Мира

Мира

Фильм-катастрофа про обычных людей и немножечко про ИИ

Miltroen

Что мировой кинематограф говорит нам о высоких технологиях, вроде искусственного интеллекта или кибернетических протезов? Одни фильмы отводят им роль антагониста, мечтающего стереть жалких людишек с лица Земли или хотя бы захватить над ними полный контроль. Другие силятся понять, сможет ли особо развитый ИИ подняться на одну ступень с человеком. Третьи же превращают технологии в дополнительную примочку, которая усиливает способности и без того крутого и гениального героя.

Фантастический фильм "Мира" пошел совсем по другому пути. Его главные герои — это космонавт Валерий Арабов, вот уже шесть лет работающий на орбитальной станции "МИР•А", и его 15-летняя дочь Валерия, оставшаяся во Владивостоке. Их разделяют не только сотни километров, но и трагический несчастный случай, оставивший шрамы как на теле, так и в душе девушки. Однако к Земле уже мчится метеорный поток, грозящий разрушить как станцию, так и весь город — и помочь героям может лишь ИИ по имени Мира, способная подключиться практически к любому устройству на планете.

С точки зрения жанра перед зрителями разворачивается классический фильм-катастрофа — с масштабными разрушениями, многочисленными жертвами и смертельной опасностью, которая грозит из-за каждого угла и периодически в прямом смысле валится с неба на голову. Для ленты с бюджетом в 540 миллионов рублей снято все на удивление качественно. Не "2012", конечно, однако режиссер умело чередует эпичные кадры огненного дождя и массовки, убегающей от падающих многоэтажек, с камерными, но от того не менее напряженными сценами.

Вообще за операторскую работу и постоянно меняющиеся декорации "Миру" хочется только хвалить. Чего стоит только долгая 15-минутная сцена бегства Леры из разрушающегося дома, а затем и города, снятая одним кадром. Или плавные переходы между земными и космическими событиями, которые в какой-то момент начинают разворачиваться по одному и тому же сценарию — банально, конечно, но цепляет. В какой-то момент режиссер с оператором и вовсе решили поиграть в Silent Hill, поместив персонажей на пустынные улицы, накрытые плотным облаком пыли.  

К графике тоже нет особых претензий. Ее тут мало, и в глаза она особо не бросается, честно выполняя свою функцию. Панорамные облеты космической станции — красивы. Падающие многоэтажки — эпичны. Возможно, острый взгляд особо привередливого критика зацепится за какой-нибудь косяк, но у меня картинка не вызывала ощущения фальши. Это вам не клоны Доктора Фейта из "Черного Адама", чьи плащи перекочевали на экран прямиком из игр 2000-х.

Однако фильм все же не про то, как люди мужественно сражаются со стихийными бедствиями — он про взаимоотношения. Да, как и почти в любом современном российском фильме (и не только), героям предстоит найти общий язык, переступить через детские травмы, простить застарелые обиды и стать настоящей семьей.  

Воу-воу-воу, подождите морщить нос и ругаться на то, что наши киноделы в очередной раз скормили зрителям дешевую мелодраму. Да, в этом плане фильм прилежно повторяет уже приевшиеся штампы, однако создатели смогли найти правильное соотношение между зрелищными сценами и задушевными беседами. В "Мире" нет места для долгих разговоров, бесконечных истерик и легендарного "Да она не может любить меня!". Наоборот, персонажи скупы на слова и иногда ведут себя даже слишком рационально, словно последние лет пять их каждый день учили тому, как следует действовать при метеоритной атаке. Особенно в этом плане отличился парень Леры по имени Миша — сценаристу пришлось несколько раз "вырубать" этого персонажа, чтобы он случайно не спас всю планету с помощью своей решительности, оптимизма и кибернетического протеза.

Кстати о протезе. Как я и сказал в самом начале обзора, технологии играют в этом фильме весьма неожиданную роль. Роль не палочки-выручалочки, а еще одного способа оставаться людьми и не терять свою человечность. Возможности быть рядом, оставаясь при этом за сотни километров. Возможности указать путь и подбодрить того, кто потерял веру в себя. Возможности помочь совершенно незнакомым прохожим, попавшим в беду. Для всего этого не нужны кибернетические руки и всемогущие ИИ, но с их присутствием мир становится чуточку человечнее. 

В конце концов, кто сказал, что бездушный ИИ не сможет стать хорошим другом, а холодный пластик протеза — передать тепло человеческой руки? Можете не отвечать — это был риторический вопрос.

Больше статей на Shazoo
Тэги: