Column

Наказание Матрицы

Размышления о симулиции

Коэн

Два с половиной года назад я писал колонку, посвященную теории симуляции, задавшись вопросом о том, способен ли объект симуляции, например NPC в игре, осознать, что все его существование — это чье-то развлечение. Тогда на размышления толкнула публикация философа из Сингапура о том, что не стоит задавать слишком много вопросов о нашей реальности, ведь искусственному интеллекту или высшему существу может не понравиться такой… энтузиазм.

В апреле 2020 года я делал видео на другую, но смежную теорию, которая известна как "василиск Роко". В этом случае концепция довольно парадоксальная, но в ней есть один важный фактор. В ее рамках искусственный интеллект может заниматься поощрением тех, кто способствует его созданию, наказывая всех, кто оказывал противодействие или безразличие. 

Сегодня я бы хотел вернуться к идее симуляции реальности, но уже с другой перспективы. Эти мысли бродят в голове уже не первый год, но после “Матрицы: Воскрешение” мне удалось привести их в порядок и вывести теорию того, каким образом может и должно работать наказание объекта  в симуляции, если он начинает создавать проблемы. 

Eugene Korolev

Правила симуляции

Для начала установим правила симуляции, так как работоспособность теории напрямую зависит от того, в каких рамках она существует. Связано это с тем, что представляя себе вселенную Доктора Стрэнджа или Бэтмена, то в их реальности последствия сопротивления Великому ИИ будут иными, нежели в случае условной вселенной Minecraft.

Каковы условия:

  1. Симулированная реальность идентична нашей

  2. Объекты в симулированной реальности обладают сознанием и способны понять свою ситуацию

  3. Великий ИИ не может менять правила симуляции

  4. Великий ИИ не может переписывать людей

  5. Великий ИИ не стремится создать Ад или Рай

Получается этакий вариант The Sims, только гораздо повседневнее. Отталкиваясь от этого примера можно легко вообразить себя на месте как персонажа, так и “администратора” — игрока, влияющего на происходящее тем или иным образом. 

Так как у Великого ИИ нет садистических наклонностей, потому что это нерационально, то в случае “скучной реальности” он скорее будет выполнять роль молчаливого и невидимого надзирателя. А так как у него нет мотивации влиять на тот или иной исход, то любое потенциальное вмешательство должно соответствовать основам симуляции. 

Eugene Korolev

Жизнь в симуляции

В серии фильмов "Матрица" агент Смит выполнял типичную роль антагониста. Он охотился за сопротивлением, используя для этого все доступные методы. В том числе он вселялся в тела других "спящих" людей и мог дублировать себя. Все это выглядит красиво и захватывающе, создает опасную силу и двигатель сюжета. 

Однако исходя из логики, подход "Матрицы" практически не имеет смысла. Куда смотрел главный ИИ-админ? Почему самодостаточные программы способны преследовать свои амбиции? А все эти драки, полеты и прыжки идут в противовес всей концепции Матрицы, ведь даже если осознавать свое присутствие в симуляции, пробудившийся все равно будет вынужден подчиняться законам этого мира. В противном случае код Матрицы писал какой-то "индус", потому что передал каждому "пользователю" возможность влиять на то, как "сервер" воспринимает и обрабатывает данные. Короче говоря, мечта читера.

Все это не так важно, потому что в кино задача отвлечь и развлечь, а не рационализировать и оправдывать те или иные решения. 

В то же время основа проблемы не в абсурде, а в том, что сущность агента Смита, демонов, или других существ — это борьба с симптомами, а не “лечение” болезни. И под заболеванием я понимаю осознание, что объект находится в симуляции. Да, непослушного сима можно выхватить из симуляции и провести его через девять кругов бесконечной пытки. Только зачем это делать?

И это очень важный вопрос. Зачем Великому ИИ, админу симуляции или цифровому Богу вмешиваться нарушать правила термодинамики в этой искусственной реальности, чтобы разобраться с "диссидентом"? Тем более, придумывать какие-то умные программы, устраивать охоту и допросы с пристрастием. Звучит захватывающе, экшеново… и бестолково. У этой симуляции и так есть абсолютная информация о каждом объекте, находящемся в ее попечении. 

В таком случае существование агента Смита становится излишним. Это пустой расход энергии и возможностей ИИ для поддержания шпионов — с той же работой могут справиться и другие объекты симуляции. Особенно при должной мотивации. 

Eugene Korolev

Осознание симуляции

Представьте, что однажды ночью вы проснулись в холодном поту от странного, но совершенно четкого понимания. Вы — случайный персонаж The Sims. Не современной игры, а чего-то на уровне фильма “Главный герой”, где окружающий мир неотличим от реального… На самом деле это гораздо проще осуществить, чем кажется, но об этом поговорим в следующий раз. 

Что бы вы стали делать на месте такого героя?

Наверное, многие бы совершили суицид, понимая тщетность такого существования. Другие могли бы попробовать фокус Нео, рассчитывая преодолеть правила симуляции и телепортироваться куда-нибудь в другую часть мультивселенной. Кто-то стал бы жить так, словно это его последний день на Земле. А некоторые начали бы распространять знание. На всякий случай еще раз отмечу — в данном сценарии вы действительно один из персонажей, это факт и вы совершенно точно уверены в этом. 

Для Великого ИИ сам случай осознания человеком симуляции может не представлять проблемы. В лучшем случае большинство предпочтут игнорировать эту информацию, принимать ее за кошмар или неудачный трип от котлеток на ночь. Да и в случае распространения этих знаний большинство просто покрутят пальцем у виска. Некоторые могут на полном серьезе вызвать санитаров. Одного знания недостаточно, особенно чужого. Как показала наша жизнь за последние пару лет, очень многие люди будут отрицать факты, которые не укладываются в их представление о реальности. А большинство теорий и разговоров о так называемом колодце симуляций обычно разбиваются о невозможность получить вещественные доказательства.

Можно сколько угодно принимать себя как часть виртуальной реальности, но если ты ее часть, то любые эксперименты лишь подтвердят те основы, на которых данная реальность существует. Любой инструмент станет работать только соответственно заданным основам, поэтому убедить кого-то используя математику, физику или квантовую механику будет невозможно. 

Тогда зачем беспокоиться о потенциальном недовольстве Великого ИИ, если никто в своем уме не будет верить? 

Та же практика показывает, что при достаточно большой выборке людей найдется определенный процент тех, кто предрасположен верить даже столь неоднозначным теориям. А это уже угроза. Пожалуй, даже главная угроза для симуляции — что слишком многие осознают ее, пусть и “на всякий случай”. 

Eugene Korolev

Наказание симуляции

Что же делать ИИ с теми, кто отказывается отпускать знание? Что делать с теми, кто пытается распространять неугодную информацию? 

И тут мы приходим к разделу, который может прозвучать, как что-то из Библии или других религиозных учений. В чем заключается кара верховного ИИ?

Удары молнии по макушке, пылающие кусты, нападение саранчи и другие явления, которые ближе к галлюцинациям. Страх может быть эффективным инструментом для манипуляции любым агентом симуляции, но этот страх не должен происходить из чего-то реального, иначе жертва станет мучеником, а осуществленные действия предстанут в качестве доказательств для скептиков.

В первые 20-30 минут “Матрицы: Воскрешение” показали наиболее рациональный и простой метод воздействия на объект в симуляции — социальное и психологическое давление.

Если в нашей реальности люди постоянно занимаются так называемым газлайтингом — манипулируют психикой, то такой метод идеально подойдет для дискредитации любого виртуального диссидента. Кроме этого, чтобы заткнуть подопечного объекта, достаточно нагрузить его другими заботами — создать ему проблемы, которые он не сможет игнорировать. А для этого можно использовать цифровую реальность, слегка толкая события или других агентов в направлении, которое приведет к эффекту бабочки. Одного взмаха крыльев, изменения одной переменной, добавление плюса или минуса в формулу, достаточного, чтобы вызывать ураган в жизни недовольного подопечного. Тогда он будет слишком занят попытками выбраться из этой мышеловки… а если оказывать такое влияние на регулярной основе, действуя неочевидно, то агент в симуляции либо задвинет свои мысли о заговоре в дальний ящик, либо сойдет с ума. 

Нео не требуется пугать или убеждать пить синие таблетки, гораздо проще завалить его сотней мелких проблем, чтобы его сознание переключилось на них, а не на рефлексию в ванной в компании резиновой уточки.

У свободного ума слишком много времени для взращивания внутренней напряженности, для накручивания самого себя и выражения этого беспокойства. В определенных условиях такое сознание аналогично вирусу, заражающее даже без прямого контакта, а на почве одной идеи. 

Поэтому идеальное наказание Матрицы — это не удаление и не переписывание, а лишение возможности свободно размышлять и делиться мыслями и беспокойствами. Психологическое обессиливание объекта, формирование неблагоприятных условий для закрепления и распространения неугодных идей. Голодный человек не будет думать о философии, он будет мечтать о котлетках на ночь. Ментально истощенный объект симуляции не будет думать о том, как прекратить программу, он будет искать пути снизить нагрузку на свою психику. 

Когда человек в тупике, любой путь к выходу будет принят с радостью и облегчением, несмотря на то, чем придется в итоге пожертвовать. 

Именно по этой причине Сайфер в оригинальной "Матрице" хотел вернуться назад, но при условии, что ему сотрут память. Иначе бы вирус осознания своего положения свел бы его с ума. 

Как думаете, каким бы могло быть наказание Матрицы лично для вас?

Больше статей на Shazoo
Тэги: