Far Cry 6

Far Cry 6

Viva la revolucion!

Miltroen

 "Революция пожирает своих детей"
Пьер Верньо

"Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи"
Томас Карлейл

"А давайте замутим серьезную игру про революцию, без феминисток, трансов, хипстеров и диктатора, который злой просто потому что!"
Какой-то сотрудник Ubisoft за секунду до увольнения

Far Cry — уникальная серия, постоянно меняющаяся и в то же время до зубного скрежета одинаковая. Еще в третьей части Ubisoft нащупала ту схему, которая запала в душу игрокам. Всего-то и нужно, что колоритный и отбитый на всю голову злодей да экзотическое место действия, до упора набитое аванпостами, вышками и сторонними активностями. Приправить все это сочной стрельбой и видом от первого лица — и, пожалуйста, вот вам очередная часть серии.

Время от времени эта схема корректируется в ту или иную сторону. Появляются одни механики, вроде компаньонов, и исчезают другие (прощайте, вышки, скучать мы не будем). Но сам геймплей, прямо как война, никогда не меняется.

И в этом плане Far Cry 6 не стала исключением. В ней достаточно изменений, чтобы оправдать новую цифру в названии, но слишком мало, чтобы человек со стороны, впервые севший за эту франшизу, смог отличить шестую часть от, скажем, третьей.

Так что если вы открыли этот обзор только для того, чтобы узнать ответ на вопрос "Стоит ли поклоннику франшизы играть в Far Cry 6", то вот вам краткий ответ — "Да, стоит".

А теперь давайте разберем, что новая часть серии может нам предложить.

Больше, глубже и со строительством

С самого анонса в Ubisoft хвастались огромными размерами Far Cry 6 — и не соврали. Яра действительно поражает своими масштабами. В прологе ты три часа карабкаешься по горам в поисках тайников, исследуешь небольшую деревню, катаешься по дорогам, расстреливая врагов из пулемета, выполняешь квесты... А потом разработчики легким движением руки отдаляют карту, и ты понимаешь, насколько же мал стартовый остров по сравнению с самой Ярой. В этот момент захватывает дух от осознания, что впереди ждут еще десятки, если не сотни часов контента.

И я не преувеличиваю — на полную зачистку Яры со всеми ее аванпостами и побочными квестами уйдет никак не меньше ста часов. Весь вопрос лишь в том, захотите ли вы это делать. Ведь в отличие от пятой части здесь никто не заставляет игрока освобождать пленников и захватывать КПП. Можно махнуть на все эти побочные активности рукой и просто нестись по сюжету — никто за это не осудит.

Однако вы вряд ли захотите полностью игнорировать внесюжетный контент, ведь это вопрос банального удобства. Разработчики мягко подталкивают к тому, чтобы игрок время от времени сворачивал с пути ради сбора лута, уничтожения зениток или захвата очередного лагеря. Ведь без лута у вас не будет нужных компонентов для прокачки своих пушек — как и самих пушек. Зенитки не дадут спокойно летать над Ярой, а захваченный аванпост пригодится для быстрого перемещения, так как убежища, раскиданные по острову, расположены максимально неудобно.

А еще вам придется сворачивать с сюжетных тропинок ради сбора хлама. Его тут много — буквально на каждом шагу разбросаны канистры с бензином, куски металла, лекарства, инструменты и прочая дребедень. Лута здесь так много, что в какой-то момент начинаешь ловить вьетнамские флэшбеки от Fallout 4. И такое сравнение очень даже к месту, ведь в Far Cry 6 тоже есть строительство базы и прокачка пушек. И для всего этого нужны ресурсы, которые по сюжету собрать не получится.

Впервые такая система появилась в New Dawn — там, если помните, хлам был нужен для обустройства лагеря и создания оружия. В Far Cry 6 схема та же самая, с минимальными изменениями. Хотите навесить на свой автомат хороший глушитель, магазин побольше и прицел поудобнее? Будьте добры выложить за это порох — редкий ресурс, который хранится в ящиках на вражеских базах или в тайниках. Желаете построить в лагере домик для повара, где сможете обменивать мясо животных на крутые баффы? Гоните тонну металла и еще столько же медикаментов. За все, как говорится, надо платить.

Впрочем, если вы уже занесли пальцы над клавиатурой и готовы написать желчный комментарий про гринд, то не спешите. Этот момент разработчики тоже предусмотрели. Да, вы можете тратить время на то, чтобы собирать хлам, обчищать ящики с лутом и прокачивать за это пушки. А можете и не тратить, ведь в игре есть так называемое "оружие ресольверов". Это уникальные стволы, на которые уже установлены те или иные модификации. Их можно найти в открытом мире (да, снова лутать ящики), купить в лагерном магазине (если вы его, конечно, построили) или выменять у Хуана на обедненный уран. С Хуаном и его товарами вас познакомят в самом начале игры, а найти уран можно возле зениток, которые вы и так время от времени будете уничтожать.

Еще одним товаром, который можно купить за уран, является супрэмо — тот самый крутой рюкзак из трейлеров, который стреляет самонаводящимися ракетами. Это, по сути, своеобразная "ульта" вашего героя, которая долго перезаряжается, но в случае чего жахнет так, что даже полковник Килгор останется доволен. Зависит способность от типа супрэмо, который вы носите, так что ракетный залп — это только один из вариантов. Еще можно испепелять врагов кольцом огня, поджаривать их электричеством или стать медиком и "воскрешать" себя и напарников после серьезных ранений. И это далеко не полный перечень доступных вариантов.

Супрэмо, как и пушки, тоже можно кастомизировать, навесив на него парочку пассивных бафов. Кроме того, от прокачки супрэмо зависит и ваш арсенал гаджетов, который может похвастаться как стандартными гранатами и минами, так и экзотическими штуками, вроде автоматической турели.

Даже транспорт — и тот можно настроить на свой вкус, превратив элегантную тачку в монстра-убийцу из какого-нибудь "Безумного Макса".

Встречают по одежке

Пожалуй, самым серьезным изменением в геймплее Far Cry 6 стала новая система прокачки. А точнее полное ее отсутствие. Если в прошлых частях вы получали различные навыки за очки опыта или за выполнение определенных действий, то теперь всю эту систему навесили на шмотки главного героя.

Работает это примерно так. У вас есть пять слотов для экипировки: голова, верхняя часть туловища, нижняя часть туловища, руки и ноги. Каждый элемент одежды дает какой-либо уникальный бонус, а все вместе они складываются в разные "сеты".

К примеру, на стартовом острове вы сможете собрать полный комплект снаряжения, которому позавидовал бы сам Форрест Гамп. Эти шмотки увеличивают выносливость и скорость бега, так что герой сможет носиться на своих двоих едва ли не со скоростью автомобиля.

И таких вот комплектов в игре — десятки, на все случаи жизни. Одна одежда защитит вас от огня и яда, а другая от пуль и взрывов. Вот эти шмотки помогут при скрытном прохождении, а другие подойдут для тех, кто не хочет вылезать из уютной кабины своего авто.

Само собой, просто так вы эту экипировку не получите — придется или искать ее в ящиках с лутом или покупать за нереальное количество яранских песо в местном магазине. Так что если вы не собираетесь методично зачищать все локации, то к финалу соберете едва ли 5-6 полных комплектов.

И в этом, кстати, кроется один из главных минусов обновленной системы лута. И шмотки, и оружие, и компоненты для крафта — все они лежат в одних и тех же сундуках. Угадать, что ты получишь, открывая новый ящик, попросту невозможно. Во всяком случае, я за все 30+ часов так и не уловил никакой закономерности. А это приводит к тому, что большую часть игры ты пользуешься не тем, чем тебе хочется, а тем, что у тебя есть. Я, например, часов 20 ходил с самой первой винтовкой с глушителем для бесшумной зачистки аванпостов. Не потому, что она мне нравилась, а потому, что ящики упорно подсовывали мне автоматы, гранатометы и снайперские винтовки. Спасибо, блин, большое.

Есть у революции начало...

И если к геймплею у меня почти нет нареканий (наоборот, такая глубокая кастомизация всего и вся — это очень круто), то вот сюжет Far Cry 6 откровенно разочаровал. Попытаюсь объяснить, почему, и не скатиться при этом в лютые спойлеры.

Итак, вы — Дани Рохас, сирота и выпускница военной академии, которая (пол можно выбирать, но лично я прошел игру за женского персонажа) волей случая вступает в ряды революционеров и оказывается в самом центре борьбы против тирана и угнетателя Антона Кастильо в исполнении блистательного Джанкарло Эспозито. Ничего не напоминает? Все верно, примерно тот же сюжет был и в четвертой части франшизы, с той лишь разницей, что Аджай Гейл был чужаком в Кирате, а Дани в Яре родилась и выросла. И черт бы с ними, с повторами — но вся проблема заключается в том, что сюжет Far Cry 6 всухую проигрывает своему предшественнику.

Взять, к примеру, главного злодея. Каким бы прекрасным актером не был Эспозито, даже у него не получается вытащить из бездны уныния абсолютно клишированного злодея. Антон Кастильо — это типичный диктатор в представлении западных разработчиков. Он суров, жесток и с легкостью отправляет на смерть тысячи своих сограждан, прикрываясь пустыми речами о благе Яры. Да, из такого образа еще можно было бы что-то выжать, но еще одна проблема заключается в том, что Антона в игре преступно мало — все катсцены с ним занимают от силы минут 20. И лишь в трех из них Кастильо хоть как-то взаимодействует с Дани. Все остальное время нам показывают, как он общается с сыном, раздает интервью журналистам или толкает пафосные речи.

Более того, Far Cry 6 даже не старается хоть как-то раскрыть предысторию злодея и самой Яры, ограничиваясь лишь грубыми мазками. Отец Антона тоже был правителем острова, но его свергли в ходе революции 67-го года. Долгие годы Ярой правили революционеры, но затем жители избрали Кастильо, и тот стал тиранить собственное население. Как? Зачем? Почему? Разработчикам неинтересно раскрывать все эти детали. Возможно, ответы кроются где-то там, среди тысяч однотипных записок, разбросанных по всему острову. Но по ходу сюжета вы узнаете лишь, что при папаше Антона все было плохо, при революционерах стало хорошо, а после прихода Антона к власти снова стало плохо. Чувствуете всю глубину проработки? Нет? Вот и я не чувствую.

А кто же у нас противостоит тирану? Как я уже писал выше, по ходу сюжета вам придется помочь сразу трем группировкам и заставить их примкнуть к революции. И вот тут разработчики оторвались по полной, напихав в игру полную панамку новомодных трендов. Сильные и независимые женщины? Да сколько угодно — каждую из трех группировок возглавляет боевая девчонка, способная одной левой укладывать мужиков в могилу штабелями. Меньшинства? Пожалуйста, вот вам и трансвеститы и транссексуалы — выбирайте, кому кто больше нравится. Хипстеры? Да все они такие — с режимом в Far Cry 6 сражаются исключительно диджеи и девочки-программистки. Ну и еще несколько типичных реднеков из американской глубинки.

Из-за такого перекоса совершенно непонятно что именно хотели сказать разработчики. Что революция — это стильно, модно, молодежно? Но к чему тогда мрачные и наполненные жестокостью и смертями сцены, которые время от времени подбрасывает сюжет? Что у диджеев и студентов есть все шансы победить жестокого злодея и его многотысячную армию с танками и вертолетами, потому что они "свободные люди"? Извините, но это даже не смешно — у белорусских киберпартизан и то больше шансов на успех.

А знаете что смешно? То, что в Ubisoft даже не попытались придумать более-менее реалистичные предпосылки для революции. Нет, здесь все максимально банально — злобный диктатор злобно тиранит своих граждан и разве что не хохочет при этом. А те в отместку так же злобно истребляют сотни и тысячи профессиональных солдат. И никто даже не попытается объяснить, с чего все началось, и почему пламя революции вспыхнуло именно сейчас, хотя Антон Кастильо находится у власти уже не первый десяток лет.

Да и зачем вам это знать? Лучше полюбуйтесь на то, как хипстеры с помощью рэпа и хакинга свергают очередной диктаторский режим.

...нет у революции конца

После завершения истории все встало на свои места. Весь этот огромный мир, обширная кастомизация, куча побочных активностей и банальный сюжет, который здесь едва ли не для галочки... Все эти кусочки мозаики встали на свои места и стало понятно, что Far Cry 6 — это вовсе не сюжетное приключение в открытом мире, а полноценная игра-сервис.

В Ubisoft очень хотят, чтобы вы провели в Яре сотни и сотни часов. Для этого студия даже ввела особый режим, который запускается после сюжетной кампании. Его суть состоит в том, что каждую неделю один из регионов острова будет переходить под контроль ваших противников, вместе со всеми аванпостами, КПП и зенитками. И да, вам придется его отвоевывать заново, попутно выполняя небольшие задания и охотясь за местным лидером. Такой вот аналог еженедельных квестов, который неплохо работал в The Division 2 и атаки "Черных бивней" на Вашингтон. Там, если помните, приходилось снова проходить все операции и зачищать закрытые локации, но уже против высокоуровневых прокаченных врагов.

Есть в Far Cry 6 и другие активности из арсенала игр-сервисов. К примеру, небольшие операции, выполненные в духе простеньких текстовых квестов. Вы отправляете небольшой отряд во главе с командиром на задание, а потом выбираете варианты их действий и получаете за это те или иные ресурсы. Само собой, у всех этих квестов есть таймер — прежде чем выполнять их, придется подождать пару-тройку часов.

Никуда не делись и вылазки за припасами, которые перекочевали в игру прямо из New Dawn. Отправляетесь вы в новые локации не только за ресурсами для крафта и строительства, но и для того, чтобы фармить местные сундуки с ценным лутом и валюту для еще одного внутриигрового магазина. Пока что таких вылазок доступно лишь две, и еще четыре появятся до конца ноября. Но можно не сомневаться, что Ubisoft будет и дальше добавлять такого рода контент.

А еще в Far Cry 6 есть полноценный файтинг, замаскированный под петушиные бои. Это настолько дико, упорото и в то же время забавно, что даже не нуждается в каких-либо комментариях. 

Последнее правило повстанца

Так что же у нас в итоге? Far Cry 6 — это геймплейная квинтэссенция серии, вобравшая в себя едва ли не все самые удачные находки предыдущих частей. Это огромный и живописный мир, в котором можно потеряться на десятки часов. Это глубокая кастомизация всего и вся, которая позволяет гибко настроить снаряжение под любой тип игры, будь то стелс или ураганный экшен в стиле Just Cause.

А еще Far Cry 6 — это слабый сюжет с сомнительными персонажами, изуродованными современной повесткой, и пустой главный злодей. Вряд ли вы будете вспоминать Антона Кастильо с той же теплотой, что и Вааса, Пэйгана Мина или Иосифа Сида. И даже Джанкарло Эспозито вам не поможет.

В Ubisoft уже пообещали, что в будущем нас ждет полноценное переосмысление серии, так что Far Cry 6 — это лучший способ попрощаться с франшизой, какой мы ее знаем, помним и любим.

Far Cry 6 выходит 7 октября на PC, PS4, PS5, Xbox One и Xbox Series. За все 30 часов прохождения я ни разу не столкнулся с вылетами или зависаниями, а также с графическими багами. Лишь раз в одном из квестов не сработали скрипты и мне пришлось переиграть последние пять минут.