Блог: Обзор Metro Exodus — перемен требуют наши сердца

Два дня, почти 26 часов геймплея и новый личный рекорд по игрочасам за раз (9 часов!). Вот что значит хорошая игра, жена в командировке, выходные и шесть бутылок добротного, тёмного эля из Штирии.

Ну а теперь к делу, господа! Не наловите спойлеров!

Прежде чем начать что-то говорить о Metro Exodus, давай сначала коротко рассмотрим историю третьей части. Новая игра переносит нас в 2036 год. Два года прошло с последних событий Metro: Last Light, мир по-прежнему непригоден для жизни из-за последствий ядерного конфликта, после того как 23 года назад ядерные бомбы разрушили страну. С главным героем Артемом, его женой Аней, Мельником (в немецком языке его зачем-то сделали Миллером "Miller"), а также членами ордена Спарты, я отправился на восток. На борту Локомотива Аврора (символически названного в честь римской богини зари и крейсера сами знаете чего) мы все хотим найти новое начало на нетронутом радиацией месте.

Надо заметить, что приключение и "поездка" не совсем добровольны. Мне открылась страшная правда, о которой я уже знал по книгам: для вояк война не закончена, Москву глушили радиозаглушками (поэтому Артём не мог пробиться в эфир). Теперь заговор раскрыт, Мельника записали в предатели (когда Мельнику говорят об этом, он просто выходит из себя и рычит в ответ, в рацию, что, мол, сука, я за страну жизнь отдам, я офицер, а не хрен моржовый, а ты МЕНЯ в предатели записал!?... у меня по спине бегали мурашки величиной с глазное яблоко, настолько этот диалог был хорошо поставлен).

Дороги назад нет, в лучшем случае изгнание для всей компании, включая Мельника, в худшем - просто поставят к стене. Поэтому нужно как можно скорее уехать из Москвы и для этого подходит паровоз Аврора. За первый час игры я получил крутые разборки в стиле "предатели за компанию", бурный побег, в результате которого всплывают глубокие философские вопросы: во что еще можно верить? Ради чего стоит жить, ради чего умирать? Есть ли ещё честь, доблесть? Надежда? Таким образом, я отправился в путешествие и на поиск истины, что в купе дало мне 26 часов развлечения и более чем достойное завершение истории Артема.

Моя Одиссея продлилась всего год и провела меня по разным областям России. Тут будет всё: леса, пустыни и города, четыре времени года с их индивидуальными особенностями — включая песчаные бури и муссонные дожди. Ну и конечно же, везде поджидают враги. Как на четырёх лапах, так и на двух. Враги… тут разобраться бы надо, по - хорошему, кто враг. Хочу сказать заранее: я отыгрывал плохую карму, то бишь свидетелей не оставлял. Вообще. Кто видел Артёма и не ушёл с ним — больше о нём ничего уже не расскажет. Вот так мне захотелось и баста!

Франшиза обычно включает в себя несколько линейных этапов, в которых надо строго следовать миссии и заданному пути. Начало Metro Exodus не такое гибкое, как остальная часть игры, но и экшена на квадратный сантиметр тут больше. Ощущение здесь соответствует тому, что я уже знал от предшественников: узкие, темные коридоры, в которых тиканье Гейгера и далекие крики мутантов заставляют биться сердце быстрее.

С другой стороны, игра показывает некий открытый мир, который не такой уж и открытый, но даёт ощущение свободы. Снежный берег Волги, песчаные просторы Каспийской пустыни или зеленые леса российской тайги… это всё даёт ощущение простора. Границы всё же есть, но я как-то редко к ним подходил и не сильно задавался разведкой местности. Я искал детали и ингредиенты, зачищал местность, но всё таки не бродил бесцельно по миру, как я это делал, скажем в Far Cry 5. Здесь есть общая цель, но исход подхода зависит только от Артёма. Я сам решал, когда и чем мне заниматься. Например, я всегда зачищал местность и собирал весь лут прежде чем шёл к основной миссии. Так я перестал испытывать нужду в патронах и деталях для улучшений.

Большой минус для тех, кто играет на других языках: всё сказанное и написанное производит не то же самое впечатление, что и на русском языке. Чего стоит уже упомянутый мной Мельник, он же Миллер и добрая часть перевода. Я потом посмотрел ту же сцену с перепалкой про предательство на немецком языке и атмосфера там убита напрочь. Интонации даже не те, не говоря уже о плоском переводе и подаче а-ля "Гитлер орёт с трибуны". Я понимаю что сложно передать весь тот смак и атмосферу, но такое ощущение, что и не старались. В любом случае, я не стал записывать это в минусы и требовать от немцев русской души.

А ещё игра рассказывает много историй в виде коллекционных предметов. Это, как правило, документы, а иногда и звуки и изображения, которые позволяют глубже погрузиться в игровой мир. Да, если ты идёшь просто по сюжету, то таких историй будет мало, в основном книги и журналы лежат не по пути основного квеста. В конце концов, пока я обыскивал и зачищал местность, то натыкался на интересные места, логова бандитов, мутантов, схроны и просто заброшенные и красивые объекты.

Например, я освободил один лагерь и получил ключ от оружейной, где нашёл прибор ночного видения, а в другом лагере было много обновы для оружия. Рыскать по местности довольно перспективно, хоть и наскучивает под конец. Так или иначе, разработчики 4A Games всегда давали мне предлог для посещения того или иного места. "Сходи на другой конец карты и принеси/возьми ненужную шкурку кролика" — это не про Metro Exodus. В общем, хороший подход и хорошая реализация идеи.

Имей в виду, что все твои действия напрямую влияют на концовку. Если ты убьёшь слишком много бандитов на уровне Каспийской пустыни, то в какой-то момент их лидер по радио станет угрожать твоему отряду тактическим ответным ударом.

Кто не хочет прямой конфронтации должен всё делать скрытно. Не пойман — не вор, как говорится. Если же ты решил как и я, идти напролом и по трупам даже невинных людей, то последствия могут иметь гораздо более серьезный характер. Например, один из участников может покинуть группу или получит серьёзные травмы. Это, в свою очередь, влияет на конец игры. И тут мне тоже понравился ход разработчиков, мол, делай что хочешь, но будут последствия. 4A Games не тычет в нос игроку факты, что вот это и это влияет на то и на то, как это делали Telltale, у которых явно прослеживалась хорошая и плохая концовка. Metro Exodus гораздо более тонко сделана в этом плане.

В целом, мне очень понравился эдакий элемент песочницы. Да, порой хотелось больше линейности, личные предпочтения в той или иной ситуации, если можно так сказать. Иногда я блуждал по пустынным просторам в течение нескольких минут без какой-либо цели. Больше свободы в принципе — это хорошо. Поглазеть на пейзажи тоже хорошо, тем более они сделаны превосходно. Вот только иногда было ощущение, что из-за этой свободы страдает сам геймплей. Ощущения эти были редко, проходили быстро, я не успевал в них удостовериться и ими огорчиться, поэтому тоже в минусы записывать не буду.

Между различными уровнями я проводил время на борту Авроры. Там я читал дневник Артёма, из которого узнавал больше о мире, персонажах, оружии и противниках, а также работал над своим снаряжением, улучшал и подгонял под себя. Хотя на первом плане было взаимодействие с другими персонажами. Я просто стоял и течении 5-7 минут слушал рассказы ваших товарищей. Опять же, найдя в сети те же рассказы, но на других языках (немецкий, английский) я впадал в ступор и в очередной раз радовался, что могу играть в эту игру на русском языке.

Ни атмосфера, ни смысловая нагрузка не идут ни в какое сравнение, но опять же, не буду требовать от англосаксов тонкостей русской глубинки. А товарищи тем временем выдают некоторые интересные, отчасти смешные, отчасти трагические рассказы о своей жизни до или после войны. Вот так, пока я ходил за очередной бутылкой эля, очередной рассказ затронул что-то в глубине моей души, по спине снова забегали огромные мураши и я в два присеста опустошил пол литровую посудину с напитком. А ещё было трудно найти подходящий момент, чтобы уйти. Потому что всегда и везде люди говорят и это может быть обычная болтовня без содержания, но ты стоишь и слушаешь только потому, что боишься пропустить какую-нибудь важную или смешную деталь.

Один критический момент — вопрос с моей стороны: почему Артем такой тихоня? Это решение по дизайну кажется очень странным, потому что по логике во многих сценах Артём должен что-то отвечать, а он либо показывает пальцем, либо… показывает пальцем и молчит как рыба об лёд. Так же я заметил, что разработчики очень старались забрать у Артёма эту надобность что-либо говорить и отвечать, но получилось у них не очень. Под конец у меня сложилось впечатление депрессивного отморозка, который никак не реагирует на сказанное в его адрес и минимум может показать пальцем, мол, да, ага, молчи, туда иди. То есть голосовые связки у него рабочие. Он пыхтит, кряхтит, крякает от натуги и от боли, но говорить не хочет даже когда нужно.

Я бы не хотел видеть в игре диалоги в стиле Fallout, но какие-то мизерные реплики тут должны были быть. Вот за это минус, точнее, за то, что не смогли сделать его "немоту" правдоподобной. Делаешь, так делай хорошо или не делай вообще! Голос диктора, читающего дневник Артёма в начале миссий, ассоциируется у меня с самим Артёмом, с его внутренним голосом, что придаёт ещё большего сюрреализма. Возможно, образ Артёма из книг вступает в конфликт с образом из игры и в моей голове начинается сабантуй. Ведь это два разных человека. В книге Артём хоть и не разговорчив, но всегда говорит осмысленно, показывает чувства. Да даже просто выкрик "НЕТ!" или "ААА!", но и тут тихо.

А вот в бою Артём проявляет гораздо больше страсти. При этом есть большой набор оружия, каждое из которых имеет свои плюсы и минусы. Арсенал включает в себя почти десять стволов, два из которых всегда с собой. К ним относятся "альтернативное" оружие - арбалет, либо пневматическая винтовка, а также такие предметы, как ножи, гранаты и коктейли Молотова. Сама стрельба же оставляет желать лучшего. Я не могу сказать, что она очень реалистична, нет, она на уровне. Лучше, чем в предыдущих частях на мой взгляд и мне хватает, а вот после нескольких часов игры на геймпаде и копания в настройках плавности и резкости стиков, я бросил это дело и перешёл на КиМ.

Exodus — это первый шутер, в который я начинал играть на контроллере и перешёл на КиМ, ибо прицеливание просто ужасное. Автоприцел постоянно наводится на зад противника (баг ли?) и использовать его нецелесообразно. И вот именно по прицеливанию оружие не чувствуется совсем. В той же Destiny 2 я очень хорошо научился раздавать хедшоты со скаутки на геймпаде, а тут просто облом какой-то ненастраиваемый. Опять же, это в минус записать не могу, но на КиМ пересел и сразу стало удобней.

Стволы и припасы не купить и теперь крафтинг стоит в центре внимания. На станках можно улучшить свое снаряжение, изготовить различные расходные материалы, такие как аптечки, воздушные фильтры и боеприпасы, а также почистить оружие. Если стрелять из грязных стволов, то они будут перегреваться и заклинивать. Очень неприятное явление я тебе скажу. Бежит на тебя мутант, а ты тремя пулями стрельнул и всё, клин. Перезарядка занимает время и не факт что снова не заклинит (на частоту клина и перегрева влияет уровень загрязнения). Почти всегда мне наносили большой урон, а иногда просто убивали, так как оружие постоянно выходило из строя. Кстати, у Артёма с собой рюкзак и он может использовать мобильную мастерскую, но в поле у неё ограниченные возможности.

Материалы для крафта можно найти в игровом мире или у побежденных противников. Сих тел можно взять ценные пули и части оружия, с помощью которых можно изменить пушки и подстроить их под себя. Описывать все эти махинации я не буду, в сети достаточно роликов с подробностями. В целом, так называемый Gunplay в Metro Exodus вышел добротным и вызывает только удовольствие.

Со стелсом в игре тоже всё нормально. Это, конечно, не Splinter Cell, но можно спокойно и незаметно бродить по вражеским тылам ночами и избегать конфликта. Правда, если враг обнаружит, то Артёму не поздоровится. Здоровье не восстанавливается, аптечки ограничены, а враги лупят довольно прицельно и грамотно прячутся, правда, совсем не прикрывают друг друга. Кроме того, в игре можно отключить автоприцел, а нехватка боеприпасов, износ оружия и редкие мастерские не давали мне расслабляться на протяжении всей игры.

Некоторые технические аспекты могут дать особо придирчивым личностям повод для критики. Например, время загрузки. На моём ПК всё грузилось довольно быстро, минимум 10 секунд, максимум 29. А вот на консолях (PS4/PS4Pro/XboxOne) уже ощущается значительна разница. Так на моей старушке PS4 загрузка доходила до двух минут, на PS4 Pro от 35 секунд до 67, а на Xbox One от 30 до 50. Вылетов на ПК не обнаружилось, на консолях же время было слишком коротко, около двух часов и за это время вылетов тоже не было обнаружено.

Касательно управления тоже скажу "пару ласковых". Управление занимает всю клавиатуру, некоторые кнопки задействованы дважды. Полное изучение управления заняло у меня около двух часов и об удобстве можно только мечтать (зажать одну кнопку, нажать другую, выбрать третьей). Так же убрали бесконечный бег, Артём просто выдыхается, а подъем и спуск по лестнице теперь активируются нажатием определённой кнопки.

Ну и в заключении:
В своих обзорах я решил работать строго по официальной 10-ти бальной шкале оценивания и её критериям, дабы избежать ненужных "у каждого своя оценка" и "10 из 10 потому, что мне нравится". Есть система, от неё и плясать буду, всё остальное — миф.

Эта игра — Metro Exodus, заслуживает 7 баллов из 10, как я и предполагал в одноимённой теме. То есть: игра владеет ситуацией на разных уровнях по разному и в уже знакомой обстановке довольно неплохо преподносит материал в разных аспектах. Все нужные механики, техники и решения используются "по учебнику", ни больше, ни меньше, а креативность стоит на уровне "новое, это хорошо подготовленное старое". Так же игра чётко следует уже установленным правилам, при этом добавляя своё, не новое, но очень хорошо подходящее под эти самые правила.

Играть в игру определённо стоит как старичкам так и новичкам. Одна история чего стоит и я просто не могу представить, что она оставит кого-то равнодушным. Мне кажется, я достаточно написал текста и изложил всё, что хотел и даже больше… я не хотел что бы игра заканчивалась, а когда пришло время прощаться, то ощутил пустоту и одновременно радость. Как будто ты уезжаешь из места, где тебе было очень хорошо, обратно домой: тебе и радостно и грустно.

Играйте только в любимые игры!
OdinC.

Больше статей на Shazoo
Тэги: