Матрица: Эксгумация
"Матрицы" для самых маленьких
Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Хорошие фильмы, плохие фильмы, мейнстримные и артхаус. У меня есть небольшой список того, что я люблю регулярно запускать на фоне, например, "Трудности перевода". А еще есть один странный арт-хаус "Гигантик". На противоположной стороне спектра фильмы, которые после одного раза я не захочу пересматривать никогда. "Матрица: Воскрешение" относится к второй категории.
Внимание! Рецензия включает несколько спойлеров!
"Матрица: Воскрешение" — это плохая идея, которая родилась в пьяном угаре одного из продюсеров. Это постирония, завернутая в сатиру, но так, что в итоге получается не остроумный комментарий на современную реальность, а просто тупое и безыдейное кино. Взять концепцию симулированной реальности и превратить ее в аналог трэшового эпизода какого-нибудь шоу Сидаба (телеканала CW) — это максимум, на что оказались способны люди, создавшие фильм. Ну и попутно намазали очень жирный слой всяческой актуальной повестки.
В "Матрице: Воскрешение" мне понравилось ровным счетом ничего. Но это не аналог "Комнаты", которая настолько плоха, что хороша. "Матрица: Воскрешение" — не более чем бесталантное желание срубить денег на культовой франшизе. Причем Warner Bros. прекрасно знала, что новый фильм так и воспримут, прекрасно знала, что нужно новой "Матрице", но на результат это не оказало никакого значения.
Сюжет новой "Матрицы" подается самым ленивым и жалким образом, так что на фоне оригинального фильма мне даже стало стыдно за тех, кто работал тогда. Худшее, что может быть сделано с повествованием — это взять и объяснить все словами. Кинематография предоставляет режиссерам свободу рассказывать историю при помощи аудио-визуальных инструментов. Подобно тому, как мы постепенно погружаемся в кроличью нору самой первой "Матрицы", никто не берется разжевывать ключевые моменты, но в "Воскрешении" мы только и слышим объяснения за объяснениями. Если настоящий Морфеус показал нам реальность, то в новом фильме обязательно найдется кто-то, кто возьмет и испортит всё, озвучивая те или иные моменты.
Подобный метод иногда имеет смысл, но крайне редко и ситуативно. Например, в комедиях, чтобы тут же превзойти наши ожидания. Но "Матрица: Воскрешение" — это словно "Матрица Лайт", безвкусный напиток в модной упаковке для неотягощенных умом. Тут вам и девушки с крашенными волосами, и Киану Ривз, и свеженький Смит-очаровашка… нашлось место классической чернокожей генеральше, которая не выбирает слов. Уже от всего этого хочется сделать пять ударов лбом об стол.
Но что меня больше всего поражает в плане сюжета, так это его бессмысленность.
Если в оригинальной "Матрице" история была классической историей становления героя, поданной интересным и необычным образом… то в чем смысл “Воскрешения”? Похоже, смысле где-то в метавселенной, так как фильм пытается собрать коллекцию арок со стильными персонажами, но у него не получается сделать ни одну интересной. А ведь начало было таким многообещающим!
Кажется, словно первые 15-20 минут фильма снимали вообще другие люди. Эта часть наводила меня на мысли, которые недавно читал в паре книг, посвященных темам симулированной реальности. Возможно ли отделить реальность от симуляции? Возможно ли проверить, до куда простираются границы симуляции? Почему "Матрица" — это лишь один слой, а не виртуальная игра, в которой Нео, Тринити, Морфеус, Смит и остальные — сплошные программы. Тут можно было бы привязать вопрос о том, как программа может осознать, что она программа и находится в матрешке симуляций? Может ли человечество жить мирно с машинами и чего можно добиться от такого союза?
Но нет. Мы получили комично убогого злодея. Мы получили бессмысленный финт с оживлением Нео и Тринити. Мы получили историю, которая не имеет никакого значения.
Для чего все это нужно было делать? Чтобы показать, как Нео и Тринити летают взявшись за руки? Но тогда зачем было превращать Тринити в серую тень самой себя? Чтобы потом выдернуть кролика из его проклятой норы и показать — ага, а на самом деле Тринити оказалась спасительницей всех, просто благодаря своему присутствию! Без подготовки. Без предпосылок. Без развития персонажа.
Хотя то же можно сказать и о других персонажах, которые осознают себя, когда видят Нео. Словно над сценарием работала группа подростков, где каждый придумывал по одной строке.
Мне было бы интереснее посмотреть на историю Смита, на программу, которая осознает себя и пытается найти спасение от своих творцов, используя для этого Нео и Ко в качестве пушечного мяса - лишь бы отвлечь внимание и развернуть свои грандиозные махинации.
Зато нам показали город Ио с искусственными облаками! Только зачем? Я вообще не понял, к чему нужно было добавлять весь сегмент с городом — его можно было бы вырезать и не потерять ровным счетом ничего.
То же можно сказать про физическое представление программ. Про бота-невидимку, в которой живет одна из старых знакомых. Про Морфеуса и главного злодея.
Там, где оригинальная "Матрица" стала инноватором в области кинематографа и графики, "Матрица: Воскрешение" занимает позицию посредственности и безыдейности. Даже драки в новом фильме не заставляют напрягаться.
Почему?
Потому что новая "Матрица" — это не воскрешение. Это эксгумация с пристрастием. Это не оживленный и готовый к бою Нео, а давно разложившиеся останки, которые засунули в стеклянный короб. Картина не создана для меня или людей, которые смотрели и думали над оригиналом. Это не фильм, а пересказ школьника о том, как он участвовал в ивенте Fortnite, где были скины из "Матрицы".
А потом Нео берет красную пилюлю. А потом они убегают от ракеты и оказываются в Японии. А потом Нео оказывается в "камере". А потом Нео отпускают и они идут спасать Тринити. А потом… А потом…
Если вы любите оригинальную "Матрицу", то не смотрите "Воскрешение". В нем нет абсолютно ничего, ради чего фильм заслуживал бы внимания.
Что же самое разочаровывающее — никто, совершенно никто из персонажей, даже не задается вопросом о том, реален ли "реальный" мир с Ио, дружелюбными программами и волшебной способностью машин оживлять людей, хотя от них должны были остаться лишь ошметки.
- Новый фильм Дени Вильнева выйдет в 2026 году — по слухам, это "Мессия Дюны"
- Съемки второго "Бэтмена" начнутся в начале 2025 года
- "Фуриоса" Джорджа Миллера вышла на цифровых площадках