The Batman

Бэтмен

Рецензия на потрясающий детектив

Коэн

Любой фильм про Бэтмена так или иначе, но попадает в ловушку сравнения. Его сравнивают с комиксами, сериалами, прошлыми фильмами и даже играми. Еще просматривая трейлеры "Бэтмена" Мэтта Ривза, начинали возникать параллели с "Темным рыцарем", с фильмами 90-х годов и различными сериями комиксов. Но после просмотра нового "Бэтмена" в оригинале на английском, мне кажется, что это самостоятельное проявление, использующее различные источники в качестве вдохновения, но формирующее свою вселенную и своего Темного рыцаря, которые станут примером для множества других версий Готэма и Бэтмена.

В этой рецензии я постараюсь избежать всех возможных спойлеров, так как понимаю, что зрители из России и Украины (большинство пользователей Shazoo из этих стран) еще не скоро смогут посмотреть "Бэтмена". Однако, я надеюсь, что когда этот кошмар кончится, вы тоже сможете сходить на сеанс или запустить шедевр, созданный Ривзом и командой актеров, на домашнем экране.

Новый "Бэтмен" — это не история становления персонажа. Это не Бен Аффлек, сражающийся с "богами", и не выступающий против магии сюжетных трюков Джокера Кристиан Бэйл.

Бэтмен, в исполнении Роберта Паттинсона, это ближе к "Настоящему детективу". Даже когда он использует страх или кулаки в качестве инструмента. Этот Бэтмен сделал лишь первые шаги в своей карьере, он достаточно опытен, он невероятно умен, но это все еще человек в костюме. В высокотехнологичном костюме, с легким слоем сюжетной брони, однако это не спасает его от ошибок. Его образ возмездия — не божественный, не всевидящий и не всемогущий. Он не может быть в двух, трех, пяти или десяти местах одновременно, почему и использует психологические трюки, которые олицетворяет символ в ночном небе Готэма.

Этот Бэтмен не ловелас, не социальная рыбешка, поддерживающая образ успешного наследника Уэйнов. Его едва ли можно назвать Брюсом, настолько он выглядит некомфортно за пределами особняка в обычной одежде. И такой человек куда ближе с точки зрения эмпатии — особенно в современном мире, где богатство выставляется на обозрение, где от самоуверенности, купленной и поддерживаемой деньгами, начинает тошнить. Да, это звучит иронично, потому что фильм уже заработал сотни миллионов долларов и актеры после него станут ощутимо богаче. Но это не меняет того, какие ощущения возникают по мере знакомства с Бэтменом, его внутренним миром и альтер эго.

Роберт Паттинсон великолепно оживил персонажа. Тут добавить больше нечего. Все опасения, что из актера, за которым в России почему-то все еще держится клише "сумеречного паренька", выйдет слащавый Темный рыцарь, можно откинуть. Но тут  заслуга не только актерского мастерства Роберта — режиссура Мэтта Ривза и постановка сцен создают такой тон и наполняют эмоциями, что можно провести буквально недели, анализируя те или иные решения и как они влияют на восприятие.

Особенно в сценах, где Бэтмен занимается детективной работой. Его мимика минимальна, он не совершает лишних движений, он двигается без спешки, а его присутствие одновременно заявляет о себе и остается незаметным. Глаза, легкие движения губ и наклон головы наполняют образ мыслями и эмоциями. Ривз и Паттинсон отсекли все лишнее, оставив черты человека, чье лицо лишено красок, потому что его окружает мир тьмы и теней.

Готэм прекрасен своей архитектурой, но это красота мрачной горгульи. Город полон преступности и коррупции абсолютно на всех уровнях, что сравнимо почти с любым современным мегаполисом. И никакие дожди не способны смыть с него грязь. В таких условиях и появляется тот, кто готов пойти на страшные действия, на экстремальные действия, чтобы пролить свет на истиное лицо Готэма.

Вот она - вся ложь великих людей. Вот оно - лицемерие политиков. Вот коррупция копов. Вот паразитирование преступности. Этот город довел даже героев до падения в бездну. Когда не остается никакого источника света, остаются только вопросы. И когда никто не желает на них отвечать, приходит время экстраординарных людей и их действий.

Сюжет "Бэтмена" также многослоен, как взгляд на многоуровневый Готэм, от подземки до верхушек небоскребов. За почти три часа, перед нами раскрывается несколько арок, при этом все они связаны друг с другом и дополняют структуру. Тут нет одного противостояния, как в "Темного рыцаре" Нолана, а целая серия фронтов. У каждого персонажа свои мотивы и цели. Где-то они пересекаются и получается работать совместно. Но в конечном счете каждый двигается по своему пути. Даже, казалось бы, связанные общим желанием Бэтмен и Гордон. 

Слой за слоем перед нами отрывают листы со стены, раскрывая великий план и задумку. С этой высоты все становится очевидно, что даже не верится, как вместе с Бэтменом мы упустили эти критические детали, что висели перед нами в самом начале. Но никакие гаджеты и даже помощь со стороны не способны даже намекнуть на то, к чему движется этот поезд. И остановить его уже невозможно. 

Отдельно скажу про визуал и дизайн — это прекрасно.

Практичные и простые интерфейсы, которые не пестрят научной фантастикой. Утилитарная техника и правдоподобные гаджеты, которые использует Бэтмен. Буду ждать, когда люди, работающие над всем этим, смогут поделиться своими концептами и процессом создания всего этого — будет сплошное наслаждение.

Визуально, постановка фильма также на высоте. Фильм можно легко разобрать на скриншоты и использовать их в качестве обоев для рабочего стола или смартфона. Отличная работа со светом, тенями и цветом. Хотя многие кидают мемы про то, что фильм максимально темный, это не так. Потому что тьма тут присутствует не просто так, а это один из самых важных инструментов Бэтмена. Мы смотрим за всем со стороны, поэтому не видим то, каким видит мир сам Бэтмен, а если судить по некоторым сценам, его восприятие мрака значительно отличается от обычных людей.

Музыка — топ. Она ненавязчивая, а лишь дополняет. Где-то музыка выходит на первый план и картинка лишь акцентирует эмоциональный смысл мелодии. Тут нет бравады, нет драк под модные биты, и за это я могу сказать отдельное спасибо. 

Все что я описал — это крайне поверхностная оценка моих ощущений, которые я не могу выразить без углубления в подробности. Я не анализирую отдельные действия, слова или сцены, которые в ином случае обязательно бы затронул, потому что их вес в восприятии фильма огромен. По той же причине я не стал углубляться в арку о Кошке — это нужно лицезреть.

Сначала вам стоит посмотреть "Бэтмена" лично. Может быть, не один раз. 

Совет, который могу дать, когда и если картину вернут в кинотеатры — не набирайте с собой жратвы и напитков. Этот не тот фильм, под который стоит набивать брюхо попкорном или ходить в туалет после поллитра газировки.

Да — это точно не последний Бэтмен в исполнении Роберта Паттинсона. И я чертовски рад этому.