Wrath of Man

Гнев человеческий

Гай Ричи — мастер иллюзий

kartosh

“Писюн!” — в новом фильме Гая Ричи “Гнев человеческий” это слово повторяется пять раз в течение одной минуты. Может и больше, я перестал считать на пятом. Непривычно? Да. Использовать это слово в первой строчке материала про криминальный боевик от именитого постановщика? Я потешил своё самолюбие, но я в этом не одинок.

Ричи в своей работе тоже слегка лукавит и заходит с козырей: за первые полчаса фильма не раз и не два использует грязный юмор, почти ребяческим тоном заигрывая со зрителем — у нас тут серьезное дело, но мы все равно будем хулиганами. Расслабьтесь, но не ведитесь на эту провокацию. “Гнев человеческий” — мрачный и жесткий фильм Гая Ричи на фоне которого “Джентельмены” на сто процентов отрабатывают своё название.

Говорю “фильм Гая Ричи”, и я не до конца честен с вами. Это ремейк французского триллера “Инкассатор”, у которого взяли общий сюжетный каркас и завязку, но внутри этой конструкции Ричи сделал все на свой лад — в трёх актах, на манер театральной трагедии.

Герой по прозвищу Эйч — грубоват и скуп на слова, вместо лица каменная маска без эмоций. Мужик устраивается инкассатором в охранную контору и начинает день ото дня выполнять рутинную, но опасную работу — перевозить крупные суммы денег. Вроде бы самая банальная в мире фабула для боевика: бабки, бандиты, лысый брутал с пушкой в кабине грузовика. Что может пойти не так? Все что угодно! И конечно, все идёт не так, но два часа ощущаешь подвох — Гай Ричи умеет, как никто другой.

Непроницаемое лицо Джейсона Стэйтема — самое искреннее, что есть в этом фильме. Во всем остальном есть лукавство: то открывающую сцену покажут с заведомо хитрого ракурса — не всех персонажей видно; то Эйч странно себя поведёт. Впрочем, коллеги “по цеху” сначала это вряд ли заметят, да и я не сразу выкупил. Гай Ричи и его постоянный сценарист Айван Эткинсон хорошо разыгрывают отвлекающий гамбит: шутки пошутят, дадут героям чутка пострелять, столкнут лбами коллег-инкассаторов. Герой Стэйтема получает мифологическое нарицательное прозвище “злой дух” — надо сказать, справедливо. Все это чертовски увлекает.

К середине фильма ребячество уходит в тень, про краткий пацанский цитатник забывают, потихоньку выкладывают карты на стол. “Гнев человеческий” приобретает неожиданно серьёзный тон: кровная месть, коррупция.

Гай Ричи сыграл на контрастах и противопоставил драматическое комедийному — на выходе они довольно четко разделены, но питают друг друга. В фильме много второстепенных персонажей и все они чудесным образом получили свою сюжетную арку — пусть маленькую, но обязательно драматургически заверенную. Напарник Эйча по кличке “Пулемёт” (его, кстати, сыграл Холт Маккэлани из сериала “Охотники за разумом”), или слегка манерный паренёк храбряшийся перед коллегами, а на деле — трус и дурак. К финальным титрам о каждом из них можно сказать достаточно, как если бы ты провёл с ними вечер в баре. Ещё есть персонаж Скотта Иствуда — центральный антагонист, о котором Гай Ричи говорит преступно мало (и это плохо, на мой взгляд), но по итогу вам всеравно не захочется садиться с этим человеком за один стол.

Шалость удалась? Конечно. Британец Ричи пересобрал грубый французский фильм и добавил ему мальчишеского драйва, но при этом снял один из самых бескомпромиссных и брутальных боевиков в своей карьере. Джейсон Стэйтем стреляет в лица врагам оставляя на месте скорченных физиономий зияющие кровавые дыры, а самого ни один мускул не дрогнет. Как жанровое кино о бандитских разборках “Гнев человеческий” это почти идеальная работа. Динамика во всем: в диалогах, в перестрелках, в том, как персонажи постепенно открывают зрителю свою истинную суть. Тут никому нельзя верить, а положиться можно только на себя. При этом Эткинсон и Ричи попытались сделать из этой истории чуть большее, чем может показаться сначала.

За шутками про члены и дерьмо (такие тоже есть, да) упакована стройная и понятная история о первобытной мести за утрату самого дорогого, что есть у человека. Название “Гнев человеческий” неожиданно приобретает новые смыслы, о которых лучше рассуждать самостоятельно, но вне зависимости от сделанных выводов гнев этот — всегда праведный.