History

Алкоголь и моряки: почему на парусниках пили ром, грог, вино и пиво

Кровь мореплавания

Коэн

В давние времена, когда морские карты всё ещё изобиловали пометками "здесь водятся драконы", а мореплавание считалось занятием отнюдь не для слабонервных, именно алкоголь становился верным спутником мореходов в их непредсказуемых странствиях по необъятным океанским просторам. Он был тем волшебным эликсиром, что помогал преодолевать страх, тоску и неизвестность, окутывающие каждый корабль, выходящий из тихих гаваней в опасный и манящий морской простор. 

Ром, пиво, вино и медовуха согревали душу и воодушевляли команды старинных галеонов, каравелл или бригантин перед лицом любых невзгод — будь то пронизывающий норд-ост, голод,вражеские абордажники или цинга, от которой только в 18 веке погибло более миллиона моряков. А немалые запасы крепкого груза часто составляли львиную долю богатства, перевозимого на борту.

Но алкоголь на кораблях был необходим не только для борьбы с холодом и скукой. Он был жизненной необходимостью, часто более безопасным для питья, чем вода, которая быстро портилась на борту. Моряки полагались на свой ежедневный паёк чтобы не страдать от обезвоживания и не сходить с ума.

Вместе с разработчиками World of Sea Battle мы подготовили новую статью, посвященную столь значимому жидкому "ресурсу" для морских путешествий. Хотя в самой игре выпить чарку рома не получится, морская MMORPG представляет возможность торговать различными товарами, в том числе алкоголем, питающим эпоху парусников.

Алкоголь в море — от древности до эпохи географических открытий

Употребление алкоголя в древних морских культурах

Начиная с 3000 года до н.э., финикийцы, греки и римляне в большой степени полагались на винные запасы для своих торговых судов и военных кораблей, пересекавших Средиземное море. Огромные глиняные амфоры, содержащие вина, оливковые масла и зерно, составляли большую часть перевозимых товаров. В связи с тем, что в древности вода часто была загрязнена и представляла опасность для здоровья, корабельные экипажи пили вино ежедневно не только ради удовольствия, но и как более безопасную альтернативу пресной воде. 

Вино, особенно когда его разбавляли водой, служило не только для утоления жажды, но и для снижения риска заболеваний, связанных с употреблением загрязненной воды. Эта практика подчеркивает мудрость и изобретательность древних мореплавателей в обеспечении здоровья и благополучия своих экипажей в длительных морских путешествиях.

Некоторые ученые полагают, что таинственное крушение корабля Улубурун у побережья Турции содержит самые ранние археологические свидетельства морской торговли алкогольными напитками. Датируемый приблизительно 1300 годом до н.э., его трюмы были заполнены ханаанейскими кувшинами с вином, кобальтовыми синими стеклянными слитками, кипрской керамикой и бронзовыми питейными флягами. Анализ показывает, что вино производили в таких отдаленных местах, как Ливанские нагорья, указывая на обширность морских торговых сетей того времени.

Драккар

С 8 по 11 век н.э. викинги совершали широкомасштабные торговые, разведывательные и грабительские походы на драккаров, технологически опередивших время драккаров с симметричным носом и кормой, которые могли лавировать даже против сильных ветров. Их универсальные деревянные корабли привозили специи, шелка, вина и сокровища не только из Западной Европы, но и базаров Багдада. 

Чтобы утолить жажду в этих месячных путешествиях по бурным северным морям, викинги запасали крепкий тёмный эль в деревянных бочках, медовуха из ферментированного меда и импортные рейнские вина. Да-да, викинги тоже были не прочь отведать вина! Археологи обнаружили захоронение викингов примерно 900 года н.э. возле Осеберга в Норвегии, включающее отлично сохранившийся корабль, наряду с изысканными товарами вроде персидских шелков, резной деревянной телеги и питьевых чаш. Эти чаши, вероятно, использовались для питья медовухи или вина в загробной жизни.

Эпоха Великих географических открытий и паёк грога

По мере того, как европейские морские державы искали новые пути для торговли специями между 15 и 18 веками, специально снаряженные корабли отправлялись в плавания в неизведанные земли. Бочки бренди, портвейна и рома были важнейшими припасами, которые не только поднимали упавший дух в этих рискованных путешествиях в неизвестность. Также их высокое содержание алкоголя предотвращало порчу.

В 17 веке, британские моряки королевского флота начали получать ежедневные порции грога — рома, разбавленного водой, что стало важной мерой по обеспечению безопасности и здоровья на борту. Это нововведение было вызвано проблемами с качеством питьевой воды в длительных морских путешествиях: вода, хранившаяся в бочках, быстро портилась, становясь источником различных заболеваний из-за развития в ней водорослей и паразитов. В отличие от такой воды, грог был безопаснее для употребления, так как алкоголь обладает антисептическими свойствами, способствуя уничтожению вредных микроорганизмов.

Грог:

Этот культовый напиток пробил себе путь в кубрики, кают-компании и фоксели только в 1740 году, после того как адмирал Британского Королевского Военно-Морского Флота Эдвард Вернон издал непопулярный указ: все запасы рома отныне должны быть разбавлены водой в портативные и — что важнее всего — более слабые порции для матросов, находящихся далеко от портов.

Хотя у моряков была склонность к рому, регулярное и полноценное опьянение создавало проблемы с дисциплиной и снабжением, учитывая, что военные корабли могли пересекать открытую Атлантику в течение месяцев, не имея возможности пополнить запасы. И так появился разбавленный напиток, получивший свое название в честь “Старого Грога” Вернона, который, в свою очередь, получил это имя за частое ношение плаща из плотной непромокающей ткани грогэм (фай).

Теперь вместо бодрящих шотов крепчайшего ямайского рома, также известного как "убийца дьяволов", матросы получали свои пайки смешанного в грог рома. Ежедневные пайки грога стали символичными для моряков не только из-за их практической роли в сохранении здоровья и дисциплины на борту кораблей, но и как символ единства и товарищества среди экипажа. Этот ритуал употребления грога, проводимый в строго определенное время, способствовал созданию чувства общности и принадлежности к морской братии. Кроме того, ежедневный прием грога служил важным элементом морской рутины, придающим предсказуемость и структуру длительным и часто опасным плаваниям.


"Kill-devil" или "убийца дьяволов" — это старинное название, данное очень крепкому рому, который производили на Карибских островах в 17 веке. Название отражало не только высокую крепость напитка, но и его качество, которое могло быть довольно "грубым" и "жестким" по сравнению с более поздним, более очищенными формами рома. А название "kill-devil" могло указывать на способность напитка "убивать" любые недуги или болезни, а также на его очень сильное воздействие на тех, кто его употреблял.

Лоялист Ричард Лигон, бежавший из Англии на Барбадос в 1647 году во время Гражданской Войны, упоминает “kill-devil” в своих записях. Этот ром производили из пенки, образующейся при кипячении сахарного сиропа в процессе изготовления сахара.


Типы алкоголя, как его пили и хранили в море

Ассортимент алкогольных напитков отражал прагматизм — они должны были выдерживать многомесячные плавания и суровые морские условия, обеспечивая при этом питание, утоляли жажду и повышали комфорт.

Великобритания

Английские моряки предпочитали мягкие, универсальные карибские ромы, которые было легче хранить, чем бочки с пивом. Позднее, добавленный лаймовый сок предотвращал развитие цинги во время длительных плаваний, обеспечивая морякам необходимое количество витамина С.

Португалия

Португальские исследователи ценили крепленые вина, такие как портвейн, за их устойчивость к колебаниям температуры. Вино также служило ценным балластным грузом, который можно было выгодно обменять за границей. А его виноградная крепость давала жизненно необходимые калории — около 80 ккал на 100 грамм.

Испания

Благодаря колониям, испанские корабли получили доступ к рому, который замечательно сохранялся без порчи на огромных расстояниях. А меласса и экзотические ингредиенты из Нового Света, такие как какао, цитрусовые и специи, добавляли разнообразие и маскировали вкус сомнительной воды.

Нидерланды

Голландский Вест-Индский флот регулярно посещал Карибские острова, закупая перегоняемый из мелассы ром, предпочитая его за его легендарную крепость, доступность и долгий срок хранения в отличие от пива или вина.

Франция

На французских судах везли аналогичный вест-индийский ром, перегнанный из сахарного тростника, в то время как в трюмах скандинавских грузовых судов были бочки высокоградусного аквавита. Аквавит (от латинского выражения aqua vitae) — это традиционный скандинавский спиртной напиток, производимый путем дистилляции картофеля или зерна с добавлением трав и специй, таких как тмин и укроп. Этот напиток, ценящийся за свои консервирующие качества, был особенно важен на северных торговых маршрутах. Высокая крепость аквавита обеспечивала его долговременное сохранение, что делало его незаменимым средством для поддержания морального духа и здоровья экипажа в условиях длительных морских путешествий, где свежие продукты и чистая вода были дефицитом.

Россия

Даже в ледяных полярных экспедициях русские моряки брали с собой в качестве утешительного и универсального пайка водку — будь то картофельная или зерновая, её крепость и лёгкость хранения сделали водку непременным атрибутом отважных русских мореходов. Тот же Беллинсгаузен в первую антарктическую экспедицию взял аж 3926 литров водки. Пиво тоже было, но только когда получилось закупить в портах на пути к южному полюсу.

World of Sea Battle

В игре присутствует четыре типа основного алкоголя: ром, пиво, вино и грог. Всей этой выпивкой можно торговать, а ром еще и используется при крафте — апгрейдов и расходных предметов. Более того, весь алкоголь имеет показатель питательности, а значит, что его можно использовать в качестве пищи на корабле, восполняя показатель сытости экипажа, тем самым повышая скорость его работы. Посмотреть как это работает на деле можно скачав игру на официальном сайте.

Самый распространенный алкоголь на кораблях:

  • Ром (особенно корабельный ром крепостью 57% спирта)

  • Грог (ром, разбавленный водой, позднее с лаймом)  

  • Вино (креплёные вина вроде портвейна или мадеры)

  • Пиво

  • Аквавит (до 50% спирта)

  • Медовуха

Хранение, пайки и рецепты

Для надежного хранения алкоголя без утечки, порчи или воровства требовались немалые ухищрения. Большие дубовые или сосновые бочки вмещали до 379 литров вина, рома или бренди. Дуб и сосна выбирались за их уникальные свойства: дубовая древесина благодаря пористости и плотности обеспечивала оптимальное “дыхание” содержимого, способствуя медленному окислению и обогащению вкуса алкоголя. Кроме того, танины (дубильные вещества растительного происхождения) в дубовой древесине добавляли ароматические нотки алкоголю. Сосна же ценилась за свою легкость и прочность.

Изготовление бочек было искусством, требующим высокой квалификации бондарей: доски для бочек тщательно подгонялись и сгибались с помощью пара или кипящей воды, чтобы придать им необходимую форму. Затем их скрепляли металлическими обручами без использования каких-либо гвоздей или клея, что обеспечивало герметичность и сохранность содержимого даже в условиях шторма. Восковые печати и деревянные пробки служили дополнительной защитой от утечек. Перевозимые в качестве прибыльного груза, бочки аккуратно укладывались в трюме, защищенные от прямых солнечных лучей и перепадов температуры, что предотвращало порчу алкоголя и сохраняло его качество на протяжении длительных вояжей.

До 1655 года в суточный паёк моряка изначально входило пиво — целый галлон (3,78 литра), то есть восемь пинт. Эта официальная норма продолжала действовать вплоть до Наполеоновских войн. А когда пиво было недоступно, так как часто быстро портилось, его можно было заменить на пинту вина или полпинты крепкого алкоголя, в зависимости от местной доступности. 

В 1655 году сложность хранения большого количества жидкости привела к полной замене пива крепкими напитками на британских кораблях. При этом, благодаря политическому влиянию вест-индских плантаторов, предпочтение отдавалось рому вместо арака и других спиртных напитков. Полпинты крепкого рома первоначально выдавалась неразбавленной. Уникальная практика моряков проверять крепость рома заключалась в том, что они смешивали его с порохом и пытались поджечь смесь. Если порох, смоченный в роме, продолжал гореть, это свидетельствовало о том, что крепость напитка не менее 57%, и таким образом подтверждало его качество и соответствие морским стандартам. 

Этот метод не только демонстрирует изобретательность моряков в условиях ограниченных ресурсов на корабле, но и подчеркивает важность рома как предпочтительного напитка, способного выдерживать длительные морские путешествия без потери своих свойств. Использование пороха для проверки крепости рома стало важной частью морской культуры того времени и предшественником современных методов измерения крепости алкогольных напитков. Такая практика не только обеспечивала моряков качественным алкоголем, но и добавляла элемент строгости и ритуала в распределение алкогольных пайков.

Практика обязательного разбавления рома в пропорции полпинты на одну кварту воды (1:4) была впервые введена в 1740 году адмиралом Эдвардом Верноном. Порция также была разделена на две части: одну между 10 утра и полуднем, а другую между 4 и 6 часами вечера. В 1795 году военно-морские правила потребовали добавлять небольшие количества лимонного или лаймового сока в паёк для предотвращения цинги. Сам ром часто закупался с Ямайки, Тринидада и Тобаго, а также с Британских Виргинских островов. Пайки были урезаны вдвое в 1823 году, а затем в 1850 году ещё вдвое, до традиционного количества — одной восьмой имперской пинты (71 мл).

С 1800-х годов ром тщательно отмерялся из “ромовой бадьи” с помощью медных “тотов”, позволяя точно выделить полпинты на человека. Во время более суровых рейсов полагалась дополнительная порция рома. Корабельные коки также готовили пиво, используя морские сухари, ром, бренди или верхушки хвойных деревьев, когда они были доступны. Ферментированная медовуха изредка добавляла редкую сладость в однообразие рациона.


Три рецепта классического морского алкоголя:

Грог

Ингредиенты:

  • 60 мл рома

  • 150 мл воды  

  • 30 мл лаймового сока

  • 1 ч.л. сахара

Инструкция:

  • Смешать в деревянной кружке пинтового размера ром, лаймовый сок и сахар

  • Добавить воду и тщательно размешать ложкой

  • Выпивать порцию грога полностью два раза в день в полдень и на закате


Медовуха

Ингредиенты:

  • 1,5 кг мёда

  • 4 л воды

  • 1 ч.л. дрожжей

Инструкция:  

  1. Полностью растворить мёд в тёплой воде, затем охладить

  2. Залить медовую смесь в дубовую бочку, оставив пространство для воздуха

  3. Добавить дрожжи и запечатать бочку пористой деревянной пробкой  

  4. Хранить 1-3 месяца, периодически пробуя до достижения желаемой сладости/крепости


Корабельное пиво

Ингредиенты:  

  • 1 кг морских сухарей  

  • 30 г патоки

  • 4 л кипятка 

  • 1 ч.л. соли

  • 30 мл рома (по желанию)

Инструкция:

  1. Разломать сухари на мелкие кусочки   

  2. Смешать сухари, патоку, соль и ром (если используется) с кипятком

  3. Оставить на 30 минут для размягчения сухарей

  4. Слить, процедить и сохранить жидкую основу пива

  5. Ферментировать в дубовой бочке 1-4 недели до получения желаемого вкуса


Традиции, связанные с алкоголем на кораблях

Алкоголь глубоко укоренился в военно-морских ритуалах благословения кораблей, пересечения важных рубежей, празднования военных побед и шумных праздников.

