Review: 5-я волна

На Землю явились пришельцы и цели их были неясны до появления первой "волны". Каждая следующая за ней уносила всё больше жизней, пока из родственников обычной старшеклассницы Кэсси Салливан не остался лишь брат Сэм. Его у девочки забрали военные, и она ни перед чем не остановится, чтобы добраться до него сквозь руины захваченного мира.


 

При встрече с "5-ой волной" у зрителя, не читавшего одноименную книгу Рика Янси, наверняка возникнет немало приятных ассоциаций. Гигантская тарелка, долгое молчание чужаков и внезапное нападение — цититирование "Дня независимости", а, скажем, осенние пейзажи и виды полуразрушенной "одноэтажной Америки" — это уже из The Last of Us. Его желание поскорее увидеть аннигиляцию Земли в столь замечательном постапокалипсическом боевике становится столь же нестерпимо, как и судороги у знакомых с оригинальным произведением. Смотрят они на Кэсси и начинают задаваться неудобными вопросами. Паранойя и страх потеряться в "Сумерках" одолевает их. Не зря.

Роман Рика Янси — вещь куда более сложная для киноадаптации, чем те же "Голодные игры", ведь основа его — неплохая драма, добротные боевые сцены и, что важнее, внутренние монологи персонажей, так как речи вслух не отражают и сотой доли их черного юмора и интеллектуальности. Ей-то и обделила природа трио сценаристов. Они сделали всё, чтобы превратить интересную историю про детей-солдат и распри политических партий инопланетян в потрясающую своей актуальностью для детского сада романтическую комедию про похотливую и недалекую школьницу, которая спасает всех и никого в компании вампи… пришельца. Оный, не являясь гуманоидом в книге, внезапно стал полукровкой. Свою человечность он осознал за минуту, восхитившись широтой губ, простите, души Кэсси в исполнении Хлои Мориц. Вот, что значит внеземной интеллект. Сдались зрителям эти затягивания и дополнительные обоснования предательства, если всё можно свести к привычному "пока я не встретил тебя".

Казалось бы, у "5-ой волны" есть всё необходимое для сметания денег из наших кошельков, вроде привлекательной актрисы с боевой фильмографией, драматического зачина и приятного взгляду бюджета под спецэффекты. Всё было бы чудно, не реши сценаристы отослать эти возможности в космос. Зрелищных моментов Эдвард наплакал. Драматическая составляющая приказала долго жить, когда поиски горячо любимого брата остановились в брошенной машине с накачанным пришельцем, которого тоже надо горячо любить в благодарность за перевязанную ногу.

Боевитую героиню в исполнении Убивашки успешно преобразили в "блондинку", чей автомат почему-то не розовый. Мысленные монологи, главную прелесть трилогии, заменили на не менее блондинистый дневник Кэсси, да ещё и отвели ему роль не основы всего, а так гастролера. Мало того, боевые сцены из книги не только не расширили, но и максимально порезали, попутно испоганив финал. Над адаптацией первоисточника работала Сюзанна Грант, номинировавшаяся на «Оскар» за мелодраму "Эрин Брокович". Её влияние в картине прослеживаются слишком чётко.

Печальная ситуация на глобальном уровне становится грустнее неоскароносного Лео, когда присматриваешься к мелочам. Главный злодей в романе имеет кучу аргументов в защиту своих поступков, так что он выглядит не типичным плохишем, а обаятельным социопатом. Хоть в фильме он и показан весьма ограничено, но даже пара минут с "урезанным" полковником Вошем оказались разумнее и приятнее, чем долгие любовные гляделки Кэсси и инопланетного красавчика в осеннем лесу на берегу озера.

Пришельцам, за исключением обласканного Хлоей Мориц предателя, пришлось хуже всего. В романе им уделено достаточно времени, чтобы читатель узнал об их анатомии, разборках фракций или разделении взглядов на покорение Земли. Да и с книжным обоснованием "волновая" стратегия пришельцев казалось бы менее идиотской со всех точек зрения, включая военную, если бы не одаренные сценаристы. Кому нужны эти разъяснения об устройстве мира в первой части трилогии, когда их можно потратить на созерцание губок Мориц?


 

У "5-й волны" имелись отличные перспективы стать новой молодежной франшизой уровня «Голодных игр», но эту идею загубило слишком большое желание повторить успех "Сумерек" и иже с ними. Критическую лепту в ничтожность фильма внесла Сюзанна Грант, убравшая всё хорошее, что было в книге, ради фокусирования зрительского внимания на том, что она умеет описывать — на мелодрамах и паршивеньких драмах. В них и превратился постапокалипсический боевик, в котором от этого жанра остались лишь ужас от происходящего и осознание тленности будущего, в котором нас ждёт ещё два таких шедевра.

Больше статей на Shazoo
Тэги: