1917

У каждого своя война

Франция, апрель 1917 года, Первая Мировая война в самом разгаре. Двое молодых солдат — Скофилд (Джордж Маккей) и Блейк (Дин-Чарльз Чепмен) — лежат под деревом. Через несколько минут они получат приказ и отправятся на линию фронта, чтобы отменить атаку союзного батальона и спасти полторы тысячи военных, которые могут погибнуть в засаде.

Британский режиссёр Сэм Мендес снял новый фильм с коротким заголовком “1917” — только год и ничего лишнего. В основу картины легла история его деда, ставшего участником тех ужасных событий, а потому эта история для постановщика во многом личная, и он блестяще отразил это на экране.

Оператором стал Роджер Дикинс — известный в Голливуде человек и старый друг Мендеса. Для “1917” Дикинс выбрал неочевидное решение: съёмка всего фильма одним планом без монтажных склеек в стиле Эммануэля Любецки. С первого до последнего кадра камера неотступно следует за героями не прерываясь на монтажные склейки. Безусловно, они там есть, но выстроены таким образом, что их не видно.

Впереди у Скофилда и Блэйка долгий и непростой путь: героям предстоит пройти максимально близко к позициям врага и напряжение ощущается с самого начала, однако события развиваются без спешки. На моей памяти это один из самых неторопливых фильмов о войне. Путешествие по нейтральней территории и меланхоличная беседа перерастает в неожиданную встречу, в гонку со смертью и со временем разом.

Две ведущие роли у Сэма Мендеса отданы малоизвестным актерам, а их путешествие из точку А в точку Б завязано на важном поручении, непрерывность кадра передает уникальный опыт: ты с героями находишься каждую секунду их пути, видишь каждый шаг и проживаешь эту опасную дорогу вместе с ними. В значительной степени “1917” это разговор со зрителем — без слов, через сцены и образы, которые оператор Роджер Дикинс заложил в монтаж. Разговор получился почти интимный, и ближе к середине я поймал себя на мысли, что невероятно переживаю за этих ребят, хотя всего лишь около часа наблюдаю за их походом.

Работа проделана феноменальная: в ключевой батальной сцене задействованы сотни человек, герой бежит сквозь толпу, падают снаряды и один взрыв гремит за другим — но камера ни на секунду не покидает место действия и те 15 минут я сидел буквально вжавшись в кресло. Но эффект напряжения работает и в долгосрочной перспективе — фильм просто не дает тебе расслабиться и выровнять дыхание. Для современного кино это редкий и важный стиль, который пришелся к месту в драме о Первой Мировой войне.

Если вынести за скобки техническое исполнение, что останется у “1917”? Больше, чем может показаться на первый взгляд. Зачастую военные драмы преисполнены высокопарными монологами, незабвенным пафосом и ура-патриотизмом. Здесь этого практически нет. Сэм Мендес на первый план выводит ценность человеческой жизни, тех, что пытаются спасти героев и их собственную. Фильм не читает мораль о святом долге и подобных вещах, но с самого начала честно и по простому обозначает, в чем цель и почему ставки высоки. Это достойно уважения и лично для меня это был один из решающих моментов, благодаря которым я буду говорить — 1917 отличный фильм.

Я могу назвать себя пацифистом и мне бывает трудно проникнуться военной тематикой, но здесь я дрогнул, последний раз такое было с фильмом “Спасти рядового Райана”. В этом вся соль: война была есть и будет безжалостной мясорубкой, которая перемалывает человеческую жизнь в борьбе за власть, деньги, идеалы и иногда — за свободу. Глядя на нее стороны трудно не почувствовать тяжесть на душе — ты видишь множество людей, которые гибнут в мгновение ока — вот они есть, а через секунду их уже нет. Мало кому под силу вынести такое с каменным лицом, однако по-настоящему проникнуться судьбой солдата можно лишь пристально смотря на него.

Именно на этом поле и сыграл Сэм Мендес в “1917”. Историю бессмертного подвига режиссер услышал от своего деда Альфреда, которую ветеран описал в своей книге Autobiography of Alfred H. Mendes (1897−1991). Получилось нетривиально и это заметили представители Американской киноакадемии. Фильм “1917” получил 10 номинаций на “Оскар”, в том числе за лучший фильм, лучшего режиссера и лучший сценарий. Несколько лет назад я написал авторскую колонку о том, что все кинопремии это субъективная история, и сегодня останусь верен себе.

Три биллборда на границе киноиндустрии: почему "Оскар" не так уж и важен
В ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени п... Далее

Картину стоит посмотреть вне зависимости от того, сколько наград в ночь на 10 февраля заберет фильм — это торжество киноязыка, в котором идеи и работа многих людей передают не просто картинку в движении, но эмоции, состояние и трагедию, где главным врагом оказывается не солдат по ту сторону баррикад, а неумолимый бег времени. Как любой хороший фильм о войне, “1917” на самом деле глубоко пацифистский и показывает насколько хрупок каждый человек в ужасных условиях, которые создает вооруженный конфликт.

Фильм “1917” запомнился мне своей универсальностью, сочетанием художественных приемов, которые в полной мере отражают идею о скоротечности времен и дополняют ее. Таких картин в последние годы очень мало — они показывают нам, насколько сильным и выразительным может быть киноязык.

Последние статьи

25 Комментариев

  • VirgoFox
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм просто великолепен! Это какое то пиршество для всех органов чувств. На выходных пойду еще раз.
    Статья тоже прикольная, Картош держит марку)

    8
  • Sinkler
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм безусловно хороший баллов на семь, но два парочка нелепых моментов у меня вызвали раздражение с точки зрения сценарной нелогичности.
    Как правильно заметили некоторые люди перед нами условное Братство Кольца.
    И большинство фильмов на тему ПМВ лишены всякого пафоса.

    4
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Sinkler, Где вы там братство кольца увидели? Условное послание = кольцо всевластья?

      1
    • Sinkler
      Комментарий скрыт. Показать

      @kartosh, Просто приведу цитату из одной рецензии :

      это фэнтези: два невзрачных хоббита (один — поупитаннее) чтобы спасти множество жизней несут свой тяжелый груз через мрачные подземелья Мории и горящие руины Мордора, по дороге проявляют благородство к врагу и жестоко за него расплачиваются, хоть в конечном счете это и помогает достижению цели, встречают дракона Смауга, Роба Старка из «Игры престолов» (а один из хоббитов — буквально подросший Томмен Баратеон), дополнительное сходство придает и тот факт, что сам отец всея фэнтези Джон Р.Р. Толкин был солдатом Первой мировой, чьи персонажи во многом были основаны на его сослуживцах, но еще более фэнтезийной кажется музыка Томаса Ньюмана, создающая ощущение магической нереалистичности происходящего, музыка столь «лордофзеринговская», что фанаты наложили ее на импровизированный трейлер «Властелина»;
      https://youtu.be/QwduhokgzqI

      4
    • VirgoFox
      Комментарий скрыт. Показать

      @Sinkler, эту тему можно развить глубже, в направлении архетипов повествования в культуре: в частности тут у нас "Путь\Путешествие" из которого растут оба произведения. Ну и?

      0
  • Arnhold144
    Комментарий скрыт. Показать

    Чему надо учиться отечественным фильмам (после распада совка), так это тому, что в фильме о войне не обязательно поливать грязью ненавистный тебе полит. режим страны. Те же американцы умеют из мухи раздуть слона (говорю не о 1917, а в целом), а у нас куча примеров героизма и драмм. Но эти у№:юдки будут снимать только про зеков рецидивистов которые вопреки всему побеждают ни в чем не виновных белых и пушистых агрессоров. Они сражались за Катю... М... куда там этим буржуям до "нашего" кина.

    6
  • dimidrum
    Комментарий скрыт. Показать

    Картина мне очень понравилась, но на мой взгляд это все же в первую очередь эстетическая передача ужасов первой мировой, как бы это не звучало. Это как Рефн который все таки смог в эмпатию. Потому что, ну прямо скажем, сама история поверхностна, и на мой взгляд, не хватало большего раскрытия персонажей. Было несколько приятельских разговоров между героями, есть арка о брате, которая и вовлекает героев в приключение (акцент явно был на брате и 1400 солдатах... а не на 1400 солдатах, и брате), но хотелось бы чуть больше личной истории.
    Но повторюсь, оно отлично сделано.

    1
  • Avikoff
    Комментарий скрыт. Показать

    Середина фильма, когда немцы вдруг превратились в имперских штурмовиков, никак не могущих попасть по ГГ, сильно расстроила, а в остальном от кино остался в восторге!

    5
  • ARTEMORO
    Комментарий скрыт. Показать

    Вопреки всем положительным отзывам фильм не произвел должного впечатления. Безусловно отменная операторская работа, звук, работа со светом, детализация поля боя, все передано хорошо. Но не смотря на это к середине фильма беготня уже порядком наскучила, а сюжета у фильма как такового и вовсе нет (прийти с точки А в точку Б). Диалоги скудные и абсолютно ни о чем. Спецэффектов на весь фильм от силы два три.
    Немецкие солдаты в фильме стреляют примерно так же метко как штурмовики из звездных войн, что в определенные моменты просто вызывало фейспалм.
    Все происходящее реабилитируют разве что последние пять минут фильма, досидеть до которых для меня было еще тем испытание)
    Если бы не прием «одного кадра» фильм абсолютно не был бы ничем примечателен. А уж сравнение его со своего рода культовым «спасением Райана» уж точно перебор.

    1
  • Rabadun
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм понравился очень крутой операторской работой. В остальном фильм как фильм, прям офигевать и восторгаться там особо нечем. Куча фильмов о войне которые впечатляют гораздо сильнее.

    2
  • SERG__ZV
    Комментарий скрыт. Показать

    Думал где же я парня этого видел а потом вспомнил. Многосерийный фильм 11.22.63.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Всегда смущала эта словоконструкция. Как может быть "Рецензия На..." ? Рецензия чего-либо - есть.

    1
  • Artemio303
    Комментарий скрыт. Показать

    Не смотрел еще, но чуйка что это Дюнкерк номер два...

    0
    • kartosh
      Комментарий скрыт. Показать

      @Artemio303, Ну кстати нет, в этом фильме гораздо больше души. На фоне 1917 Дюнкерк выглядит как беспристрастный взгляд со стороны

      0
  • freawertyhn
    Комментарий скрыт. Показать

    хочу чтоб фильмов ,снятых одном планом -было больше... а то зуммерки привыкли фапать на клиповый монтаж ,для них если кадр больше 5-6 секунд длится ,то всё ,скучно ,вырубай! Ученые доказали...

    1
  • Комментарий скрыт. Показать

    на торнетах в 4к уже есть?

    -2
  • Romashka
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм понравился, цепляющий. Операторская работа завораживает, действительно чувство как будто ты проходишь эту историю из жизни прямо рядом вместе с героями.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Автор инфантильная девочка, только им эта сказочка и нравится)))

    -1
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.