Грейхаунд
Невидимый враг
На палубе стоит немолодой мужчина с грустными глазами и долго смотрит на горизонт. Затем он поворачивается и кричит своему помощнику. Огромный военный эсминец совершает манёвр, поднимаются орудия, звучит залп. Это самое незамысловатое на свете описание фильма “Грейхаунд”, но прекрасно отражает его суть. Для современного кинематографа это непривычно, но военная драма от такой простоты и концентрации на главном только выиграла.
Фильм “Грейхаунд” снят по одноимённому роману Сесила Скотта Форестера. Картина должна была выйти в широкий прокат в июне, но из-за пандемии релиз пришлось отложить, а сервис Apple TV+ купил права на дистрибуцию и запустил ленту на своей площадке.
В центре событий офицер Эрнест Краузе, на пятом десятке принявший командование военным кораблем. Возраст для такого назначения весьма серьёзный и прежде мужчина не имел подобного опыта. Ему предстоит пересечь Атлантику во главе конвоя. В пути команду ждут большие неприятности, но в случае истории “Грейхаунд” важнее вопрос не “что?” а “как?”.
Фильм режиссера Аарона Шнейдера (“Похороните меня заживо”) построен на сиюминутном напряжении. “Грейхаунд” выслеживают немецкие подводные лодки. Экипаж корабля, так же как и зритель, угрозу не видят, но знают о ней и ощущают приближение врага. Удар может быть нанесён в любой момент, это держит всех в напряжении. Масла в огонь подливают моряки Вермахта: регулярно выходят на связь и угрожают, а в конце воют, словно стая волков. Это, пожалуй, лучшее, что есть в нарративе фильма. Невидимый враг всегда остается за кадром, но менее страшным и опасным от этого не становится. В остальном “Грейхаунд” напоминает производственную драму, предметом которой становится не бытовой вопрос, но детальный разбор боевых действий.
Герой Хэнкса здесь показан как не слишком опытный, но ответственный и честный человек. Этакий американский герой — жизнь берет его за грудки, он никогда прежде не сталкивался с подобным. Мужчина собирает волю в кулак и сражается до конца. Первоисточник — книгу Сесила Скотта Форестера — Том превратил в сценарий самостоятельно и сделал это отлично. В первую очередь заметно по тому, как органично он вписывается в роль, которую адаптировал в качестве сценариста и продолжил как актер. У меня сложилось твердое впечатление, что он играет сам себя.
Я думаю, что в кинотеатре этот фильм воспринимался несколько иначе: на большом экране в темноте военные баталии смотрели бы масштабнее и эффектнее, но тут грех жаловаться. Apple TV+ спасла проект от забвения в период пандемии. На фоне типичных военных драм “Грейхаунд” кажется глотком свежего воздуха, и даже мы с вами вынуждены смотреть этот фильм в нестандартных условиях. Неожиданно, простота картины совпала с необходимостью домашнего просмотра. В этом есть что-то из девяностых, из времен, когда мы брали видеокассеты напрокат.
Корабль Краузе попадает в осаду противника и герой Хэнкса находит быстрое и эффективное решение. Ситуация на несколько минут улучшается, но затем снова начинаются проблемы. Шнейдер пристально показывает работу капитана и экипажа — в “Грейхаунд” военный подвиг изображен именно как рабочий процесс, без лишнего пафоса и эмоций. На фоне типичных военных драм “Грейхаунд” кажется глотком свежего воздуха.
Хотя чувств тоже хватает, преимущественно у зрителя. В какой-то момент я поймал себя на том, что с напряжением слежу за происходящим — повествование в фильме хоть и строится на простых алгоритмах, но захватывает не на шутку. При этом “Грейхаунд” остается вне большинства шаблонов военных драм. Без нарочитого героизма, без вдохновляющих речей, суровые мужики просто делают свое дело — и делают его хорошо, чтобы когда стрельба утихнет просто вернуться домой к своим семьям.
- Джереми Айронс присоединился к касту четвертого сезона "Утреннего шоу"
- Apple анонсировала сериал "Диспетчер" — про полицейского, ищущего пропавшую дочь
- Бриана Миддлтон сыграет Молли в экранизации "Нейроманта" от Apple