Ядиный Гасударственый Экзамин(Я – ГЭ)

Спросите одиннадцатиклассников, что такое Ад? Большинство ответит — это ЕГЭ! Что ж, выпускные экзамены никогда не были душевной прогулкой по набережной. Ночные бдения, наспех начерканные шпаргалки, мешки под глазами и уже пятая чашка черного кофе — это классические симптомы грядущего испытания. ЕГЭ тоже не исключение, но у этого эксперимента над людьми невероятное количество минусов и недочетов.

Прежде всего, стоит вспомнить о том, из-за чего и как правительство вдруг решило ввести новую систему аттестации. Под лозунгами “Даешь возможность бесплатного обучения в ВУЗах абитуриентам со всех уголков Родины!” вводилась экспериментальная система ЕГЭ. Причем, она шла рука об руку с так называемыми государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Суть реформы заключалось в том, что выпускник, после сдачи экзамена, получал оценку “А”,“Б”, “В”, “Г”, или “Д”. Отличники с отметкой “А” получали возможность обучения в государственных ВУЗах за счет правительства. Остальные, за исключением Д-шников получали прямопропорциональную финансовую помощь по оплате обучения (чем выше отметка — тем больше денег). В принципе, эта система была бы хороша, если бы вводилась для негосударственных ВУЗов.

В 2003 году ГИФО отменили, а вот эксперимент ЕГЭ продолжается по сей день. Теперь, для того что бы получить бюджетное место, надо почти на отлично сдать экзамен, а потом ещё и пройти собеседование с конкурсом — та ещё нервотрепка. Кроме того, теперь только на одних платниках можно содержать учебные заведения. В РУДН, МГУ, ВШЭ и МГИМО их в среднем насчитывается около трехсот студентов. Причем, как по мне, многие из них достойны бюджетных мест. Так средний балл студента-платника в МГИМО составляет 81,3. Создается впечатление, что на нас так экономят.

С организацией экзаменов тоже беда. В прошлом году я сам сдавал ЕГЭ и из любопытства позволил себе несколько шалостей. На пробнике по английскому языку я решил оценить новоявленную систему тестирования. Чисто технически, это самая обычная программа, заточенная под Windows и, как следствие, она сворачивается банальным сочетанием клавиш Alt+Tab, а там уж вся операционная система к вашим услугам. Помимо этого, ничто не мешает вам взять на экзамен шпору в бумажном виде, а потом выйти в туалет на свои законные пять минут. Самые рискованные ребята даже могут протащить мелкий металлический механизм за бляшкой ремня. Не заставят же их снимать штаны?

Конечно, скорее всего, потом запретят приходить с ремнем, но экзамен то един для всей нашей обширной страны и неужто не найдутся люди, которые придумают, как перешагнуть через ещё один барьер? Все же, надо отдать министерству должное, мы с друзьями как ни пытались — не смогли найти ответы, но где гарантия что они не появятся в следующем году? К тому же, мы живем в такое время, когда едва ли не каждый день появляются новые всевозможные гаджеты. Боюсь, министерству образования для создания справедливой системы оценивания придется ввязаться в бесконечную гонку вооружения с молодежью.

Теперь же стоит поговорить о том, как собственно происходят экзамены и подготовка к ним. В первую очередь, учёба превращается из способа получения знаний в натаскивание школьников на экзамен. Половина учебного процесса превращается в проповедь о том, что и как надо писать, чтобы получить ещё один призовой балльчик. К концу года начинается беспрерывная зубрежка всего подряд и, наконец, наступает момент X. Ты заходишь в аудиторию в чужой школе, садишься за пустую парту, и в ближайшие четыре часа решается вся твоя дальнейшая жизнь. Тут стоит вспомнить как раз об аудировании по английскому. У тебя есть 2 минуты или 30 секунд на ответ по каждому заданию и чуть больше на подготовку. Компьютер неумолим — задание исчезнет точно в заданный таймером момент. Лично я сдавал английский “на случай всякий”, так что был более-менее спокоен, но вот что делать с теми, кому он критически нужен для поступления? И без того накрученный ученик так и вообще из-за какой-то нелепой случайности может запаниковать. Разве должна судьба человека решаться в таких условиях?

Да и сами КИМы оставляют желать лучшего — это наитупейший тест, к которому для галочки прикреплена пара “творческих” заданий. В основном, тест состоит из чисто энциклопедических вопросов. Особенно это касается гуманитарных наук, так что “варить котелком” вообще не нужно. С естественными предметами ситуация чуть-чуть лучше. Не думая, задачу не решишь. Что до “творческого” задания, то оно обвешено кучей разных условностей. Избегай провокационных тем, не используй просторечия, обязательно используй высказывание великого человека и главное — уложись в четко заданное количество слов и время. Я смутно себе представляю, как можно написать качественный материала часа за 2 и без использования различных источников. За всеми этими тестиками человека не видно вообще.

Часто бывает так, что учащийся то ли из-за нервов, то ли ещё из-за чего набирает на ЕГЭ гораздо меньше баллов, чем он заслуживает. Например, одна моя одноклассница целый год бегала за учителем литературы, тренировалась в написании сочинений, читала книги и, если не ошибаюсь, читала даже летом ещё до одиннадцатого класса. И что в итоге? 59 баллов по литературе, серьёзно? Как по мне, хотя бы за старания она должна была получить оценку повыше. В этом плане мне больше симпатизировала та система, в которой тебя проверяли твои учителя в родной же школе. Эти экзаменаторы уже прекрасно знали, на что способны их ученики и могли наиболее адекватно их оценить. Да и сдающему было бы поспокойнее, ведь свои не бросят на произвол судьбы. Быть может, учителя где-нибудь и завысили бы балл — человеческий фактор как ни крути, но уж лучше так чем оценивание целой личности компьютерной программой, база данных которой состоит из пары листков.

Но вот порог пройден. Можно вздохнуть полной грудью…Ага, щас, разбежались! Только отошедшего от ЕГЭ молодого человека ожидает серьёзное испытание взрослой жизни — выбор профессии. Конечно, об этом надо было думать раньше, ведь это вопрос не одной недели, месяца, а то и не одного года. Многие люди находят ответ только годам к тридцати, а некоторые вообще никогда. Сама система ЕГЭ рассчитана на то, что человек уже определился, ну а потом мы наблюдаем за подавляющим большинством людей, которые работают не теми на кого учились.

В одиннадцатом классе я тоже не успел найти правильный для себя ответ. Он витал у меня в голове, но меня сильно беспокоили финансовые вопросы и прочее и прочее. В общем, я сдал экзамены под экономиста, а хотел стать журналистом. В теории, я мог бы пойти на экономический факультет, а потом пахать грузчиком. Или, быть может, я бы наоборот хотел бы пойти на экономический, а сдал бы предметы, подходящие для журфака и работа грузчиком ждала бы меня, раскрыв объятья. Лично мне попросту повезло попасть на нужный мне факультет. Похожая ситуация и у моей однокурсницы. Она хотела стать учителем географии, но по незнанию вместо профильной математики сдала базу. И таких примеров тысячи. Конечно, фактор ЕГЭ не исчерпывающе объясняет явление работающих не по профессии людей, но он сильно на него влияет.

Подводя итоги, ЕГЭ — это антиобразовательный эксперимент на людях, введенный для систематизации данных об образованности населения и, скорее всего, предназначенный для экономии на ВУЗах и подчинении их государству. Кроме того, реализована эта реформа крайне криво, вследствие чего страдают многие одиннадцатиклассники, “грузчики” с высшим образованием и, в конечном счете, работодатели.

Больше статей на Shazoo
Тэги: