Sunday Science: Пояса астероидов укажут на разумную жизнь

Если мы хотим обнаружить во вселенной разумную жизнь, то, возможно, нам стоит обратить наше внимание на звезды с поясами астероидов, схожими с тем, что есть в Солнечной Системе.

Согласно теории прерывистого равновесия, эволюция движется быстрее и дальше, когда живым существам приходится совершать быстрые изменения дабы выжить в новой окружающей среде – и одной из вещей, которые способны вызвать драматическую перемену в среде, является удар астероида. Если человек появился благодаря ударам астероидов, то вполне допустимо, что системы с разумной жизнью так же должны иметь пояса астероидов, которые способны породить периодические столкновения, которые станут толчком эволюции. И только небольшой процент обнаруженных экзопланетарных систем имеют необходимые характеристики, а это значит, что такие системы как Солнечная – и разумная инопланетная жизнь – могут быть куда менее обыденными чем нам казалось ранее.

Астрономы Ребекка Мартин из Университета Колорадо и Марио Ливио из Научного института космического телескопа в Балтиморе, выдвинули гипотезу, что расположение пояса астероидов в Солнечной Системе – между Марсом и Юпитером – не случайный инцидент, и является одной из причин для существования жизни. Когда наша система только формировалась, силы гравитации между Юпитером и Солнцем тянули и растягивали куски пыли и планетоидов во внутренней Солнечной Системе. Таким образом создав пояс астероидов в так называемой "снеговой линии" – где такие хрупкие материалы как лед остаются замороженными.

Во время формирования планет, ледяные глыбы и холодные астероиды сталкивались с планетами. Однако, когда стал формироваться Юпитер, он стал смещать орбиту ближе к солнцу прежде чем остановится. Силы между Юпитером и Солнцем разбивали материал на снеговой линии, таким образом не допуская формирование планеты и оставляя за собой пояс астероидов, который сейчас имеет массу всего в один процент от первоначальной.

Эти астероиды снова под воздействием гравитации стали бомбардировать внутреннюю Солнечную Систему – в том числе и Землю – и, в теории, стали источником базовых материалов для возникновения жизни, а так же, вероятно, наполнили планету водой. Последующие столкновения стали толчком запустившим процессы климатических перемен и эволюции. Дабы проверить, что это не только особенность Солнечной Системы, Ребекка и Марио просмотрели данные полученные от телескопа NASA – Спитцер, который на данный момент обнаружил инфракрасные сигналы у приблизительно 90 различных систем, что может значить присутствие пояса астероидов. В каждом случае, пояс располагался именно там, где астрономы предсказывали расположение снеговой линии относительно массы каждой звезды, таким образом поддерживая теорию о формировании пояса астероидов на снеговой линии.

Если это именно те условия, которые необходимы для возникновения жизни и развития ее в разумную, то это значительно усложнит работу по поиску пришельцев, с которыми можно поболтать – лишь небольшое количество звезд с экзопланетами обнаруженными на данный момент, имеют необходимые "установки".

Если газовые гиганты формируются но не смещаются чуть ближе к звезде как это было с Юпитером, то пояс будет содержать настолько крупные объекты, что внутренние планеты будут подвергаться ударам значительно чаще, чем необходимо для возникновения и развития жизни. Если газовые гигант продвинется слишком далеко по внутренней орбите, то это не только остановит формирование планеты из пояса, он поглотит все объекты крупного размера, оставляя лишь крупицы камня и пыли, в том числе и планеты, на которых возможна жизнь... что это за зрелище наверное...

Ребекка и Марио просмотрели около 520 газовых гигантов вращающихся вокруг звезд – и только в 19-ти случаях они располагались за пределами области, где предположительно должна находится снеговая линия. Это значит, что менее чем 4 процента экзопланетарных систем имеют шанс поддерживать развитие эволюции и разумной жизни, которые необходимы для соответствия теории прерывистого равновесия.

Ребекка в качестве ведущего исследователя, опубликовала материал в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, где пишет: "Наша работа показала, что лишь небольшая частица планетарных систем обнаруженных на данный момент, имеет гигантские планеты в правильном расположении для создания пояса астероидов необходимого размера, открывая возможности для жизни на близлежащих каменных планетах. Исследование предполагает, что Солнечная Система действительно может быть особым случаем."