ESA опубликовала первые завораживающие снимки от космического телескопа Euclid

Европейское космическое агентство (ESA) представило первые изображения, полученные космическим телескопом Euclid — аппаратом, который исследует Вселенную, заглядывая на 10 миллиардов лет назад, для создания самой большой 3D-карты. От знаменитой Туманности Головы Лошади (на фото выше) до "скрытой" спиральной галактики, напоминающей Млечный Путь, Euclid предоставляет нам самые чёткие изображения как известных, так и ранее не видимых объектов, рассеянных по огромным пространствам неба.

Euclid изучает "тёмную" сторону Вселенной, в поисках признаков влияния тёмной энергии и тёмной материи на эволюцию космоса. В течение следующих шести лет аппарат будет наблюдать за одной третью неба, исследуя миллиарды галактик с помощью своего 1,2-метрового телескопа, камеры в видимом диапазоне и камеры/спектрометра, работающих в ближнем инфракрасном диапазоне. Euclid был запущен в июле 2023 года, и хотя его основная научная миссия начнётся только в начале 2024 года, он уже поражает учёных своими предварительными наблюдениями.

Изображение скопления Персея (на фото выше), которое находится в 240 миллионах световых лет, стало самым детальным на сегодняшний день. Оно показывает не только 1000 галактик в самом скоплении, но и примерно 100000 других, расположенных дальше. Телескоп также зафиксировал спиральную галактику IC 342, или "Скрытую Галактику", так её прозвали из-за того, что она расположена за нашей и обычно трудно видима.

Euclid способен обозревать огромные участки неба, и это единственный в настоящее время работающий телескоп, который может целиком запечатлеть такие объекты, как шаровые скопления, за один кадр, согласно ESA. Шаровые скопления, такие как NGC 6397, изображённое ниже, содержат сотни тысяч гравитационно связанных звёзд. Наблюдение Euclid этого скопления непревзойденно по уровню детализации, утверждают в ESA.

Космический аппарат способен видеть объекты, которые были слишком тусклыми для других телескопов. Его детальное наблюдение за известной Туманностью Головы Лошади, звёздным родильным домом в созвездии Ориона, например, может открыть молодые звёзды и планеты, которые ранее оставались незамеченными.

Euclid также снял карликовую галактику NGC 6822 (на фото выше), находящуюся всего в 1,6 миллионах световых лет от нас. Эта маленькая древняя галактика может хранить ключи к пониманию процессов формирования галактик, подобных нашей.

Все это лишь начало работы Euclid, но он уже помогает расширить наши знания об объектах окружающей Вселенной, как близких, так и далёких.

Мы никогда ранее не видели астрономические снимки подобного качества, содержащие столько деталей. Они оказались даже более красивыми и чёткими, чем мы могли бы предполагать, демонстрируя множество ранее невидимых деталей в хорошо изученных районах ближнего космоса.

— Рене Лорейс, главный учёный проекта Euclid от ESA