Традиция крестить новые корабли, разбивая о борт бутылку шампанского или другого алкогольного напитка, восходит к древним временам, когда для аналогичных церемоний использовались водные ритуалы для привлечения благосклонности богов к новому судну.

При отплытии из порта капитан произносил тост за удачное плавание, раздавая пайки грога и вознося молитвы о благополучии в предстоящем походе. Церемония "перехода через линию" (экватор), издавна сопровождаемая раздачей рома, служила ритуалом инициации для моряков, впервые пересекающих экватор, превращая их из "полливогов" (новичков) в "соленых моряков". 

Выживание в свирепых штормах вроде мыса Горн заслуживало празднования с удвоенной выдачей рома, эта традиция называлась "наложить сплесень на грота-брас". Пересечение важных географических рубежей также сопровождалось порциями рома.

Для командиров, управлявших экипажами в изоляции на месяцы, ром служил одновременно наградой и наказанием. Военно-морские правила вроде официальной пайки грога в Британском флоте помогали предотвратить чрезмерную роскошь, мешающую исполнению обязанностей. А прекращение выдачи рома использовалось для наказания нерадивых матросов.

Песни матросов и баллады, сложенные во время бесконечных ночных вахт, кишат ссылками на ром, тоску по далёким тавернам и смертельно опасные штормы. Их тексты высвечивают стойкость рома как средства для стимулирования, драгоценного отдыха и ритуального порядка на борту кораблей, бороздивших бескрайние океаны на протяжении истории.

А когда корабль подходил к концу длительного плавания и запасы алкоголя на борту истощались, открытие последней бочки с ромом или вином становилось поводом для празднования. Это был знак того, что моряки скоро вернутся домой.

Выдача вина перед обедом и ужином на российском флоте, установленная Петром Великим, следовала английской традиции, но с особенностью: вино подавалось в ендове, большом медном сосуде в древнерусском стиле, в отличие от английской деревянной кадушки с надписями "grog" и "king".

Среди китобойных флотов в 19 веке была и своя традиция. "Гамбусия" представляла собой встречу двух китобойных судов в открытом море для передачи новостей, почты и иногда членов экипажа. Во время таких встреч моряки могли обмениваться алкоголем и проводить время вместе, наслаждаясь редкой компанией в долгом и одиноком плавании.

Пьянка у адмирала Эдварда Рассела

Чрезмерные питейные ритуалы проникали даже на самые высокие флотские ранги, о чем свидетельствует скандальная попойка 1694 года, устроенная адмиралом Эдвардом Расселом. Вернувшись из успешной экспедиции в Средиземное море, Рассел устроил для короля Вильгельма III и герцога Ормонда вакханалию в честь победы, описанную как “пьяный беспорядок, о котором лучше не распространяться”.

Согласно свидетельствам, Рассел и его гости настолько беспамятно напились, что остались валяться без сознания на полу, так и не добравшись до постелей. Эта грубая выходка вызвала длительный скандал, подчеркивая распространенность питейной культуры, которая позволяла как сплачиваться, так и бесчинствовать среди военно-морских властителей — от коммодоров до аристократов, связанных морской жизнью.


Малоизвестные способы применения алкоголя в море

Помимо питья для удовольствия, утоления жажды или обретения храбрости, алкоголь на кораблях использовался удивительно разнообразно благодаря своим антимикробным и растворяющим свойствам:

Медицинские цели

Винные настои служили примитивными анестетиками в лазаретах корабельных хирургов для грубых ампутаций. Ром использовался как дезинфицирующее средство для инструментов, медицинский тоник и ингредиент в слабительных средствах. Считалось, что бренди в смеси с яйцами помогает оживить моряков, вытащенных из ледяной воды.  

Консервация

Пропитывание алкоголем хирургических журналов, описывающих ранения, лечение и причины смерти, было неоценимо для прогресса корабельной медицины на протяжении эпох до появления антибиотиков и микробиологии. Высокое содержание спирта в роме и бренди также позволяло сохранить ограниченные запасы продуктов вроде лимонов или деликатесных яиц на недели дольше обычного.

А тело легендарного адмирала Нельсона после гибели в Трафальгарском сражении тоже законсервировали. Его перевозили в бочке из-под бренди, чтобы сохранить для торжественных похорон на родине.

Бартер

Крепкие алкогольные напитки имели высокую торговую ценность в портах, где они обменивались на жизненно важные припасы или в качестве подарков для смягчения дипломатических встреч с иностранными главами государств. Капитаны также щедро раздавали вино и бренди для развязывания языков и сбора местной информации из уст как купцов, так и хозяев таверн во время стоянок.


Упадок потребления алкоголя в море

В течение веков алкогольные напитки сопровождали мореходов, но навязчивое законодательство и технологический прогресс постепенно подорвали господство рома над военно-морской культурой, начиная с 19 века.

Наполеоновские войны истощили ресурсы Британского Королевского флота, что привело к сокращению пайка грога адмиралом в 1814 году для экономии запасов рома. Движения трезвости, обличавшие алкоголь как слабость моряка, набирали силу, в негативном свете выставляя снабжение спиртным к концу 19 века.

Законы вроде Британского “Акта о спиртовом пайке” 1830 года ограничивали запасы рома на судах, швартовавшихся в иностранных портах, жёстким контролем в попытках сдержать чрезмерные кутежи моряков по всему земному шару. В Военно-морском флоте США усилия по запрету привели к отмене двойной порции виски в 1862, после чего матросы резко увеличили потребление положенного вина.

К Первой мировой войне быстрый технологический прогресс на кораблях не оставил терпимости к пьянству, угрожающему безопасной работе точных механизмов. Дизельное топливо заменило паруса и важность консервирующих свойств алкоголя снизилась с появлением радиосвязи, холодильников и опреснительных систем. Для эффективной работы машинных отделений 20-го века требовалась строгая дисциплина, а не грубая физическая выносливость, проводившая деревянные фрегаты сквозь штормы.

И наконец, в июле 1970 года Военно-морской флот США отменил ежедневную выдачу рома, за которую ратовал с 1794 года, тем самым ликвидировав последний оплот алкоголя. Правила смягчились на кораблях во время Вьетнамской войны, но широкие культурные сдвиги в общественных настроениях всё больше подвергали сомнению необходимость спиртного для моряков на службе. Корабли переросли алкоголь.


Заключение

Алкоголь оставил неизгладимый след на страницах морской истории и фольклора. Начиная от финикийских торговых судов, гружённых глиняными амфорами со средиземноморским вином, до флотоводцев, использовавших пайки рома для мотивации или наказания матросов во время многомесячных походов – алкогольные запасы долгое время играли многофункциональные роли, делая возможным покорение человеком морских просторов.

Грог и ром подпитывали как сплоченность, так и распри на борту кораблей, олицетворявших весь спектр человеческих побуждений – отвагу и жестокость, жажду приключений и стремление к наживе. И хотя сегодня санитарные нормы устранили институализированное право на спиртное с высокотехнологичных военно-морских операций, любому, кто ступит на борт исторического военного корабля, не избежать ощущения ускользающих нот мадеры, пропитавшей капитанские журналы, или духов бренди, въевшихся в смолистое дерево и парусину.

К счастью, окунуться в эту эпоху можно с World of Sea Battle, где подробно воссозданы корабли 16-18 веков, от пиратских шхун до корветов, галеонов и легендарных линейных кораблей.

А благодаря полной свободе исследовать открытый мир, можно выбрать роль по себе — заниматься пиратством или быть охотником на них, перевозить контрабанду или заниматься легальной торговлей, снабжать поселения, грабить и захватывать корабли, владеть городами и развивать их.

Если вас тоже соблазняет дух морских брызг и рома, то качайте игру тут.

Прошлая статья из цикла тут: