И так на протяжении всей ленты. Порой в переходе от одного момента к другому, там, где, казалось бы, нужно остановиться и закрепить созданный эффект, происходит абсурд. И такого, к сожалению, много.

СПОЙЛЕР

Я думаю, что у одного меня вызвал приступ хохота момент, когда Бэтмен, уже придавив Кларка тяжестью костюма (создание и причины появления которого, кстати, решили опустить), занес копье с криптонитовым наконечником для финального удара.

— Спаси Марту…

*недоумевающее и озлобленное лицо Бэтмена* — Почему ты назвал это имя?! Отвечай!

*из ниоткуда появляется Лоис Лейн, что не вызывает совершенно никакого замешательства у обоих героев* — Это имя его матери!

*Брюс вспоминает, что его мать звали точно так же, чувство душевной боли отражается на его лице. Супермен рассказывает ему том, что его мать — заложник Лекса Лютора, после чего Бэтмен резко из врага превращается в друга и бежит спасать Марту Кент*

И нам, как зрителям, остается лишь смириться с абсурдностью и нелогичностью происходящего в этой сцене.

Отойдем немного в сторону от сюжета, взглянув на каст фильма и их персонажей. Я не возьмусь сравнивать, насколько хорошо или плохо сыграл Бен Аффлек роль Бэтмена по сравнению с другими актерами, примерявшими на себя костюм рыцаря Готэма, но мне понравился созданный им образ. Бэн уверенно развеял сомнения относительно своей персоны, выдавая именно тот спектр эмоций, которые ты ожидаешь от него увидеть в различных сценах (несмотря на несколько фальшивых, но простительных моментов).

Альфред Пенниуотер в исполнении Джереми Айронса также на должном уровне. Ближайший помощник обоих ипостасей Брюса Уэйна уже в достаточно преклонном, но еще работоспособном возрасте. Одно выражается в постоянном брюзжании и колких замечаниях, второе — в непрекращающейся работе над всеми техническими приспособлениями Летучей Мыши Готэма.

Генри Кавилл, Эми Адамс, Лоуренс Фишборн и другие актеры Man of Steel вернулись к своим ролям, но, к сожалению, не принесли в доверенные им образы ничего нового. Кавилл, в отличие от своей игры в “The Man from U.N.C.L.E” (Агентах А.Н.К.Л.), в роли Кларка Кента скуд на эмоции и мимику, от чего его Супермен кажется пресным и не передает душевных терзаний, связанных с выказанным человечеством недоверием к нему. Лоис Лейн стала непоседливой и откровенно вездесущей, что под конец фильма ты удивляешься, как она вообще умудряется выжить. Ну а Уайт остался всё такой же упертой занозой в мягком месте.

Галь Гадот, еще один новичок актерского состава фильма, смогла выполнить поставленную перед ней роль и показала Чудо-Женщину такой, какой ее и хотелось видеть. Ей удалось оживить на экране невероятно сильную и стойкую воительницу и рассчётливую красавицу-незнакомку, способную добиться своей цели. Минусом образа, и это не вина Гадот, стал костюм, который выглядит откровенно дешево для фильма с таким бюджетом. Порой ее лоскутная юбка создавала впечатление набедренной повязки, а не части дизайна.

Отдельного абзаца заслуживает Джесси Айзенберг, исполнивший роль Лекса Лютора. Признаться, именно в сторону этого выбора я ощущал сильный скепсис и после просмотра фильма мои опасения подтвердились. Лекс Айзенберга, учёный, филантроп и глава основанной его отцом корпорации Lexcorp, совершенно не вписывается в образ, который ты ожидаешь увидеть. Суетливость и какая-то дерганность, постоянные нервные смешки и смена состояний спокойной сосредоточенности и резковатой активности делают его больше похожим на клоуна-психопата, чем хитрого и коварного планировщика.

Неприятный осадок после просмотра BvS оставляют еще две вещи. Первое — это экшн-сцены. При всём градусе эпичности происходящего в кадре драки в фильме оставляют желать лучшего. Причем намного. В этом плане Заку стоило бы обратить внимание на свою же работу в Man of Steel, где финальный бой смотрелся много лучше, будучи все еще далеким от идеала. Заявленное в названии фильма противостояние смотрится очень пресно, битва с Думсдеем сумбурной, а действительно держит в напряжении лишь показанная в трейлере драка Бэтмена на складе.

Вторую причину можно прояснить на примере уже упомянутого Думсдея. Он — отдельная история, объединяющая в себе сразу несколько проблем. Его появление в трейлере было огромнейшим спойлером, и это понимали все, кроме маркетологов Warner Bros. Его внешний вид — это отличный пример качественно сделанной CGI-халтуры . Почему халтуры? Потому как сам его образ и графическая реализация не показывают той брутальной деструктивной силы, которую несет в себе персонаж, а практически вся графика и спецэффекты в киноленте смотрятся нереалистично. Особенно это касается взрывов, над которыми Майкл Бей будет смеяться очень долго.

СПОЙЛЕР

Какая же реалистичность в супергеройском кино, скажете вы? Но вспомните сцену погони Бэтмена за грузовиком с криптонитом, вплоть до столкновения с Суперменом. Бэтмобиль пробивает собой кирпичные стены, как картон, а потом проходит, словно масло, через деревянные лодки. Чего стоит факт, что он просто “слизал” часть крыши у грузовика. Но апогеем этого момента стала сцена въезда Бэтмобиля в секретный проход в озере, в конце которой было очень явно видно переход от компьютерного авто к настоящему. Показанная графика отлично бы подошла для какого-нибудь игрового синематика от студии, взявшейся за свой первый ААА-проект, но не для графики в современном блокбастере.

Единственное, к чему у практически не возникло претензий — это музыка. Ханс Зиммер в очередной раз показал свою способность чувствовать происходящее на экране и своими композициями передавать нужное настроение зрителю. Никаких резких смен, только ровное и переходящее музыкальное повествование (пожалуй, единственный стабильный элемент фильма). Но я сказал “практически не возникло”, а всё потому, что музыкальная тема Чудо-Женщины выпадала из образа и общей картины фильма, хотя звучала по всем канонам жанра.


 

Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что Снайдеру не удалось сделать убийцу Marvel. Его микс из сюжетных арок выглядит очень несуразно, коверкая оригинальную историю персонажей на свой лад и неумело расставляя акценты. Основной конфликт в названии не оправдывает себя и ощущается больше как маркетинговый ход. Единственный успех фильма — это фундамент к будущим фильмам киновселенной DC, но и он вызывает неуверенность в будущем, потому что требует очередной работы над ошибками, объяснений и ответов на многочисленные вопросы, которые рождаются в голове зрителя после просмотра BvS.

Больше статей на Shazoo
Тэги: