Crusaders Kings 3

Династия будет править

Король Ричард, августейший английский монарх и правитель британских островов, был тем ещё бабником. Католический папа не одобрял влечений короля, поэтому последний решил принять самое логичное решение среди всех возможных — стать еретиком и последователем катарской веры. Многие придворные и вассалы последовали за своим королём, но не все — лидером оппозиции стал никто иной, как родной сын Ричарда — его первенец Генрих. Тот объявил отца своим персональным врагом, он же стал самым ревностным защитником католической веры на всём Альбионе.

Но вернемся к бабнику Ричарду. Он совратил юную жену своего не менее юного сына, благородную француженку по происхождению, и сделал своей любовницей. Любовь и страсть затмили глаза на религиозные разногласия, и дева решила принять катарскую ересь. Не ожидав подобного удара в спину, принц Генрих начал активней формировать заговор для убийства отца, пока не осознал, что уже никто его не поддерживает.

Сын на коленях явился к своему отцу, моля его о прощении и милости. Ну а Ричард был добрым королём. Он даже не казнил своего непутёвого первенца за измену, а просто насильно перекрестил в свою веру и отправил монастырь. Слишком уж понравилась ему та француженка, чтобы просто так от неё отказываться.

Вся серия Crusader Kings переполнена подобными историями, которые рандомно генерируются на основе сотен тысяч показателей и вероятностей. В отличие от всех остальных глобальных стратегий Paradox, конкретно эта франшиза делает упор на персонажей и ролевой отыгрыш. Игрок управляет не страной, а персоналией, и должен брать во внимание не только интересы государства, но и интересы личные предпочтения своего персонажа, его семью и похоть.

Crusaders Kings 3 не делает даже и шага в сторону от своей оригинальной концепции. Наоборот, игра максимально приближена к тому, что мы привыкли видеть в этой серии. Вот только разработчики решили пойти не вширь, а вглубь, создав идеальный инструментарий для формирования уникальных ситуаций и максимальной реиграбельности.

Даже с самого первого взгляда заметны очевидные изменения по сравнению с предыдущей частью. Например, все персонажи получили 3D-аватары. А ещё в Crusaders Kings 2 было не так уж и много провинций, и внутри каждой провинции были баронства. Новая часть может похвастаться более детализированной картой, так как каждое баронство стало отдельной провинцией. Сама глобальная карта значительно увеличилась в размерах — присутствует вся Европа плюс центральная и северная Африка и Азия вплоть до Китая и Индокитая.

В своей основе Crusader Kings всегда была европоцентристской, где политическая и культурная система в первую очередь ориентируется на европейскую модель общества. Поэтому во время партии за лорда в Индии в Crusaders Kings 2 особо серьёзной разницы по сравнению с геймплеем за условного французского графа не было. Crusaders Kings 3 не ушёл далеко в этом плане, однако разработчики постарались сделать каждый регион уникальным с помощью религии.

Механика религии претерпела серьёзные перемены в новой части. Теперь у каждого верования есть свои постулаты и доктрины. Например, в католичестве позволена продажа индульгенций за золото для отпущения грехов, в то время как славянское язычество поощряет пиры и даёт хорошие бонусы за их проведение.

Все религии по своему уникальны, однако самое крутое, что сделали разработчики — это возможность сделать собственную религию со своими доктринами и постулатами. Это может быть буквально что угодно, и среди предложенных вариантов есть много действительно веселых идей. Например, я за Уэльского короля сформировал культ Шавермы, в котором поощрялись религиозный каннибализм и нагота. Как только религия была принята, все представители культа сняли свою одежду, чтобы найти единение с природой. А ещё при этом король стал главой веры и получил возможность организовывать крестовые… шавермовые походы?

Если у вас хорошие взаимоотношения со своими вассалами, они автоматически примут вашу веру, чего не скажешь о простом народе. Его надо отдельно перекрещивать с помощью советников. Если вы хотите абсолютного хаоса в игре, то в настройках партии можно дать возможность ИИ создавать свои религии — таким образом, каждая сессия будет абсолютно уникальной и максимально непредсказуемой. Хотя даже без этой настройки пространство для нестандартных ситуаций предостаточно — время от времени в Европе в случайных местах появляются всякие ереси, вроде катарства и вальденства, которые, при соблюдении определенных условий, могут укрепиться в своём регионе и стать проблемой для местных правителей и Папы Римского в частности.

Разработчики значительноулучшили ролевую составляющую в Crusaders Kings 3, взяв за основу все, что уже было в предыдущих частях. У каждого персонажа есть уникальные черты характера и какие-то личностные особенности. Игра стала больше настаивать на том, что не стоит игнорировать характер выбранного вами правителя.

В Crusaders Kings 3 появилась механика стресса — если отыгрывать роль своего персонажа и принимать “верные” варианты, то стресс расти не будет, в противном случае он будет постепенно увеличиваться. При высоком стрессе персонаж может буквально сойти с ума, получив серьёзные штрафы к своим способностям. Однако в игре есть много механик снижения стресса. Например, пьянице достаточно выпить, а обжоре — от души наесться на каком-то пире. Поэтому можно балансировать между решениями и выбирать лучшие варианты среди всех предложенных.

Значительно углубили механику образа жизни. Вы не просто выбираете, какие особенности получает ваш персонаж, он также прокачивается в каком-то конкретном направлении, со временем открывая перки и способности. Например, в ветке знаний можно улучшать отношения с духовенством и вообще стать святым правителем, в то время как военная ветка улучшает навыки тактики и персональные боевые умения. При этом время от времени можно переключаться между образами жизни, по сути создавая своего идеального персонажа, который нужен вам здесь и сейчас, делая каждого правителя по своему особенным.

При этом важно понимать, что игрок берёт под контроль не одного конкретного персонажа, его цель — привести свою династию к успеху. Чем больше великих деяний совершили представители рода, тем больше признания накапливает династия. Это позволяет главе династии открывать пассивные умения, которые дают незначительные бонусы всем представителям рода. Например, увеличение шансов зачатия ребёнка или улучшения селекции позитивных биологических черт, чтобы в вашей династии чаще появлялись умные и красивые дети.

Во многих аспектах игра не претерпела каких-либо изменений. Война такая же, экономика такая же, дипломатия такая же — Crusaders Kings 3 попыталась улучшить то, что уже есть, и не придумывать ничего нового. Это не революция, но эволюция франшизы, попытка вывести серию на новый уровень качества. Мне сложно назвать отсутствие радикально новых идей минусами — я вижу качественное развитие и обилие маленьких, но при этом важных изменений, которые в целом значительно освежают игру. При этом разработчики очень много постарались над тем, чтобы упростить жизнь новичкам.

Нет, игра проще не стала, но она объясняет абсолютно всё, что происходит в игре и подсказывает, что нужно делать, чтобы игрок не терялся в многочисленных механиках и чувствовал контроль над игрой. Это значительно улучшило восприятие игрового процесса даже для ветеранов глобальных стратегий.

В Crusaders Kings 3 осталось много механик из аддонов предыдущей части франшизы. По словам разработчиков, они хотели интегрировать в триквел самые интересные механики, вроде государственного совета или образа жизни. То, что по их мнению ломало баланс игры, например механики артефактов, они убрали до лучших времён, чтобы переосмыслить идею и сделать что-то получше, чем было во второй части.

Как и все игры от Paradox, Crusaders Kings 3 на момент релиза является очень крепким, я бы даже сказал идеальным скелетом для создания прекрасной глобальной стратегии. Игра затягивает даже сейчас, она интереса и по своему глубокая, однако незавершённая. Нужно увеличить количество внутриигровых событий, уникальных решений и механик, добавить полноценную торговлю (которой просто нет), возможность играть за барона и многое-многое другое. Страшно представить, что будет через несколько лет, когда выйдет несколько крупных аддонов и десятки патчей. Ну а пользовательские модицикации превратят CK3 в настоящий рай фаната серии.

Crusaders Kings 3 поступит в продажу 1 сентября 2020 года.

Последние статьи

15 Комментариев

  • Smartme
    Комментарий скрыт. Показать

    Побыстрее бы игра вышла уже .Сразу начну за графа из окраины Византии который переселится в Европу а потом спустя столетия его предки вернутся на родную землю)

    1
  • Febll
    Комментарий скрыт. Показать

    Однозначно предзаказ, тут и думать нечего.

    0
    • Reym
      Комментарий скрыт. Показать

      @Febll, как и все стратегии от парадоксов, игра наверняка будет до скуки сырой на релизе.

      3
    • Febll
      Комментарий скрыт. Показать

      @Reym, Аргументируйте пожалуйста, ибо как человек наигравшей в каждую из игр парадоксов сотни, а в некоторые 1к+, мне трудно согласиться. Поэтому побольше фактов, где конкретно сырой и когда именно?

      0
    • Reym
      Комментарий скрыт. Показать

      @Febll, лучшая контурная карта от парадоксов - европка 4, без длс по количеству механик на уровне примитивной цивки; стелларис туда же. Рим, в который сейчас вообще почти никто не играет.

      и когда именно?

      писал же выше, на релизе.

      0
    • Febll
      Комментарий скрыт. Показать

      @Reym, За Европу 4 не скажу, потому как не играл на релизе, за Stellaris хорошая шутка (кроме примитивной дипломатии в духе тотал вар, все было ок), но не смешная, а вот с Императором действительно были просчети, которые особенно были заметные для поклонников игр парадоксов, но все оперативно исправили. Я все еще жду аргументов, вы не вспомнили ни hoi 4, ни victoria 2, да и о Stellaris ничего толком не сказали. А слова о примитивной цивилизации совсем убили, вы похоже очень мало знакомы с этой серией.

      0
    • Reym
      Комментарий скрыт. Показать

      @Febll, в викторию не играл. Ну а hoi 4, по сравнению с той же eu4 на длсном ботоксе, на релизе была не такой насыщенной контентом. Про стелларис вы и сами ответили... С цивилизацией знаком только по последним трем номерным частям; и там уж точно гораздо меньше механик, как в торговле, так и в дипломатии. Там больше все на ресурсах завязано.

      0
    • Febll
      Комментарий скрыт. Показать

      @Reym, Отсутствия в Stellaris на релизе внятной дипломатии никак не делало ее сырой, просто недоработанной в одном из многих аспектов, а сравнивать hoi и Европу такое себя (Хойка всегда была рассчитана на относительно быстрые партии, в то время как партия в Европе более медитативна и длительная). Вы бы тогда хотя вспомнили hoi 3, вот с ней можна и даже нужно сравнивать 4-ю. А насчет циви не согласен, в новых частях много чего нет, но в основном изменения ей пошли на пользу. И не стоить забывать, что в отличии от парадоксов (они фактически сами издают) над ними стоит издатель, который подгоняет и естественно сделать к релизе все задуманное не выйдет.

      0
    • Reym
      Комментарий скрыт. Показать

      @Febll,

      Отсутствия в Stellaris на релизе внятной дипломатии никак не делало ее сырой.

      Именно это я и подразумевал под "до скуки сырой".

      А насчет циви не согласен.

      С чем несогласны? С тем что в цивке меньше механик? Вы серьезно?

      0
  • Usavich
    Комментарий скрыт. Показать

    Игра не будет казаться пустышкой после всех DLC для второй части?

    3
    • Reym
      Комментарий скрыт. Показать

      @Usavich, так со всеми стратегиями от парадкосв. Зато через пару лет, наверняка будет даже лучше.

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Usavich, однозначно будет менее насыщенной, но думаю, как и с другими их играми, новая часть будет затягивать какими-то новыми фишками геймплейными и новым функционалом. А через пару лет закинешь ещё пару-тройку тысяч деревянных и будет всё замечательно)

      1
  • Комментарий скрыт. Показать

    Ничего не поменялось, лол, но вы конечно купите ту же игру в опять. Хотя нет, поменялось, половину фич из длц двухи выпилили. Красиво (нет)

    0
  • NewArt
    Комментарий скрыт. Показать

    Переосмысление СК2 и не более. Жаль на самом деле, от номерной части лично я ждал большего - сезоны например. А самое для меня печальное, что на ближайшие много лет, мы будем наблюдать эту невзрачную местность на экране, где менюшки и 2д арт красивее ваших владений.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.